Конспект классного часа Мой Пермский край


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»

" Мой Пермский край"
Классный час с мультимедийным приложением в рамках реализации программы по гражданско – патриотическому воспитанию
«Я – гражданин России!» для обучающихся 5 класса
Региональный конкурс "Внеклассное занятие"
Автор: Михеева Татьяна Владимировна
учитель математики,
кл.руководитель 6 класса
Ф.И.О. учителя,
должность Михеева Татьяна Владимировна
учитель математики, классный руководитель
Класс
5 класс
Тема занятия Мой Пермский край
Тип занятия Обобщение и систематизация знаний
Используемые технологии Элементы деятельностного подхода.
Дифференцированный подход.
Здоровьесберегающие технологии.
ИКТ технологии.
Коммуникативные технологии.
методы и
формы обучения Наглядный, словесный, практический;
индивидуальная, фронтальная, работа в группах.
Предполагаемый результат В ходе классного часа формируются: представление о городах и природе Пермского края; познавательный интерес; навыки самостоятельного мышления; способность рассуждать, выделяя главное; отстаивать собственное мнение. В процессе занятия обогащается словарный запас, формируются навыки межличностного общения.
Цель занятия Обобщение (уточнение) знаний школьников о городах и природе Пермского края.
Задачи Образовательные Коррекционно-развивающие Воспитательные
- обобщить и уточнить знания о природе и городах Пермского края;
- обогащать, активизировать культурологический словарь;
- продолжать формирование интереса обучающихся к малой Родине;
- коррекция памяти посредством использования стихов;
- коррекция мышления, внимания, памяти посредством викторины;
- коррекция и развитие речи посредством чтения стихов;
- развивать коммуникативные умения при работе в группах;
- расширение кругозора обучающихся;
- развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной культуры.
- развитие умения внимательно слушать литературное произведение, определять замысел автора. - воспитывать положительную мотивацию к обучению;
- развивать познавательный интерес обучающихся к истории Пермского края;
- воспитание любви к Родине и её истории;
- воспитание патриотических чувств;
- воспитывать бережное отношение к памятникам архитектуры;
- развивать регуляторные навыки через игровые моменты;
- формировать необходимые навыки самостоятельной деятельности;
- способствовать развитию умения делать выбор в различных ситуациях;
- способствовать развитию умений самоконтроля.
Базовые учебные действия Личностные БУДы: Регулятивные БУДы: Коммуникативные БУДы: Познавательные БУДы:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- формирование адекватной самооценки.
- воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.
- понимать цель и задачи занятия;
- контролировать свои действия в процессе занятия;
- находить и исправлять ошибки в поведении;
- способствовать развитию волевых качеств обучающихся при включение детей в игровую деятельность.
- развивать умения слушать и понимать других;
- воспитывать уважение друг к другу;
- развивать умение работать в группе;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- воспитывать дисциплинированность;
- создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре и коллективе;
-обеспечение условий для формирования собственного отношения к литературному произведению.
- развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;
- находить пути выхода из проблемной ситуации;
- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать.
Средства ИКТ,
аппаратное обеспечение Аппаратное обеспечение: мультимедиапроектор.
Презентация к занятию.
Ход занятия
Этапы Задачи этапа Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формирование БУД
1 2 3 4 5 6
Организационный Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. -Здравствуйте, ребята!
Начинается урок,Он пойдет ребятам впрок.Постарайтесь все понять,Учитесь тайны открывать!, Приветствуют учителя .Фронтальная Личностные: самоопределение к деятельности.
Регулятивные: оценка своего состояния
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничествос учителем и сверстниками.
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание получать знания.
Актуализация знаний
Определение содержательных рамок урока. Актуализация опорных знаний.
- Гражданами, какой страны мы с вами являемся?
Что называет это слово?
Как вы понимаете значение слова «страна»?
Каким словом еще можно заменить слово «страна»?
Чем интересны слова государство, страна? - Мы являемся частью народа, жителями огромной и богатой страны. Мы граждане России, россияне. Край, в котором мы живем, – это часть большой страны, а дети, то есть вы, – жители России, граждане страны.
- Слушание рассказа Ушинского «Наше Отечество» ( можно дать задание хорошо читающему ученику, можно дать текст на кадре презентации):
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.…Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.(К. Ушинский)
– Обратите внимание, ребята: словом «государство» мы можем назвать любую страну. А что мы называем словом «Родина»?
-Как писатель называет нашу Родину? - Почему мы зовём Россию отечеством?
Как вы думаете, от какого слова произошло слово “отечество”?-Почему писатель сравнивает Родину с мамой? Слушают.
Высказывают предположения
(Россия)
(Государство)
(Эти слова близки по смыслу.)
(Отечество)
( Родина – это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны. Наше государство - Российская Федерация, а наша Родина - Россия.)
Фронтальная Регулятивные:
учатся слушать вопросы и отвечать на них.
Коммуникативные: формулирование своего мнения.
Познавательные:
учатся анализировать информацию
Целеполагание Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого обнаруживается и фиксируется затруднение в учебной деятельности. - Нашу работу мы начнем с не совсем обычного задания.
Я предлагаю вам собрать мозаику.( карта в разрезе)
-Что получилось?
-Что вам напоминает эта фигура?
- Кто из вас догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Да вы правы, сегодня мы поведём речь о Пермской земле, о нашем родном крае, о нашей малой Родине, которую мы должны любить и знать.
- Назовите тему сегодняшней беседы.
Тема: « Мой Пермский край»
- Эпиграфом к нашему занятию будут такие слова
Такие просторы полей и лесов
И небо такой высоты,
И рек синева, и лесная трава -
Все это, Пермский край!
Хватает речке широты и сини,
А с родником она еще сильней,
И для меня бы не было России
Без могучей Перми моей.
( Карта)
( Фигура напоминает контур нашего края),
( О Пермском крае)
« Мой Пермский край»
Читает ученик.
Фронтальная Познавательные:
анализ, синтез, группировка различных фактов, сведений. Коммуникативные:
умение слушать и слышать, учет разных мнений. Личностные: самоопределение к познавательной деятельности. Регулятивные:
волевая регуляция и целеполагание.
Обобщение и систематизация знаний
Словарная работа Организация обобщения, закрепления, расширения ранее полученных знаний.
- Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Изучать можно по-разному. Так и делают различные учёные. А мы попробуем посмотреть на родное Прикамье детскими глазами. Каждый из нас по-своему выражает свою любовь к нашей большой и малой Родине. Пусть эта любовь найдёт отклик и в душах других людей.
Отыскивание слов в буквенном отрезке:
КЛМЧЕРНУШКАНСТПКЛРОССИЯТРППЕРМЬРОШЕН
Задания для работы с учащимися:
1.Сопоставление слов, нахождение общих признаков и разные способы группировки
-Скажите, о чём мы будем сегодня говорить?
2.Какое слово объединит все эти слова в общее понятие?
3.Почему мы можем встретить разные варианты написания слова «Родина» и «родина».
- Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?
-А малая родина – это какая?
-А как называется наша малая родина? - - А почему он называется Пермский?
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном крае. Да, родной край – это местечко, где ты родился, где живут твои родные и близкие, где ты прожил много лет. И каждый из нас обязан знать историю и культуру своего родного края, а также открыть для себя что-то новое, сделать что-то доброе и полезное.
- Сейчас я покажу вам природу и города Пермского края.
- Давайте послушаем стихотворение.
Россия родная и Парма роднаяМеня вы две матери добрых взрастили,И боль в моём сердце,И радость двойная,Судьба по плечу мне и ноша по силе.
-Встретились ли вам непонятные слова? Что такое Парма?
-Какие чувства переданы в стихах? (Россия, Пермь, Чернушка)
(о Родине, о Чернушке, о Перми).
(Родина)
(Пермский край).
(Столица город Пермь)
Работают по презентации
(Парма на языке коми - это природа).
(Любовь к русской природе, гордость за свою родину, её густые леса, полноводные реки, могучие сосны и ели, украшающие берега. Народ ценит красоту своего края и называет зелёным золотом).
Фронтальная; индивидуальная Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные: понимать учебную задачу занятия. Коммуникативные: Формирование способностей конкретно и ясно излагать содержание и отвечать на поставленные вопросы. Выражение своих мыслей, аргументация. Развитие умения слушать и понимать других.
Познавательные:
логический анализ объектов с целью выделения признаков, исключения лишнего. Построение грамотного, осознанного речевого высказывания. Расширение и обогащение словарного запаса детей.
Физминутка Снятие мышечного и психологического напряжения, смена деятельности Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с детьми в классе. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Выполняют упражнения. Фронтальная; индивидуальная Регулятивные: умение технически правильно выполнять двигательные действия.
Личностные: формирование ЗОЖ
Практическая работа Применение полученных ранее знаний на практике. Коррекция и исправление выявленных пробелов. Если то, что я говорю правильно - вы ставите плюс, если не правильно - минус На карте нашего края 40 районов;
Пермский край расположен в Южном Урале;
Пермский край граничит и республикой Коми;
Кудымкар – столица Пермского края;
Главная река края – Кама.
На карте нашего края 40 районов -
Пермский край расположен в Южном Урале –
Пермский край граничит и республикой Коми + -
Кудымкар – столица Пермского края –
Главная река края – Кама +
Индивидуальная Личностные: формирование целенаправленной познавательной и трудовой деятельности. Формирование адекватной самооценки. Познавательные :анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Применение правила при раскрашивании яиц.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Понимание учебной задачи занятия. Выполнение учебных действий в речевой и умственной форме. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация.
Контроль усвоения знаний Обеспечение восприятия, осмысления запоминания детьми изучаемой темы, коррекция выявленных пробелов. - А сейчас мы проведем викторину, в ходе которой вы должны припомнить всё, о чем мы говорили: города и природа.
Выполняют задания. Фронтальная Личностные: формирование целенаправленной познавательной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Познавательные : анализ, аналогия,, осознанное построение речевого высказывания. Расширение и обогащение словарного запаса детей.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Понимание учебной задачи занятия. Выполнение учебных действий в речевой и умственной форме. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. Развитие умения работать в команде. Воспитание дисциплинированности, умение слушать других. Воспитание уважения друг к другу.
Подведение итогов
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся -Я (узнал, смог придумать, представить, изобразить, ) … и захотелось …
-Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
-Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
- Друзья, узнали ли вы что-то новое о Пермском крае?
- Вам понравилось?
- Встаньте те, кто ещё не всё узнал о Пермском крае, остались неоткрытые страницы?
- А о чём вам хотелось бы узнать?
- Пермский край является маленькой частью нашей огромной Родины.
Давайте вспомним, как называл нашу Родину К.Д. Ушинский.- Родина бывает большая и малая. - Какую Родину называют большой?
-А как называется наша малая родина?
- Мне бы хотелось, чтобы вы ребята задумались над нашей темой и продолжили изучения нашего края. А закончить сегодня хотелось бы строчками из песни Сергея Иванова о Пермском крае. Эта песня считается гимном нашего края. (чтение стиха или слушание песни)
Мой Пермский край!У нас с тобой все впередиСудьбой даноНам вместе за руку идти.Седой Урал!Ты вместе с нами молодымсегодня стал.Мой Пермский край —Где начинается рассвет,Мой Пермский край,Пусть Бог хранит тебя от бед!Сегодня, завтра и всегда ты процветай,Мой Пермский край!
Отвечают на вопросы.
(Отечество. Родина. Мать )Фронтальная Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.
Домашнее задание
Обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 1 вариант.
Конкурс на лучшее сочинение. Написать сочинение на тему «Мой Пермский край» (в этом сочинении вы можете написать, что вы сегодня узнали об истории края его городах и природе; достопримечательностях)
2 вариант.
Придумать и нарисовать несуществующий город, памятник архитектуры.
  По завершении конкурса лучшие работы и рассказы будут, как всегда, отмечены грамотами и призами!
Выбирают сами посильное задание и записывают в дневник. Фронтальная; индивидуальная Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения материала.
Личностные:
Формирование адекватной самооценки
Рефлексия деятельности
Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. - Поднимите смайлик- солнце , отражающий ваше настроение.
Поднимают и показывают смайлик. Индивидуальная, фронтальная Личностные: Формирование адекватной самооценки. Осуществление личностной рефлексии. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха.
Коммуникативные: аргументация своего мнения.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Литература:
Л.А.Боровская, Н.С.Жесткова. Наш Пермский край. Пермь. ПГПУ 2010
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край
http://www.zel-veter.ru/ Пермский край