Психологический тренинг для классных руководителей «Умеем ли мы общаться?»


Принятие правил работы в группе Нужно:-Смотреть на того, к кому ты обращаешься.- Выражать свое мнение, начинать речь словом «я»: я считаю, я чувствую, я думаю.- Внимательно слушать, когда говорят другие.- Уважать чужое мнение.- Говорить искренне.- Шутить и улыбаться.- Говорить по одному. Нельзя:- Угрожать, драться, обзываться, передразнивать, гримасничать.- Сплетничать (рассказывать о чувствах другого человека или о его проступках за пределами группы).- Шуметь, когда кто-то говорить.- Врать.- «Ставить» другим оценки, давать определения и критиковать.- Перебивать. Упражнение «Здравствуй, друг!» Здравствуй, друг! – жмут друг другу рукиКак ты тут? – правой рукой хлопают по плечуГде ты был? – треплет ухоЯ скучал! – складывают руки на грудиТы пришёл? – разводят руками в стороныХорошо! – обнимаются «Единственная настоящая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения»Антуан де Сент-Экзюпери Секреты успешного общения Искренне интересуйтесь другими людьми;Почаще улыбайтесь;Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; Будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе;Говорите о том, что интересует вашего собеседника; Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника; • Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно;• Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника;• Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать;• Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него. «Монблан» Монблан это самая высокая гора в Альпах. Педагог на голову выше учеников, обладает хорошими знаниями. Но он как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. «Китайская стена». Отсутствие со стороны педагога каких-то отношений с учениками. Педагог отгораживается стеной, не обращает внимания на учащихся. «Тетерев». Педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. «Локатор» модель дифференцированного внимания, основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых. В общении педагог концентрирует на них свое внимание. "Гамлет"- противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог не уверен в себе, постоянно сомневается, волнуется, озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Такой педагог подобен обнаженному нерву. "Робот" - модель негибкого реагирования Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. "Я - сам" или «Пиночет» модель авторитарная. Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется. "Союз"- модель активного взаимодействия. Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.