Статья о деятельности музея: Есть только миг между прошлым и будущим…


Задача Школы Будущего - становление России как Родины свободных, способных и талантливых людей. Мы хотим, чтобы у человека, окончившего школу, были способности мышления и понимания, чтобы он мог ставить цели, имел опыт общения и возможности освоения различных способов мышления, коммуникации и действия, овладения исследовательской, проектной, управленческой деятельностью.
    В концепции модернизации Российского образования четко сформулированы задачи, стоящие перед школой: «В этих тяжелых условиях наша школа, материально обессиленная, духовно дезориентированная, болеющая всеми болезнями сегодняшнего общества, остается, тем не менее, основным инструментом нравственного и умственного воспитания подрастающих поколений.
Если мы упустим несколько поколений, как уже было упущено, то будет уже не с кем восстанавливать наше Отечество: Россия, как духовная сущность, как вдохновляющий идеал, перестанет существовать. Система образования в сегодняшних условиях становится одним из главных инструментов преодоления духовно-нравственного кризиса нашего общества. В связи с этим и родилась идея создания на базе школьного краеведческого музея патриотического клуба «Я-исследователь»
  Программа деятельности патриотического клуба «Я – исследователь» при школьном краеведческом музее направлена на решение проблемы воспитания патриотических и нравственных качеств личности, так актуальных в наше время.
Роль клуба в становлении и формировании личности как нельзя лучше выражают замечательные слова Д.С. Лихачева: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране...». 
В ходе работы учащиеся школы осваивают различные виды деятельности: проблемной, поисково-исследовательской, коммуникативной, творческой.            
  Активисты совместно с руководителем музея ведут работу по обустройству, организации музейной комнаты, накоплению материалов, организации и проведению экскурсий, бесед, привлечению учеников школы к поисковой и исследовательской деятельности. Ежегодно организуют и проводят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, осуществляют шефскую помощь.
Актив клуба ежегодно пополняет фонды музея путем привлечения к исследовательской работе детей и взрослых, создания поисковых групп; налаживания переписки, личных контактов   с различными организациями и частными лицами; изучения литературы и других источников; сбора материалов соответствующей тематики; обеспечения учета и хранения материалов; оформления постоянных и сменных экспозиций;  проведения экскурсий, подготовки экскурсоводов; обеспечения использования экспонатов в учебном процессе.
Члены патриотического клуба « Я – исследователь» Шарипова Светлана и Полуэктова Виктория вместе с руководителем музея Нурмухаметовой М.А побывали дома у ветерана педагогического труда Галлямовой Разии Махмутовны, она передала документы и вещи своего отца Нурмухаметова М.Н, погибшего на войне в ноябре 1941 года, в школьный музей.
8 мая 2011 года поисковые отряды Смоленской области, под Ельней нашли останки нашего земляка – воина и в прошлом году произошло перезахоронение солдата на родной земле. Целенаправленно были продуманы классные часы, посвящённые памяти о нашем земляке с использованием материалов и экспонатов, которые помогли сделать уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися.
Очень важно не только использование в образовательно-воспитательных целях коллекцию музея, но и от собранных вещей, письменных и фотодокументов вести учащихся к знанию, так как история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся.
Всю краеведческую и исследовательскую работу в музее ведут учащиеся. В этом году в актив включены уже и пятиклассники. Несмотря на то, что ребята только, что перешли из начальной школы в среднее звено и адаптируются к непривычным для них условиям, работа в музее помогает им в их адаптации, она дает им чувство ответственности за принятые ими решения. Конечно, они работают под руководством более старших и опытных членов «Совета музея», но главное, что ребята заинтересованы и с удовольствием участвуют во всех традиционных мероприятиях:
это работа и встречи с ветеранами;
изучение истории родного края;
помощь в сборе информации об орденоносцах совхоза «Бахаревский», о выпускниках школы, ветеранах педагогического труда, об участниках афганской и чеченской войны.
В этом учебном году, благодаря кропотливой, последовательной и поистине творческой работе наших ребят, и по инициативе активистов патриотического клуба «Я – исследователь» прошла школьная краеведческая конференция «Знай и люби свой край», направленная на воспитание в наших учениках чувства уважения и любви к Родине. Целый год наши активисты собирали и систематизировали данные, была проделана серьезная подготовительная работа к созданию и защите своих проектов.
Юные исследователи - учащаяся 6 класса Закирова Регина для пополнения фонда музея создала папку «Орденоносцы совхоза «Бахаревский», где собран материал о замечательных тружениках села, а помощь оказал бывший директор совхоза Хайруллин Марс Валеевич, он предоставил списки одиннадцати орденоносцев совхоза.
Аскарова А. учащаяся 5 класса в работе «Ветеран педагогического труда» отразила заслуженную педагогическую деятельность своей бабушки Аскаровой Райзаны Нуриахметовны. Шарипова Светлана и Полуэктова Виктория из этого же класса выступили с исследовательскими работами о звездах- выпускниках нашей школы - Шарипове Марате и Хабибжановой Дине.
Проектные работы девочек называются «Я не подобен никому. Не лучший, но совсем другой» и «Стихов синяя тетрадь». Ясюченя Никита, ученик 5 класса написал работу «О моей бабушке»
Ибрагимова А и Баймухаметова Я - учащиеся 7 класса создали папку про Якупова Р «Участник Чеченской войны – наш односельчанин», материалы и фотографии сына предоставила мама Рафката – Якупова Альфия, она всегда тесно сотрудничает с музеем. Школьники, после завершения краеведческой конференции получили высокую оценку от директора школы Абдрахимовой М. Г, она отметила, что каждая исследовательская работа достойна высших оценок, так как вложено немало сил и времени в работы, ведь развитие патриотизма и является началом формирования чувства уважения к своему прошлому, к своему наследию.
Готовится ещё одна большая конференция, посвященная к 25 летию Боровичинской средней общеобразовательной школы. Создана творческая группа учителей, которая подготовила проектные работы по темам: «История средней школы», « Спортивная жизнь школы», «Выпускники школы – участники Афганской войны», «Ветераны педагогического труда» и другие.
Развитие интереса и углубление знаний учащихся в области истории родного края происходит именно в том случае, когда ведется большая исследовательская работа по изучению края, когда собранные учащимися материалы для музея широко используются на уроках и на внеклассных мероприятиях, только тогда учащиеся свою работу в музее будут считать важной и необходимой.
Под руководством педагогов и актива музея к знаменательным датам, особенно в рамках месячника оборонно – массовой работы, проводятся классные часы, где ребята выступают перед учащимися и гостями.
В этом году, экскурсоводы Шарипова Светлана, Полуэктова Виктория, Давлетшина Зарина, Гузаирова Диана провели серию незабываемых для ребят экскурсий, посвященных военнослужащим – героям, погибшим в ВОВ, а также нашим землякам- воинам, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане и Чечне.
Рассказывали и показывали как хранятся предметы старины, что может рассказать одежда, предметы быта, старины, а также истории школы и совхоза «Бахаревский». Экскурсия вносит в историческое представление учащихся образность, конкретизирует их знание по истории края, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим, понять, что история своей малой родины тесно связана с историей страны.
Материал, полученный на такой экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему отечеству. Среди экскурсоводов музея был объявлен конкурс «Выбор лучшего экскурсовода» ею стала Шарипова Светлана с материалом об истории средней школы, она отмечена Почётной грамотой на школьной линейке, за активную деятельность была награждена и Закирова Регина, а также остальные участники конференции
Делая акцент на воспитание патриотизма и изучая эти страницы истории, наши учащиеся создают свою страницу в работе нашего музея. Именно благодаря продуманной, методически грамотно выстроенной работе музея чувствуется уже сейчас уважительное, трепетное отношение наших учащихся к истории своей страны, желание работать дальше, совершенствоваться и привлекать ребят более младшего возраста.
Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы.
В прошлом году наш музей участвовал в районном конкурсе «Путеводитель по школьному краеведческому музею» и занял 1 место, получили сертификат на приобретение мебели для экспонатов.
Создание музея невозможна была без активного участия жителей с. Боровичи и д. Бахарево.Хочется выразить слова благодарности семье Аскаровых Габдрауфу Ракиповичу - ветерану Великой Отечественной войны и его супруге Фаризе Анатольевне, семьям Абдрахмановых Фаату Анваровичу и Рафиге , Ягудиных Зиннату и Гульнаре, Салиховой Залие Габдулганеевне, Сухановой Наталье, Щербинину Юрию, выпускнице школы Сафиуллиной Надие, учащимся и учителям школы и многим другим, за предоставленные документы, фотографии, газеты, экспонаты 18 века и другие реликвии, которые хранятся теперь в нашем музее.
Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разработкой которых занимается совет музея и патриотический клуб. В настоящее время ведется сбор не только исторических материалов, постоянно пополняют музейную коллекцию документы, фото, газеты. Музейными экспонатами стали книги, грамоты и дипломы, творческие и исследовательские работы учителей и учащихся.
В перспективе планируется проведение экскурсий: «История монет», «Выпускникам посвящается, предстоит работа над страницей школьного сайта, где размещен материал о музее, дополнить новыми сведениями...
Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их. В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении
Руководитель школьного краеведческого музея
Нурмухаметова Марзия Аубакировна.








15