Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными цели»

Русский язык. 9 класс.

Цель урока: формировать навыки работы со сложноподчиненными предложениями.

Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
- определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
- устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
- составлять схемы предложений СПП;
- определять вид придаточного предложения (более подробно – рассмотреть СПП с придаточными цели).
Развивающие:
- развивать синтаксические навыки;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к родному языку на примере предложений из художественных произведений.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Затрещали вражеские автоматы и Иванов тут же пригнулся. (2) Чусовая течет на запад и впадает в Каму на берегах которой раскинулся город Пермь. (3) Простой человек сам знает почем фунт лиха и другого не подведет.
Ключ:
(1) Затрещали вражеские автоматы, и Иванов тут же пригнулся.
[ ], и [ ].
(ССП).

(2) Чусовая течет на запад и впадает в Каму, на берегах которой раскинулся город Пермь.
[ и ], (которой ).
(СПП с придаточным определительным).

(3) Простой человек сам знает, почем фунт лиха, и другого не подведет.
[ , (почем ), и ].
(СПП с придаточным изъяснительным).

Теоретический диктант
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных:

Предложение
Вид придаточного


1
Матвей Кузьмич вёл врагов по родным местам уверенно, хотя было темно.
обстоятельственное уступки

1

2
И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
обстоятельственное места
2

3
Буран бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды.
обстоятельственное следствия
3

4
Когда на сборке машин работают без макета, иногда впопыхах забывают оставить место для какого-то очень важного агрегата.
обстоятельственное времени
4

5
Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках.
обстоятельственное образа действия и степени
5

6
Главной проблемой при полете человека в космос оказалась невесомость, которую вначале вообще не хотели принимать во внимание.
определительное
6

7
Я расскажу вам об опере Чайковского «Пиковая дама», потому что это одна из самых лучших, самых прекрасных опер на свете.
обстоятельственное причины
7

8
Если выйдешь в поле ранним утром, то можешь услышать где-то высоко-высоко звонкую песню.
обстоятельственное условное
8

9
Он знал, что в последний раз идет по этим местам.
изъяснительное
9

10
Полк
· было приказано выйти к самой реке, с тем чтобы ночью форсировать ее.
обстоятельственное цели
10

11
Матросы вглядывались в темную даль, как будто искали что-то, но ничего не видели на поверхности бушующего моря.
обстоятельственное сравнения
11


«Сложноподчиненные предложения с придаточными цели»
1. Придаточные цели отвечают на вопросы «зачем?» «для чего?» «с какой целью?».
2. Придаточные цели присоединяются к главному предложению с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы.

Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений цели:
(1) Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать. (2) Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (3) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры и к ним стремился. (4) Надо добиваться правильного воспитания, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. (5) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не показать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (6) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить. (7) Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой. (8) Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок.
Ключ:
(1) Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать. (2) Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (3) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры и к ним стремился. (4) Надо добиваться правильного воспитания, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. (5) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не показать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (6) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить. (7) Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой. (8) Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок.

Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными цели; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10













(1) Для того чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед.
(СПП с обстоятельственным придаточным цели).

(2) Русский народ был первым народом в истории, который добровольно отказался от господства над другими народами.
(СПП с придаточным определительным).

(3) Уместно будет напомнить, что язык создается народом.
(СПП с придаточным изъяснительным).

(4) Где любовь да совет, там и горя нет.
(СПП с обстоятельственным придаточным места).

(5) Всё это сказано для того, чтобы разбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей.
(СПП с обстоятельственным придаточным цели).

(6) Вид, который открывается перед путешественником, вышедшим на берег Байкала, остается в памяти на всю жизнь.
(СПП с придаточным определительным).

(7) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие.
(СПП с обстоятельственным придаточным цели).

(8) Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину против калитки.
(СПП с обстоятельственным придаточным цели).

(9) Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое пламя.
(СПП с придаточным изъяснительным).

(10) Я поспешил исполнить желание его, с тем чтобы не дать ему говорить.
(СПП с обстоятельственным придаточным цели).

Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

+
-
-
-
+
-
+
+
-
+

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Затрещали вражеские автоматы и Иванов тут же пригнулся. (2) Чусовая течет на запад и впадает в Каму на берегах которой раскинулся город Пермь. (3) Простой человек сам знает почем фунт лиха и другого не подведет.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений цели:
(1) Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать. (2) Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (3) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры и к ним стремился. (4) Надо добиваться правильного воспитания, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. (5) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не показать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (6) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить. (7) Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой. (8) Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными цели; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Затрещали вражеские автоматы и Иванов тут же пригнулся. (2) Чусовая течет на запад и впадает в Каму на берегах которой раскинулся город Пермь. (3) Простой человек сам знает почем фунт лиха и другого не подведет.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений цели:
(1) Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать. (2) Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (3) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры и к ним стремился. (4) Надо добиваться правильного воспитания, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. (5) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не показать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (6) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить. (7) Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой. (8) Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными цели; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Затрещали вражеские автоматы и Иванов тут же пригнулся. (2) Чусовая течет на запад и впадает в Каму на берегах которой раскинулся город Пермь. (3) Простой человек сам знает почем фунт лиха и другого не подведет.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений цели:
(1) Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать. (2) Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (3) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры и к ним стремился. (4) Надо добиваться правильного воспитания, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. (5) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не показать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (6) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить. (7) Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой. (8) Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными цели; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Затрещали вражеские автоматы и Иванов тут же пригнулся. (2) Чусовая течет на запад и впадает в Каму на берегах которой раскинулся город Пермь. (3) Простой человек сам знает почем фунт лиха и другого не подведет.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных предложений цели:
(1) Мне хотелось написать про Зою, чтобы Зоя начала дышать. (2) Для того, чтобы они поняли нашу правду скорее, мы должны идти вперед. (3) Вчера Алексей, чтоб сократить путь, намечал себе какие-то зримые ориентиры и к ним стремился. (4) Надо добиваться правильного воспитания, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. (5) Я старался казаться веселым и равнодушным, дабы не показать никакого подозрения и избегнуть докучных вопросов. (6) Я поспешил исполнить желание его, лишь бы не дать ему говорить. (7) Он предпочел прогулку в линейке, с тем чтобы не разлучаться с милою своей соседкой. (8) Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок.
15