Технологическая карта урока по литературному чтению по теме Способы передачи настроения в стихотворении Э. Мошковской «Косматая – косматая» (2 класс)

Технологическая карта урока
Предмет литературное чтение (система РО Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова)
Класс 2 А
Учитель Зудилова Светлана Александровна
Тема. Способы передачи настроения в стихотворении Э. Мошковской «Косматая – косматая».
Замысел: Чтобы передать настроение в стихотворении, нужно прочитать его «по – взрослому».

Стадия.
Задание для нее.
Содержание детского\ взрослого поискового действия



Версии детей (учителя)
Предполагаемое обсуждение версий детьми.
Детская инициатива по изменению хода поиска.
Ответное поисковое действие учителя.
Предполагаемые результаты детей.

Знакомство с биографией писателя.
















Стадия практических версий.


Неудачная проба выполнения задания.

















Озадачивание содержанием предстоящего учебного действия-поиска.
Что именно надо исследовать?
- Прочитайте текст на листочках и приготовьтесь поделиться информацией с товарищами. (расскажите своими словами, что вы запомнили)










-Открываем с.56
Перед вами одно из стихотворений Э. Мошковской.
- Кто из вас сможет прочитать это стихотворение, передав настроение героев?


- Кто-нибудь хочет высказать своё мнение о чтении?
- У всех ли ребят получилось верно прочитать?

- Почему возникли затруднения?








- В чём же нам надо разобраться?































Не у всех.





- не потренировались
(первый раз увидели текст)
- волнуются
- не вдумались в каждое слово
- не разобрались в смысле текста


Эмма Эфраимовна Мошковская - русская детская писательница. Она родилась в 1926 году в Москве.Она увлекалась пением, занималась в хоровой студии. Окончила музыкальное училище.2) Ещё она писала сказки и рассказы. Особенно любила сочинять стихи для детей. Когда ей было 35 лет, её первые стихи были напечатаны в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». 3) Эмма Мошковская умерла, когда ей было 55 лет. Но её произведения до сих пор любят читать и переводят на разные языки мира.
































































Просьба поставить такой вопрос, учитывая все прозвучавшие догадки.






Фиксация вопроса на доске.
Дети читают и пересказывают отрывки текста о писателе.















Дети пытаются читать, но у них не получается передать голосом настроение.
( 5 чел.)





Дети дают комментарии.















Задают вопрос:
Каким способом передать настроение в стихотворении?








Стадия общих теоретических версий.
Выдвижение гипотез.




Пробуют построить новую модель.





Стадия сорганизованного построения учебного действия-поиска.
Утверждение той гипотезы, которая становится открытием.




















































Работа в паре.
(с использованием построенной модели)










Проверка работы пар.






- Что же будем делать, для того, чтобы решить нашу проблему?




- Что значит прочитать «по-взрослому»?







1) Чтение учителем.



2)
Прочитайте первый отрывок.
- Кто является главным героем стихотворения?
- По каким словам об этом можно догадаться?







- Что заслонила туча?


- Как бы вы изобразили эту картину, если бы были художниками?
3) Прочитайте, следующие три отрывка.
- Что стало происходить в природе?
- Как ведут себя муравьи? Какое чувство они испытывают?

- А червяки-чудаки?

- Почему?


4)
Прочитайте, как ведёт себя туча.


- С кем автор сравнивает героев?
Зачем он так делает?

5)
Мы постарались исследовать содержание стихотворения, представить героев.
Теперь попробуйте голосом передать настроение стихотворения.
6)
Задание на карточках.
- Определите смену настроения.









- Надо научиться читать стих.
- Выразительно прочитать.
- Надо вдуматься в каждое слово (понять смысл).



















туча



косматая, лохматая





Лохматая-лохматая

Солнце












Они убегают, прячутся.

Испытывают страх.

Они улыбаются, не боятся тучи.
Это дождевые черви.


Плачет, рыдает, пузыри по лужам пускает.

С человеком
С людьми
.






Читать «по-взрослому»
/ \
Исследовать прочитать

содержание выразительно

Паузы
голоса
Ключевые
слова
интонация

·








Слова даны в переносном смысле (чтобы точнее, лучше представить тучу).









Автор зашифровал героев, чтобы было интересней читать.



























Автор оживляет предметы, чтобы было интересней читать.


- А как его надо будет прочитать?






Фиксация на доске той версии, которую выдвинул ребёнок.
Проектирую своё участие в постановке вопроса.














- А когда я слышу слова косматая-косматая, мне представляется девочка, которая не расчесалась.

- Может это собака?

- Но автор прямо не указал, что это солнце.










- Как повели себя листья?
Травы?















Обвожу маркером в модели выполненное действие (исследовать содержание)- вопрос найден, открытие работает.




1 ряд – как туча появилась на небе
2 ряд- настроение природы
3 ряд- поведение тучи во время дождя

Надо его прочитать «по-взрослому».





Чтобы передать настроение стихотворения, надо прочитать его «по-взрослому».





Дети «прочитывают глазами» за учителем.

Читают про себя.





















Читают про себя.















Читают про себя.














Работа в паре.
Выразительное чтение отрывка.

Работа в паре.
(на листах)
1 часть
1. Читать тревожно, громко
2. С сожалением
3. Крайне удивлённо
2 часть
1. Испуганно, тревожно
2. Стремительно
3. С усмешкой, миролюбиво
3 часть
1. Медленно, тягуче
2. С сожалением
3. Удивлённо

Выступление у доски (одной пары с каждого ряда).

Стадия личностно – теоретических версий.
Самостоятельная работа с использованием модели.
Детская инициатива спланировать самостоятельную работу.




Проверка чтения.
Демонстрация владения новым способом предметного действия.














Открытый способ привёл (пока не привёл) к успешному выполнению нового предметного действия.

- Остался последний отрывок в стихотворении.
Попробуйте самостоятельно прочитать его, передавая настроение героев.




- Какую интонацию надо было выбрать?




- Те ребята, которые не смогли передать настроение в начале прочтения. Сейчас справились с задачей.
- Что помогло им?

- Почему у нас получилось передать настроение стихотворения?

- Кому понравилось это стихотворение?
- Как Э. Мошковской удалось сделать эту историю интересной?




- Можно ли воспользоваться этим текстом для создания сценки?
- К этому вопросу мы вернёмся на следующем уроке.










Прочитать с усмешкой,
С иронией.






Модель
Старание, тренировка в чтении.





- зашифровала героев,
-оживила их
- подобрала интересные слова (в переносном смысле)
- подбирала разную интонацию ( всё время меняла настроение в стихотворении)
Можно




















Слушаем версии полученных решений.
- выбрать «образец» чтения
- спланировать, над чем ещё надо поработать, чтобы добиться лучшего результата.
























Автор является «волшебником слова».




















Что значит с иронией?



.





















Слова нужны не только для того, чтобы назвать предмет.









- Но ведь здесь нет диалога.




Самостоятельная работа с использованием модели.












Ирония – тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме (из словаря Ожегова)












Мы научились читать «по-взрослому».







Слова нужны для того, чтобы выражать настроение.




















Оргпроект коллективно-распределительной деятельности первой части урока-диалога.

Форма
учитель – пары - класс


Принцип
Индивидуальных вкладов, обмен позициями


Место
парта


Оборудование
У уч-ся – карточки с текстом – биографией писателя.





Оргпроект второй части урока-диалога.

Форма
Учитель – класс
Учитель – пары - класс




Принцип
Обмена позициями
Индивидуальных вкладов, Обмена позициями




Место
Парта
Магнитная доска




Оборудование
У учителя – учебник, карточки к модели, маркер
У учащихся – учебник, карточки с текстом, фломастер





Оргпроект третьей части урока – диалога.

Форма
Учитель - класс





Принцип
Индивидуальных вкладов

Обмена позициями

Содержательного распределения действий

Место
Парта

Магнитная доска



Оборудование
Индивидуальные листы, фломастер






Заголовок 215