Методическая разработка занятия курса «Я исследователь» (1 класс) по теме: Учимся наблюдать.


Методическая разработка занятия курса «Я исследователь» (1 год обучения).
Тема: Учимся наблюдать. Эксперимент.
Цель: познакомить с методом исследования –эксперимент.
Задачи:
познакомить учащихся с понятием «эксперимент»;
развивать способность наблюдать, быть внимательным, обобщать, делать выводы, развивать желание проводить эксперимент;
воспитывать коммуникативные качества.
В результате проведения данного занятия формируются УУД:
- познавательные (учиться ставить вопросы и находить ответы на них, используя практические методы исследования, добывать новые знания, уметь наблюдать и делать выводы);
-регулятивные (определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, действовать по предложенному плану, предлагать разные способы решения проблем);
-коммуникативные (развитие познавательного интереса, повышения самооценки, формирование положительного отношения к исследовательской деятельности).
Оборудование: бумага для принтера, ножницы, глубокая тарелка с водой, цветные маркеры, бечевка белая( 20 см), салфетка бумажная, 2 стакана с водой.
Ход занятия.
1.Мотивационный этап.
Игра «Это я!».
- Кто ученым хочет стать?
(Это я, это я, это все мои друзья!)
- Хочет в облаках летать?
- А энциклопедии читать?
- Хочет дома поскучать?
- А наблюдать и рассуждать?
- Хочет много-много знать?
Сегодня на занятии вы будете настоящими исследователями, а что будете исследовать догадаетесь сами.
2.Актуализация знаний.
- Ребята, отгадайте загадки:
Он пушистый. серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лег. (Снег).
Шириною широко,
Глубиною, глубоко,
День и ночь
О берег бьётся. (Море).
Мост- как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд).
Утром падаю всегда-
Не дождинка, не звезда-
И сверкаю в лопухах,
На опушках и лугах. (Роса).
- Что объединяет все слова-отгадки?
(Все слова-отгадки связаны с водой)
- Действительно, а какие слова помогли отгадать загадки?
- Приведите примеры.
- Какой метод исследования помог автору придумать загадки?
(Метод наблюдения).
-Вы правы, наблюдение -самый доступный из всех методов, послушайте загадку и скажите, что наблюдал автор:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода).
( Вода в природе: пар, туман, лед, снег, море, реки, дождь…)
3.Формулировка темы и постановка цели занятия.
- Нас уже не один раз выручал метод исследования –наблюдение, но не всегда простым наблюдением можно найти истину. Вот, например, как вы думаете, смогут ли бумажные цветы распуститься на воде?
(Предположения детей).
-В природе мы можем наблюдать этот процесс?
- А как нам доказать, ваши предположения верны или нет? (Проверить…, провести опыты, посмотреть результат).
- Кто уже понял, о каком новом методе исследования мы сегодня будем говорить? (Об опыте, эксперименте)
-Верно, мы будем проводить эксперименты, наблюдать и делать выводы.
4. Работа с понятием.
- Как вы понимаете слово «эксперимент»? (Высказывания детей).
- Проверим себя, прочитаем понятие в толковом словаре
ЭКСПЕРИМЕНТ (от латинского experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого исследуются явления природы и общества. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории.
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
-Теперь мы готовы сами экспериментировать.
5.Практическая работа.
- Казалось бы, что мы всё знаем о воде. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими интересными свойствами мы с вами сегодня познакомимся.
Опыт 1. «Смогут ли бумажные цветы распуститься на воде?»
-Напомните ваши предположения.
-А, теперь, проверим с помощью эксперимента.
Этапы эксперимента:
Вырезаем из бумаги для принтера ромашки, раскрашиваем серединки в желтый цвет.
Лепестки ромашек складываем к серединке.
Кладем закрытые цветы на воду.
Наблюдаем. (Ромашки распускаются).
- Как вы можете объяснить, что ромашки распустились? (Предложение детей).
Объяснение учителя.
Сгибая бумагу, мы, тем самым, создаем излом и изменяем ее толщину на месте сгиба. Бумага не обладает достаточной упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Но при попадании в воду, место излома впитывает жидкость, как бы набухает. Деформированный участок от сгиба становится толще, и бумага распрямляется.
- Для чего мы провели этот опыт? (Чтобы доказать, могут или не могут бумажные цветы распуститься на воде).
-Подтвердились ли ваши предположения? (Высказывание детей).
Опыт 2. «Может ли вода течь вверх?»
- Вы уже много знаете о воде из личных наблюдений, а как вы думаете, может ли вода течь вверх?
(Выдвижение предположений).
- Как мы можем доказать или опровергнуть наши предположения?
(Провести эксперимент).
Этапы опыта:
Вырезаем из салфетки полоску.
Наносим фломастерами разноцветные точки с один ряд.
На бечевке также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.
Наливаем в стаканы воду.
Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.
Бечевку помещаем во второй стакан с водой таким же образом, как и салфетку.
Наблюдаем. (Вода поднимается вверх, окрашивая салфетку и бечевку в разные цвета).
- Для чего мы провели этот опыт?
(Доказать, что вода может течь вверх).
- Как вы можете объяснить это явление?
(Высказывание детей).
Объяснение учителя.
Вода смачивает бумагу и бечевку, и материалы намокают. Растекание происходит до тех пор, пока жидкость не покроет всю поверхность
Салфетка имеет пористую структуру и состоит преимущественно из целлюлозы, которая, в свою очередь, имеет волокнистое строение. Таким образом, воде не составляет труда найти себе пути-капилляры для движения вверх. В бечевке процессы протекают аналогичным образом, с той лишь разницей, что она состоит из цельных нитей.
- Подумайте, встречается ли такое явление в природе? (Питание растений).
6.Рефлексия.
- С каким методом исследования вы познакомились?
-Что такое «опыт, эксперимент»?
-Закончите фразы:
На занятии я узнал…
Мне было интересно…
Я затруднялся….
Я хочу узнать…
- Спасибо за работу. В дальнейшем мы будем учиться составлять план проведения экспериментов и самостоятельно их проводить.
Задание домой. Удивите родных- покажите им наши эксперименты.
В помощь учителю: (Сайт «Простые опыты»)
http://simplescience.ru/video/the_water_flows_up_the_napkin/