Консультация для родителей на тему: «Как научить детей общаться» (характер и коммуникабельность)


Консультация для родителей
на тему:
«Как научить детей общаться»
(характер и коммуникабельность)
Подготовил: учитель-дефектолог – Веденьева Н.Р.
Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но у ребенка не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные способности – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность в общении включает в себя:
Желание вступить в контакт с окружающими (Я хочу!)
Умение организовать общение (Я умею!)
3)знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими (Я знаю!).
Значение взаимоотношений окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить контакт с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Для того, чтобы помочь ребенку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним мы относим: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность- это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.
Показателями благополучной для ребенка обстановки являются:
а) выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
б) уверенность в своих силах,, удовлетворение собой;
в) умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;
г) ощущение свободы, автономности при общении с родителями.
Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаками заболевания является отказ ребенка от контакта со сверстниками, избегание любого общения, ухода в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимостью с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинять боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость и мнительность.
Так же на особенность общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка. Краткая характеристика проявлений различных темпераментов:
Сангвиники – характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, хотя не отличается постоянством в своих привязанностях.
Холерики – энергичны, резки в движениях, у них ярко выражены эмоции. При неблагоприятных условиях – дети холерики становятся вспыльчивыми, не способны к самоконтролю, раздражительны и агрессивны.
Флегматики – характеризуются низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Дети флегматики трудно сходятся с людьми, затрудняются в проявлении своих чувств.
Меланхолики – характеризуются низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. На этом фоне могут развиться эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, тревожность и неуверенность в себе. Таких детей пугает новая обстановка и незнакомые люди.
Самое главное не стремитесь переделать своего ребенка! В каждом из этих типов темперамента есть свои положительные черты. Опирайтесь в общении с ребенком на них.
Беспокойный ребенок.
Вы вдруг стали замечать, что ваш ребенок стал обостренно реагировать на все происходящее вокруг него. То и дело у него на глазах появляются слезы, он стал обидчив, а то вдруг наступают приступы безудержного смеха. Ребенок учится управлять своими эмоциями, он начинает понимать, что эмоции должны быть адекватны определенной ситуации. У него пока еще не очень хорошо получается. Седьмой год жизни ребенка – кризисный, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремиться привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватным способом. А взрослые не всегда выбирают правильную тактику поведения, начинают ругать ребенка за его «кривляния» и «»истерики», не совсем понимая с чем они связаны. Позже это противоречие углубляется, становится все шире и вытекает в подростковые конфликты. Что же делать? Давайте попробуем уделить больше внимания эмоциям ребенка. Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с тем, что ребенок просто не знает, как проявлять свои эмоции. А может быть и другая ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что он видит вокруг. Если мама с папой ссорятся, а ребенок слышит «Отстань!», «Не мешай!», он переживает все это внутри себя, и эти переживания проявляются в его эмоциональных реакциях. Необходимо познакомить малыша с несколькими основными эмоциями, и с тем, как они проявляются. Эмоциональная неустойчивость часто отличаются двигательно расторможенностью, беспокойным сном, они иногда бывают сильно напряжены, что так же влечет за собой нервные срывы.
Как строить стиль общения с вашим беспокойным ребенком:
- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со своими членами семьи;
- своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не будет чувствовать себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять;
- помните, что истеричные приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так или иначе.
Ребенок с нарушенной самооценкой.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми, и на основе этого сравнения вырабатывается мнение о себе, о своих возможностях и способностях, черта своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую родители забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Кому из нас не приходилось слышать реплики: «Ну вот, посмотри, как сделал Петя. А что опять у тебя случилось?» или «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки так и не научился». Много подобных реплик можно услышать от родителей, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок и складывается мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Наша самооценка может стать слишком высокой или слишком низкой, а может находится на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки:
- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тоем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные задания и получает удовлетворение от сделанного;
- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслужил. Помните, что похвала, как и наказание должна быть соизмерима с поступками;
- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но так же покажите, что другие могут быть в чем то лучше;
- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинство другого и покажите ребенку, что он так же может достичь этого;
- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам;
- не сравнивайте ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собой ( тем, каким он был вчера и может стать завтра).
Агрессивный ребенок.
Часто встречается ситуация, когда слышишь от родителей: «Такой хороший мальчик был, а теперь драчун!» Такие превращения из «хорошего, доброго мальчика» в драчуна и задиру встречаются достаточно часто. Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по той или иной причине не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого.
Нередко встречаются ситуации, когда агрессивный ребенок является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Они заставляют ребенка что-то делать, вызывая у него реакцию протеста. Агрессивность так же может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Принципы общения с агрессивным ребенком:
- помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
- показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
- пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените, принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Конфликтный ребенок.
Существует много факторов, вызывающих вечные ссоры и способствующие развитию конфликтности. Возможно, ребенку не хватает в семье внимания и заботы, и он стремиться оказаться в центре внимания, а драка – хороший способ не только оказаться в центре, но и показать свое превосходство над другими. Для общения с конфликтными детьми очень важно, насколько родители последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Некоторые из них, прося ребенка прекратить ссору, не показывают должной уверенности. Одни родители постоянно нервничают, т.к. ждут ссор от своих детей, жалуются другим, нередко в присутствии ребенка; у других появляется какое – то скрытое смирение перед этой чертой характера, они воспринимают его конфликтное общение как неизбежность. Однако с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. Но в начале, важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности вашего ребенка. Если дома он – безусловный центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то разумеется, ребенок ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и , конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо не только несколько изменить свое отношение к ребенку, но и научить его бесконфликтно общаться с другими детьми.
Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его душе чувства в ссоре. А, может дома он постоянно видит, как мама ругается с папой и начинает подражать взрослым. В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с вами, что-то не так. Поэтому занимаясь с конфликтным ребенком, готовьтесь к тому, что и вам придется несколько изменить свое поведение.
Советы, касающиеся стиля поведения родителей с конфликтным ребенком.
- сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
- не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защитить своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
- после конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти новые способы выхода из конфликта;
- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет провоцировать их;
- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссоры один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Застенчивый ребенок.
Застенчивость – это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащая человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающие:
- застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;
- она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;
- не дает возможность другим людям оценить положительные качества человека;
- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;
- сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.
Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая – то эмоциональная угроза. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребенка с другими людьми и закрепляется. Может быть, ваш ребенок за свои 5-6 лет уже несколько раз испытывал опыт неудачного общения с людьми в определенной ситуации, или знает, как общаться, но по определенным внутренним причина не хочет этого. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывать постоянную тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности, связанное с общением, может вести к самоунижению ( «Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный», «Я без мамы не смогу»). Иногда и мы взрослые негативно отзываемся о застенчивом ребенке, еще больше занижая его самооценку. Так же есть вероятность ,что и сам ребенок слишком критично относится к себе.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. С возрастом у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости, не только не помогает, а даже мешает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить свою застенчивость, поскольку не верит в свои силы.
Стиль поведения с застенчивыми детьми.
- расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам;
- не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий;
- постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах;
- привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в контакт с «чужими» взрослыми.
Иногда застенчивость с возрастом проходит. Но, к сожалению, встречается не всегда. Большинству детей необходима помощь взрослого. Работа должна вестись согласованно с педагогом и родителем, постоянно и терпеливо.
Замкнутый ребенок.
Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.
Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже самое непродолжительное ее отсутствие.
При общении с замкнутым ребенком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в его присутствии с кем то незнакомым или малознакомым. При этом старайтесь создать такие условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держите его за руку или поглаживайте по голове.
В процессе постепенного приобщения ребенка к обществу у него постепенно формируется спокойствие и адекватное отношение к общению, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь. Замкнутость можно и нужно корректировать.
Советы родителям замкнутых детей.
- расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а так же, какое удовольствие вы получили, общаясь с тем или иным человеком;
- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить вашу проблему.