Урок по литературе на тему Раннее романтическое творчество Горького. Анализ рассказа « Старуха Изергиль».11класс

Урок по литературе
Автор разработки Волкова Елена Викторовна
Место работы МБОУ СОШ № 52 г. Барнаула
Тема учебного занятия :
Раннее романтическое творчество Горького.
Анализ рассказа « Старуха Изергиль».
Цели урока :
Образовательные цели: Раскрыть образы героев рассказа «Старуха Изергиль»;Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя; Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.
Развивающие цели: Развивать навыки анализа эпического произведения; совершенствовать умение создавать характеристику литературного героя; развивать речь учащихся; Развивать мышление, умение дискуссировать с обоснованием своего мнения. Совершенствовать умение анализировать, доказывать, формулировать выводы.
Воспитательные цели: Формировать представление о гордости и гордыне;Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и умение их оценивать объективно.
Оборудование урока:
тексты рассказа «Старуха Изергиль», раздаточные таблицы, презентация.Метапредметная тема: гордость и гордыня.
Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, художественное  чтение, сопоставление героев, текста произведения и библейской легенды, частично – поисковый.
Технологии обучения: ИКТ ( презентация); с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти;
Здоровьесберегающая; Технология проблемного обучения.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Основные умения и навыки:
( Развивать навыки  работы с текстом,
(  навыки связной речи,
(  умение слушать,
(  делать записи, выводы,
(  самостоятельно анализировать
( умение сопоставлять, сравнивать;
( работать с различными источниками информации.
Учитель на уроке: -сообщает новый материал, -направляет мысли учеников,
-побуждает к деятельности.
Ученики на уроке:
- анализируют текст; - характеризуют героев;
-отвечают на вопросы; -воспринимают и оценивают информацию;
-дают устные высказывания; -обсуждают мнения других, дискуссируют;
-делают выводы; - сопоставляют героев.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний .
3.Первичное усвоение нового материала.
4.Осознание и осмысление учебной информации
5.Рефлексия.
6. Итоги урока.
7.Домашнее задание.
В результате работы на уроке учащиеся получили « 5» - 2 учащихся, «4» - 4 учащихся.
Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Конспект урока.
Организационный момент
Приветствие, пожелания учителя работать активно и в сотрудничестве с ним.
Запись темы урока, постановка целей урока с привлечением учащихся к целеполаганию.
I. Актуализация знаний
Задание: Прочитайте определение литературоведческого термина и определите это литературное направление, впишите термин и отличительные признаки направления на месте пропусков.
..- особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение ..личности, часто . и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому . и потому находящемся в резком ..с обществом, с людьми.
Взаимопроверка ( пропущенные слова: романтизм; яркой, необычной; одинокой; идеалу; конфликте).
II. Первичное усвоение нового материала
В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
Ранние рассказы М. Горького относятся к литературному направлению романтизму.
Анализ текста
Пейзаж в произведении
Герои рассказа предстают на фоне романтического пейзажа. Докажите это текстом произведения.
Учащиеся читают фрагменты текста с описанием природы.
Беседа по вопросам:
- В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);
- Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
- Какие художественные средства использовал автор в изображении природы, с какой целью? (эпитеты, олицетворение, сравнение, метафору);
- Почему именно так автор изобразил пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).
Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.
- Каково композиционное решение рассказа? Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).
- В произведениях каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песня о Соколе” М. Горький).
- Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?
Анализ легенды о Ларре.
- Кто является главным героям этой легенды?
- Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
- Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).
- Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?                -Старуха Изергиль называет Ларру гордым. Согласны ли вы с героиней?
(дискуссия учащихся. В ходе дискуссии учащиеся высказывают мнение, что Ларре характерна гордыня).
- Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова
( высказывание мнений учащимися).
Давайте посмотрим, как толкуют «гордость» и « гордыню» словари
 Современный толковый словарь Т.Ф.Ефремова
           Гордость – 1) а) чувство собственного достоинство,
                                      самоуважения;
                                    б) Разговор преувеличенно высокое мнение о              
                                       себе и  пренебрежительное отношение к
                                        другим; высокомерие, надменность;
                                 2) чувство удовлетворения от достигнутых
                                      кем-либо успехов, от сознания важности,
                                      значительности чем-либо деятельности;
                                 3) перен. тот, кем или то, чем гордятся.
             Толковый словарь русского языка Ожегова-Шведовой
             Гордость – 1) чувство собственного достоинства,
                                    самоуважения;
                                  2) чувство удовлетворения от чего-нибудь;
                                  3) высокомерие, чрезмерно высокое мнение о
                                   себе, спесь
Гордыня – непомерная гордость.
- К чему приводит гордыня и крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)
- Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
- Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
Анализ легенды о Данко.
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Сообщение учащегося
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Сопоставление библейской истории и легенды о Данко:
- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).
-Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)
- Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).
- Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).
-Ларра совершает преступления, а Данко подвиг ради людей, но у героев происходит конфликт с толпой. Как вы могли бы объяснить, почему в обеих легендах этот конфликт неизбежен?
- Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
III Осознание и осмысление учебной информации
Сопоставление героев ( работа в группах)
После анализа легенды о Ларре и Данко работа учащихся в группах. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.
В результате работы учащиеся сделали следующие записи:
Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии
Данко
Ларра

1. Отношение к толпе
Любовь, жалость, желание помочь им
 
Презирает людей, относится к ним высокомерно, не считается с ними

2. Толпа - герой
конфликт
 
 
конфликт
 
 

3. Отличительная черта характера
Любовь, сострадание, смелость,милосердие, мужество, умение
подавить гордыню
Гордыня, эгоизм, крайний
индивидуализм, жестокость
 

4. Отношение к жизни
Готов пожертвовать своей жизнью ради спасения людей
 
Берет от жизни и людей все, но
ничего не отдает взамен
 

5. Легенда и современность
Голубые искры (свет, тепло)
 
Превращается в тень (тьма,
холод)
 


 


6. Поступки, совершаемые героями
Подвиг ради любви к людям,
добрые поступки
 
Зло, преступление
 
 

7. Отношение писателя к героям
Идеал, воспевает его красоту,
смелость, подвиг ради любви к
людям
Антиидеал, осуждает его
поступки, античеловеческую
сущность

Образ старухи Изергиль
Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).
Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.
К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Учащиеся отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке Проверка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забывала о нем).
IV Рефлексия
Жизненная позиция какого героя тебе ближе и почему?
Быть гордым – это хорошо или плохо?
Продолжите предложение : « Я горжусь .»
V. Итоги урока. Взаимооценка работы на уроке.
V I Домашнее задание:
Творческое задание:
1.Составить свою словарную статью о гордости и гордыне.
2.Написать творческую работу, дав ответ на вопрос: «Что прославляет и что осуждает Горький – романтик в человеке?»

15