Урок-обобщение по теме: Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.


Урок 7 класс Дата______
Тема урока: Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: познакомить учащихся с размножением и процессом регенерации кишечнополостных на примере пресноводной гидры.
Задачи:
Образовательные: раскрыть особенности размножения и развития гидры;
продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.
Развивающие: способствовать развитию у школьников умений распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры, работать с учебником и дополнительной литературой;
обеспечить ситуации, способствующие развитию у обучающихся аналитико-синтетических умений: сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к кишечнополостным животным и к природе в целом, выявив роль кишечнополостных в природе, в цепях питания, в жизни людей;
создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности при выполнении заданий, чувства взаимопомощи при изучении трудных участков темы, навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.
Оборудование: презентация, рисунки, видеоролики.
Ход урока.
Организационный момент: Положительный психологический настрой на урок.
Актуализация знаний. Будьте внимательны. Я вам прочитаю вам сказку, она вам поможет в выполнении заданий в группах.
«Сказка про гидру». В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила – была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась – то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.
Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра – непонятная, необычная и очень одинокая.
Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.
1 группа. Рассмотрите гидру на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра? (работа с текстом, вставьте пропущенные слова в тексте) Гидра прикрепляется ... к субстрату, на другом конце находится ..., окруженный ... . Гидра ... организм. Клетки ее специализированны, образуют ... слоя. Между ними находится ... . Отличительный признак кишечнополостных животных наличие ... клеток. Их особенно много находится вокруг рта…. Наружный слой называется ... , внутренний слой ... . Через рот пища попадает в ... полость.
(Ответы: подошва, рот, щупальцы, многоклеточный, два, мезоглий, стрекательные, щупальцы, эктодерма, энтодерма, кишечная).
2группа. Опишите способ передвижения гидры (С помощь аппликации изобразить передвижение гидры).
3группа. На рисунке изображение гидры. Назовите части тела гидры.
4группа. Найдите на рисунке (с.142, рис. 97) 2 слоя клеток. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. Заполните предложенную таблицу.
Функции клеток тела пресноводной гидры.
  Функции, выполняемые клетками. Названия клеток. Слой тела.
1 Восприятие раздражения, передача возбуждения.    
2 Восстановление утраченных или повреждённых участков тела.    
3 Передвижение гидры, изменение её формы тела.    
4 Переваривание пищи в пищеварительных вакуолях.    
5 Защита от нападения.    
Итог.
Основная часть. Изучение нового материала.
Кишечнополостные животные дышат, питаются, растут.
Скажите, а какое ещё свойство характерно для них? (Верно, размножение).
Какими способами размножаются растения?
Тема сегодняшнего урока «Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе».
Цель: выявить особенности размножения, значения в природе кишечнополостных животных.
А). Способы размножения кишечнополостных.
Используя материал на странице 143 параграфа 37 учебника под редакцией К.Кайыма, заполните схему «Способы размножения гидры»: показ видеоролика.
Способы размножения гидры

половой
бесполый

Сперматозоид + яйцеклетка = яйцо (зигота)…гермафродит.
почкование

Среди гидр встречаются как раздельнополые виды, так и гермафродиты.
Гермафродиты — особи животных, способные образовывать как мужские, так и женские половые клетки. 
Работа в группах:
Используя материал на странице 144 параграфа 37 под редакцией К.Кайыма и приложение №1, изучите, осудите в группах «Размножение кишечнополостных», зарисуйте рисунки в тетради.
Б). Бесполый способ размножения.
-457201905В теплое время года и когда много пищи в водоемах, гидры быстро размножаются путем почкования (бесполый способ): на её теле появляется маленький бугорок – выпячивания стенки тела. Эти выросты увеличиваются, на свободном конце тела гидры образуются щупальца и рот, а затем – подошва. Молодая гидра первое время остается соединенной с материнской при помощи стебелька. Внешне все это напоминает развитие побега растения из почки (отсюда и название этого явления - почкование). Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно. Процесс роста почки от крохотного бугорка до сформировавшейся особи занимает несколько дней.
У колониальных коралловых полипов при почковании дочерние особи не отделяются от материнского организма, из – за чего происходит рост колонии.
В). Половой способ размножения.
С наступлением неблагоприятных условий (осенью): при понижении температуры воды, гидры погибают, но перед этим на их теле образуются половые железы в виде вздутий: в одних – формируются сперматозоиды (мужские половые клетки), а в других – яйцевые -3746578105клетки (женские половые клетки). Созревшие мужские половые клетки выходят в воду и свободно плавают в воде при помощи жгутиков и проникают в полость тела гидр, оплодотворяя неподвижные яйцеклетки. Когда образуются яйца, гидра, как правило, погибает, а яйцо остается живым и падает на дно. Весной оплодотворенное яйцо начинает делиться, образующие клетки располагаются в два слоя. Из них развивается маленькая гидра, которая при благоприятных условиях выходит наружу из яиц.
Таким образом, многоклеточное животное гидра в начале своей жизни состоит из одной клетки — яйца.
-11430-144780Медузы раздельнополы. Оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом. Жизненный цикл происходит с чередованием поколений. Половые клетки выводятся наружу через ротовое отверстие. Оплодотворение и развитие происходят в воде. У медузы из оплодотворенных яйцеклеток (яйца) развиваются личинки - планулы, покрытые ресничками. Через некоторое время они опускаются на дно и из них образуются маленькие полипы. Подрастая, они отпочковывают медузок.
Таким образом, сцифоидные медузы обладают четко выраженным чередованием полового и бесполого поколений, причем наиболее развита половая стадия.
У актиний оплодотворение яйцеклеток и развитие зародышей происходит в кишечной полости, из которой потом выходят маленькие актинии через рот.
Г) Регенерация (показ видеоролика). Регенерацией называется восстановление организмом утраченных частей на той или иной стадии жизненного цикла.
Д) Значение кишечнополостных в природе.
Используя материал на странице 144- 145 учебника и приложение № 2, составьте в виде двух кластеров «Значение кишечнополостных в природе» и «Значение кишечнополостных в жизни человека».
Закрепление. Подведение итогов: Тестирование по биологии. 7 класс. Тема: Тип Кишечнополостные.
Для кишечнополостных характерно размножение: бесполое (почкование) и половое.
Развитие у гидры прямое. А у морских полипов, например, коралловых, развитие непрямое со стадией личинки (планулы).
Большинству видов кишечнополостных характерны сложные жизненные циклы: у них закономерно чередуются половые (медузы) и бесполое (полипы) поколения. У гидр и коралловых полипов поколения не чередуются, поэтому их полипы способны размножаться как вегетативно, так и половым путем.
5.Домашнее задание. Изучить параграф 37. Творческое задание:
Подготовить сообщения по теме «Многообразие кишечнополостных».
Рефлексия:
Выбери рисунок соответствующий вашему настроению на уроке:

Сегодня необычный день, так как у нас в классе-гости. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок тоже хочется необычно. Послушайте одну историю:
У Мудреца однажды ученик спросил,(он перед этим бабочку словил):– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ:Жив мотылек в руках моих иль нет?Ладони в этот миг легонько сжал... Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: – Ты держишь все сейчас в своих руках!
Результат нашей с вами работы-в наших руках, то есть зависит от нас. Вы верите в свои силы? И я верюв ваши силы. Желаю вам на уроке удачи!
Ответьте на вопросы.
1. Почему тип Кишечнополостные получил такое название? (это двуслойные многоклеточные животные с единственной полостью тела – кишечной). Какие функции выполняет кишечная полость?
2.  Гидра - малоподвижное пресноводное животное, медуза быстро плавает в толще морской воды. Почему этих животных относят к одному типу? (кишечная полость).
3.  Гидра и актиния по своему внешнему виду напоминают растения. Какие признаки указывают на то, что это животные? (способ питания).
4.  Общий план строения тела многоклеточного животного определяется в первую очередь характером симметрии его тела. Какая симметрия тела характерна для кишечнополостных?
5.  Через ротовое отверстие у кишечнополостных происходит не только прием пищи, но и выведение непереваренных остатков. Чем это можно объяснить? (примитивностью строения).
6.Тело кишечнополостных состоит из многих клеток. Чем сходны клетки кишечнополостных? (дифференцированы). Чем объясняется их различие? (выполнением функций). Почему клетка кишечнополостных не может существовать вне организма? (связана с другими клетками).
7.  Нервные клетки у кишечнополостных имеют звездообразную форму. Сообщаясь друг с другом своими отростками, они образуют нервную систему. Почему такую нервную систему считают примитивной? (они разбросаны по всему телу).
8.  Простейшие и кишечнополостные по-разному реагируют на раздражения из внешней среды. В чем состоит их отличие? Что такое рефлекс? (у простейших тело состоит из одной клетки, а у кишечнополостных есть специальные нервные клетки).
На рисунке изображение гидры. Назовите части тела гидры.

1-
2-
3-
4-
5-
6-
7-
8-
Тестирование по биологии. 7 класс. Тема: Тип Кишечнополостные.1. Кишечнополостные - это:А) одноклеточные животные Б) многоклеточные животные Г) трехслойные животные2. Стрекательные клетки характерны:А) для всех кишечнополостных в) только для гидрыБ) только для актиний г) для некоторых опасных медуз3. Процесс почкования у гидры - это:А) форма полового размножения в) регенерацияБ) форма бесполого размножения г) рост гидры4. Раздражимостью называют:А) действие раздражителя Б) захват добычи хищникомВ) свойство клеток и целого организма отвечать на воздействие среды изменением своейдеятельности.Г) ответ на раздражение.5. Животные с радиальной симметрией:А) активно передвигаются Б) малоподвижные или сидячие
В) имеют правую и левую сторону Г) имеют брюшную и спинную сторону
6. Ответную реакцию организма на раздражение, осуществляемую нервнойсистемой, называют:
А) раздражением Б) раздражимостью
Б) рефлексом Г) движением
7. Важную роль при движении гидры играют:А) стрекательная нить Б) пищеварительная клетка
Б) мускульное волоконце Г) промежуточные клетки
8. В половом процессе участвуют:А) клетки тела Б) мужские и женские половые клетки
В) клетки внутреннего слоя Г) только женские гаметы
9. Какие клетки тела кишечнополостных содержат яд?А) мускульные Б) железистые
В) стрекательные Г) половые
10. Почкование гидр происходит:А) осенью Б) с наступление весны В) в любое время года
Ответы: 1-б, 2-а, 3-б, 4-г, 5-б, 6-б,7-б, 8-б, 9-в,10-б.
Лист оценивания знаний учащихся.
Группа 1.
Ф. И. учащегося Оценка работы.
Работа в группе. Индивидуальная работа. Общая оценка за урок. Примечание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лист оценивания знаний учащихся.
Группа 2.
Ф. И. учащегося Оценка работы.
Работа в группе. Индивидуальная работа. Общая оценка за урок. Примечание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лист оценивания знаний учащихся.
Группа 3.
Ф. И. учащегося Оценка работы.
Работа в группе. Индивидуальная работа. Общая оценка за урок. Примечание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Лист оценивания знаний учащихся.
Группа 4.
Ф. И. учащегося Оценка работы.
Работа в группе. Индивидуальная работа. Общая оценка за урок. Примечание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10