Конспект урока по окружающему миру на тему« Потребители и разрушители леса»(3 класс).


Подробный конспект урока.
Организационная информация
Тема урока « Потребители и разрушители леса».
Предмет Окружающий мир
Класс 3 а
Автор урока (ФИО, должность) Зеленина Ольга Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории
Образовательное учреждение МБОУ «СОШ №1»
Край, город/поселение г. Касимов Рязанской области
Методическая информация
Тип урока Получение новых знаний.
Цели урока 1)познакомить учащихся с животными, растениями леса, их профессиями в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу;
2) развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; 3)продолжить формирование умения учащихся видеть красоту родной природы, ценить её.
Задачи урока Повторить понятия «экосистема», «цепь питания»;
2. Научиться применять знания, полученные ранее, при изучении нового материала;
3. Осуществить промежуточный контроль
4. Сформировать представление о лесе как о природном
сообществе.
5.Развивать умение находить взаимосвязи в сообществе,
распознавать растения, животных.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики в ходе урока Учащиеся должны знать:
- о взаимосвязи в экосистеме;
- растения и животных своего края.
- о правилах поведения в природе;
- о роли человека в природе;
- о значении леса для человека.
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать взаимосвязи между растениями, животными в экосистеме;
- распознавать растения и животных, выделять среди них группы и подгруппы;
- рассуждать о роли человека в природе.
Необходимое оборудование и материалы у учителя:
мультимедийный проектор;
экран;
авторская презентация, программа электронного сопровождения - Microsoft Power Point;
карточки с заданиями ;у учащихся:
Вахрушев А.А. Окружающий мир. Обитатели земли: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь. М.: Баласс
Цветные карандаши.
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся
1.Организационный момент. Психологический настрой.
- Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. Даже солнышко посылает вам свои тёплые и добрые лучи. Сегодня мы c вами отправляемся путешествовать по … Об это вы догадаетесь сами, если справитесь с некоторыми трудностями, возникшими на нашем пути. Но я уверена, что ваши знания, ваша взаимовыручка и терпение помогут вам преодолеть все преграды.
Ход и содержание урока

2. Актуализация знаний.
- Итак, первое задание. Сейчас группы получат конверты с фотографиями и подумают, что объединяет все фотографии в конверте.
Дети работают в группах, раскладывают фотографии, обсуждают их и делают выводы:
1 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы озера (перечисляют их). Озёра бывают проточные и бессточные.
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.
2 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы болота (перечисляют их).
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.
3 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы луга (перечисляют их).
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.
4 группа: в нашем конверте собраны представители экосистемы леса (перечисляют их). Это главные производители леса.
На доску вывешивается табличка с названием экосистемы.
На доске: ОЗЕРО БОЛОТО ЛУГ ЛЕС
- Перед нами названия экосистем. А что же такое экосистема?
(Связь живой и неживой природы, где живые существа разных «профессий» поддерживают круговорот веществ)
- Какие «профессии» живых организмов вы знаете?
(Производители – растения, потребители – животные, разрушители – микроорганизмы, грибы)
- А что такое круговорот веществ?
(Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом)
- Скажите, а как эти экосистемы связаны между собой?
Дети рассказывают:
- Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.
Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.
Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти всё выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.
- Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга?
(Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые)_ Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса?
(А экосистема леса какая? Какой в ней круговорот веществ?) - давайте вспомним основные части экосистемы.
(Воздух, вода, почва, горные породы, производители, потребители, разрушители)
- Вспомним, из каких частей состоит дерево и какую роль они играют. Возьмите 2 конверт. Подпишите части дерева в столбик и обозначьте подходящими цифрами их значение.
Дети работают в группах. Задание проверяется.
-Лес, как дом многоэтажный.
Он стоит высокий, важный
Чудо - лифт у леса будь,
Мы отправились бы в путь.
У земли мы дети с вами
Чтобы точно увидали? (травянистые растения)
И на среднем этаже
Мы находимся уже.. (кустарники)
Лифт поднимет вас повыше –
Прямо под лесную «крышу» (деревья)
Возьмите 3 конверт, распределите растения по этажам.
Работа проходит в группах, проверка у доски.
3. Постановка проблемной ситуации.
Итак, мы отправляемся в лес. (просмотр презентации)
Мы по лесу погуляли, а никаких животных не встретили. Наверное, они в лесу не так важны. Как вы думаете? (различные мнения) Давайте это обсудим.
4. Определение темы урока.
На прошлом уроке мы говорили о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего урока….
«Потребители и разрушители лесной экосистемы»
4. Совместное открытие новых знаний
а) - Лес – это не только растения, но и животные. Каких обитателей лесов вы знаете?
Сегодня ребята по специальному заданию приготовили для вас сообщения о роли некоторых обитателей лесов. (выступление ребят)
б) Физминутка
в) Посмотрите на следующий слайд. Что на нём изображено?
(обитатели леса и стрелочки, показывающие связи между ними)
Что обозначают стрелочки?
(передачу органических веществ)
Возьмите 4 конверт. Составьте цепи питания.
В группах составляют цепи питания
А сейчас проверь себя, это цепь питания. (проверяют свою работу по слайду)
Можно ли назвать это круговоротом веществ?
(нет, цепь незамкнута)
Да, круговорот – это движение по кругу. Кого же не хватает?
Цепь не замкнута
пока,
Отчего, скажите?
В ней кого-то не
хватает,
Нет в ней ……….
(разрушителей)
Какие вещества образуют разрушители?
(минеральные вещества, необходимые растениям)
Смогут ли деревья жить без других обитателей леса?
Легко ли встретить в лесу животных?
Да, «едоков» в экосистеме леса намного меньше, чем «кормильцев».
Но роль их велика. Без них нет круговорота веществ. У каждого «жителя» своя профессия.
5. Самостоятельная работа.
Заполните предложенную таблицу, распределив лесных жителей по «профессиям»
(заполняют таблицу самостоятельно, проверяют)
В рабочей тетради выполните задание 2 стр.31. Прочитайте получившийся рассказ о роли волков в экосистеме леса.
6. Динамическая пауза
Итак, мы гуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю производителей леса, вы машете руками влево и вправо, если потребителей – скачете на двух ногах. Если я называю разрушителей, то вы приседаете.
7 .Включение в систему знаний и повторение.
Итак, мы получили круговорот веществ, в котором все его участники справляются со своей работой.
Производители растут и дают пищу потребителям.
Потребители питаются растениями и «друг другом», так что могут регулировать круговорот веществ.
А разрушители перерабатывают мёртвые организмы и оставляют в почве минеральные вещества, которые используют растения.
Какой круговорот у нас получился? (замкнутый)
Если круговорот в экосистеме леса замкнутый, то экосистема… (устойчивая)
А если экосистема устойчивая, заменит ли её другая экосистема? (нет)
Прочитаем об этом правило на стрю64 учебника.
8. Итог урока. Рефлексия.
а) Содержание:
Над какой темой мы работали сегодня?
Какие новые знания вы получили?
Где могут пригодиться новые знания?
б) Совместная деятельность:
Сегодня на уроке работа была в группах. Как вы считаете, работать в группах легче и интересней, чем по одному? Попробуйте оценить работу своей группы.
в) собственная деятельность детей
Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?
9. Домашнее задание.
Приготовить сообщение о любом жителе леса.
В рабочей тетради стр.32 №4, №3