Методическая разработка. Сценарий встречи с воинами-интернационалистами, посвящённой Дню защитника Отечества


Историко-краеведческий музей «Истоки»
МБОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий встречи, посвящённой воинам-интернационалистам
«Живая память»
Нашим ребятам, воевавшим в «горячих точках» России, посвящается!

Авторы сценария: Хоменко Клара Петровна, учитель русского я зыка и литературы, руководитель музея, актив музея «Истоки»: Климова Настя, Стерхова Таня
2014 год
Цель:
воспитание у школьников уважения к российским воинам, исполнившим свой долг, развитие взаимопонимания, ценностного диалога между поколениями;
воспитание патриотизма.
Ход мероприятия:
Слайд 1. Чтец 1. О, сколько подвигов на свете.
Они уже в преданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима,
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
Чтец 2. Где только нет сынов твоих, Россия!
Они сражались, побеждая зло…
В Отечественной сколько покосило,
В войне Афганской сколько полегло?
Чтец 3. Жернова войны промололи нас.
На траве роса – в красноватый цвет.
Плакали тогда небеса не раз,
Принимая всех, да во цвете лет.
Замерла душа от таких потерь,
В стороне родной много горюшка,
Все ушли они, да под синь небес,
В грозном том бою, в чистом полюшке.
При дороге там – только белый крест,
Да горит свеча поминальная.
На Руси святой много скорбных мест,
Где звучит в сердцах песнь прощальная.

Учитель.
Сегодняшний наш классный час мы посвящаем русскому Солдату, которому пришлось воевать не только в одной войне. Солдат войны не выбирает, но если она приходит, то он берёт в руки оружие.
Мы находимся в зале, посвящённом Великой Отечественной войне, потому что должны помнить о мужестве и героизме наших солдат в годы войны.
Но мы знаем, что прошло несколько лет, и началась война в Афганистане, а затем Чечня. Эти войны длились в два раза больше, чем Великая Отечественная.
Слайд 2. И для нас война в Афганистане и боевые действия в Чечне - это живая память. Живая, потому что несмотря на большие потери, многие из тех, кто воевал, выполняя свой интернациональный долг в горячих точках, живы.
Чтец 3. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помнить, говорить, петь.
Прослушивание песни «Солдат» в исполнении ансамбля «Любэ» (проходят слайды презентации)
Учитель: В этом году 15 февраля страна отмечала 25-летие вывода войск из Афганистана. Все ли знают, почему наши ребята оказались на службе в другой стране? Что произошло?
Чтец 3. В 1979 году в Афганистане победила апрельская революция. К власти пришло новое правительство, у которого было много врагов. И тогда оно обратилось за военной помощью к Советскому Союзу, но сначала получило отказ. Наше правительство справедливо полагало, что свои проблемы афганцы должны решать сами. А через несколько дней всё-таки решение о вводе советских войск на территорию Афганистана было принято.
Учитель. 25 декабря 1979 года в солнечный зимний день начался ввод войск. Каким увидели Афганистан наши ребята?
Слайд 3. В основном это была молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. Это отразилось в письмах солдат.
Слайд 4. Саша. «Я оказался в Афганистане, и он мне показался раем. Реки- сказочно - голубые, красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков, снизу гор.»
Мальчик 1. Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!
Мальчик 2. Сейчас стоим в Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно…Мама, все цветет, трава, как у нас, зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам вспоминаю свой дом, край свой…»
Чтец 3. Но война в Афганистане чувствовалась постоянно. Душманы (так называли наши солдаты боевиков-афганцев: минировали практически всё: дороги, автомобили, полы, потолки, всё, что мог взять человек рукой или ступить ногой. Эта страна, лишённая всяких дорог, удобств, дорожит своей независимостью.
Чтец 2. Каждое время рождает своих героев. Лицом к лицу по-мужски встречали ребята опасность в суровых горах Афганистана. Свой воинский долг они выполняли до конца. Не случайно тысячи солдат, офицеров награждены государственными наградами.
Чтец 3. Советские воины показывали не только мастерство, но и личный героизм. Например, десантник Александр Корявин уже после завершения боя увидел, что в командира целится душманский снайпер и закрыл его своей грудью. Звание Героя Советского Союза получил посмертно.
Мальчик 1. Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится,
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
Чтец 2. Слайд 6. Трудной была война… Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение – вплоть до ракетных установок.
9 лет 1 месяц и 18 дней продолжалась война в Афганистане. Именно в ту пору ребята узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что – то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с “калашниковым” наперевес.
Учитель: Свыше 15 тысяч наших воинов погибли на чужой земле, 6 тысяч скончались впоследствии от ран и болезней, 311 человек пропали без вести. Это были самые большие потери Советской Армии со времен Великой Отечественной. Время отдаляет нас от тех событий. Однако память о войне по-прежнему болью отзывается в людских сердцах.
Чтец 1. Ещё на границе и дальше границы
Стоят в ожидании наши полки.
А там, на подходе к афганской столице,
Девятая рота примкнула штыки.
Девятая рота сдала партбилеты,
Из памяти вычеркнула имена,
Ведь если затянется бой до рассвета,
То не было роты, приснилась она…
Войну мы порой называли работа,
А всё же она называлась войной.
Идёт по Кабулу девятая рота,
И нет никого у неё за спиной….
Учитель: Память о своих героях народ испокон веков хранит в сказаниях, легендах, песнях.
Слайд 8. Прослушивание песни «Чёрный тюльпан».
Чтец 2. Во время службы у солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально планировалось.
Чтец 3. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 15 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…»
Чтец 4: Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою Родину, но и помогать братским народам. И называлось это “выполнением интернационального долга”. Одни выполняли интернациональный долг, другие восстанавливали «конституционный порядок» в отдельном регионе, третьи выполняли миротворческие миссии ООН в международных зонах конфликта, четвёртые участвовали в контртеррористических операциях. И тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии.
Чтец 5:
Мы шли пружинисто и дружно,
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Запись песни про Афганистан, слайдовая презентация
Песня «В душе осталась война»
Того, кто служил в Афганистане и в других горячих точках мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…Мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем – то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет.
2 ведущий: (Информация о госте) Мы предоставляем слово нашему гостю _______________________.
Выступление гостя.
2 ведущий: Низкий поклон вам за Ваше мужество и героизм.
Песня – «10А»
1 ведущий:
Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Короткое названье Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она – та точка роковая,
Кто знал ее вчера? Она Чечня.
Чтец 4: К сожалению, и сейчас на карте….. вспыхивают все новые и новые “горячие точки”, где необходимо присутствие российского солдата. Среди них боль России - “Чечня”. Для участников вооруженных конфликтов в Чечне, Таджикистане этот день также стал днем памяти.
Чтец 5: Сегодня в Ангое живут ветераны военных действий в Чечне. К нашему общему счастью наши парни, уходившие в армию мальчишками, за короткий срок повзрослевшие, вернулись живыми. А могло быть и иначе.
Какое счастье для родной земли,
Её сыны вернулись из похода!
Они сквозь годы горе пронесли
Достоинство великого народа.
Герои по-мальчишески юны,
Но по-мужски их доблесть окрестила.
Безмерно ликование страны,
Которая таких сынов взрастила.
Чтец 3
Чечня, Кавказ - особая боль каждого русского человека. Именно там, в «горячих точках», пришлось отдавать свой воинский долг нашим ребятам. (рассказ о ребятах) Малахов Олег
Нуриев РашидКашин Василий
Коваленко ВиталийФедосеев Александр4 чтец 
В своих воспоминаниях они с теплотой отзываются о духе товарищества, взаимовыручки, боевого братства, которые помогали им выполнять поставленные перед ними задачи. С огромной болью в сердце ведётся ими рассказ о многих человеческих жизнях, унёсших друзей, при выполнении своего долга. 
Чтец 4: Но почему в расцвете сил гибнут лучшие? В Вечность уходят молодые, навсегда покинув тех, кто их бесконечно любил.
Чтец 5:
Мы хороним любимых, но сколько бы
Не безмерна утрата была.
Нам дано отвлекаться от скорби
На веселые наши дела.
Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь чеченская терпкая горечь
Не спеша, покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет.
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.
Чтец 4: В память обо всех погибших на Чеченской войне, Афганской войне и других горячих точках объявляется минута молчания и зажигается свеча памяти.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Учитель. 
С чего начинается Родина? 4 чтец: 
Для всех нас Родина начинается с места, где мы родились. И это место – посёлок Ангоя. Это и есть наша малая Родина. 5 чтец: 
Красивое, родное сердцу поселение. И так важно сохранить и сберечь этот маленький уголок земли, приумножить его красоты и богатства, сделать его ярче и благополучнее. 
(фильм об Ангое) 
Чтец 1: О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой. Но, жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное – белое, темное – светлое.
Чтец 2: И мы надеемся и желаем Вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.