Урок ОМ по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»

Технологическая карта урока

Автор: Ильина Юлия Валерьевна
Образовательное учреждение: ЛГ МАОУ «СОШ №3»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир
Класс: 3
6. Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
7. Место урока в образовательном процессе: Данный урок 6-ой в разделе «Экологическая система» и 2-й по теме «Экосистема леса».
8. Цель: создание условий для формирования целостной картины окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.
9. Учебные задачи:
- познакомить с особенностями живых организмов и их ролью в экосистеме леса (на примере дождевого червя);
- формировать у детей понятие «экосистема леса – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ».
10. Тип урока: открытие новых знаний.
11. Формы работы обучающихся: фронтальная в сочетании с индивидуальной, групповая.
12. Время реализации урока– 30 минут.
13. Метод обучения: словесные ,наглядные ,проблемно-поисковый.
14. Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ.
15. Авторский медиаресурс: презентация в программе Notebook.
16. Оборудование: ресурсы школьного технопарка (весы, мерный стакан объёмом 600 мл, мерная ложка )

Планируемые результаты:
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам;
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое;
- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Предметные:
- называть основные компоненты живой природы экосистемы леса;
- знать особенности разрушителей и их роли в экосистеме леса;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- классифицировать живые организмы по их ролям в экосистеме леса;
- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
- нацеливание на успешную деятельность;
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности;
- формулировать цель и учебную задачу урока;
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;
- оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном);
- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;
- осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Познавательные УУД:
- развивать операции мышления (устанавливать соответствия);
- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию представленную в виде иллюстраций;
- систематизировать, обобщать изученное;
- применять знания в нестандартной ситуации.
Коммуникативные УУД:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- выполнять совместные действия в группе;
- оказывать взаимопомощь,
- осуществлять взаимный контроль;
- проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль;
- строить монологическую речь;
- логически мыслить, продумывать и формулировать ответ.






Этапы
урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Формируемые УУД

Мотивация
(самоопределение к учебной деятельности)
Цель: мотивировать к учебной деятельности
посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Валерьевна. Сегодня я проведу урок окружающего мира Вы мои ученики.

Самое удивительное явление в мире – это доброта.
Подарите улыбки друг другу.
Передайте своё хорошее настроение, подарите улыбки гостям.










-эмоциональный настрой на урок.


Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные:
-Нацеливание на успешную деятельность.

II.Актуализация опорных знаний. (подводящий диалог)
Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.
Прочитайте вопросы на карточках.
Соедините вопросы с правильными ответами.
Проверим! (на слайде)

Что такое место обитания?



Что такое экосистема?




Что такое круговорот веществ?


С какими экосистемами мы уже познакомились?


Как вы думаете, что их объединяет?
- Закройте глаза и представьте экосистему, о которой пойдёт речь на уроке .
(Учитель читает описание экосистемы на фоне музыкального фрагмента
файл «Пение птиц»)

В нём ты попадаёшь в царство, полное загадок и тайн. В нём особая атмосфера. Вековые ели, сосны, словно стражи, следят за порядком. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] там идёт по своим законам, и нарушать этот порядок никому не разрешено.

Дети фиксируют карандашом правильные ответы.

Каждый живой организм в природе встречается только там, где находятся все условия, необходимые для его жизни

Это единство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ

Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом
Экосистема озера, болота, луга, леса.
В каждой экосистеме присутствуют животные и растения.





Дети слушают учителя и отвечают на поставленный вопрос .
Речь идёт об экосистеме леса.
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- развивать операции мышления (устанавливать соответствия)
Коммуникативные:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.





III.Постановка проблемы
Цель: уметь [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ть 13 LINK "http://hl.mailru.su/mcached?q=%D1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·проблему.15






Ребята, я слышу чьи-то голоса! Послушайте!
(файл «Разговор ребят»)

Права ли Лена?











Нет, Лена не права. Животные участвуют в круговороте веществ и регулируют его.




Познавательные УУД:
- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;
Коммуникативные УУД:
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию
- слушать и понимать речь других;

IV. Формулирование темы урока
Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
-согласовать цель и тему урок

Кто бывал в лесу?
Легко ли в лесу найти животных?



Какую роль играют животные в экосистеме?

Сформулируйте тему урока.

Проблемный вопрос нашего урока:
Важны ли животные в экосистеме леса?

А как взаимосвязаны между собой производители, потребители и разрушители?

Как же называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой?


Нет, мы их видим не сразу, потому что животных в лесу меньше, чем растений и они прячутся в листве деревьев, в земле.

Роль потребителей и разрушителей.


Потребители и разрушители экосистемы леса.




Все организмы являются пищей для других.


Цепь питания

Личностные:
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
Регулятивные:
- Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
- высказывать предположения на основе наблюдений;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;

V.Совместное «открытие» новых знаний.
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о потребителях и разрушителях экосистемы леса.


Составьте цепь питания обитателей леса.







Проверим .
Обобщение: Лес – это сообщество, в котором нет ничего лишнего. Благодаря этому экосистема существует без посторонней помощи очень долго. Пока светит солнце, производители – будут кормить; потребители – есть; разрушители – перерабатывать мусор и обогащать почву минеральными веществами.
Каких разрушителей вы ещё можете назвать?
Докажем гипотезу: Дождевые черви участвуют в образовании почвы.
Какую роль играет почва в экосистеме?

В каких условиях живёт дождевой червь?


На столах у детей конверты с карточками.
Работа в группах.
Ель жук дятел ястреб бактерии


1 обучающийся работает у доски










Дождевой червь, бактерии, грибы.



Почва- это результат деятельности разрушителей, питание для производителей и место обитания

Им необходимы питательные вещества, влага, темнота.
Личностные:
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам;
Познавательные УУД:
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию представленную в виде иллюстраций;

Коммуникативные УУД:
- выполнять совместные действия в группе
- оказывать взаимопомощь, - осуществлять взаимный контроль;

Регулятивные УУД:
- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;


VI.Организация исследовательской работы.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для выведения свойств почвы

Я предлагаю исследовать модель почвы экосистемы живого и выгоревшего леса.
Рассмотрите два образца.
В чём их отличие?

Сравним массу образцов почвы.



Что вы заметили?



Как вы думаете, почему?
Вы убедились в том, что выгоревшая почва не имеет живых организмов, а значит, в ней нет питательных веществ.

На восстановление леса после пожара требуется не менее 100 лет. Наша задача – беречь лес !

Наша гипотеза доказана!

Дети сравнивают образцы, находят отличия: цвет, наличие живых организмов и листовой опад, количество слоёв.

Дети выкладывают мерной ложкой образцы почвы на разные чаши весов, сравнивают их масс.

Масса почвы живого леса тяжелее.


Чем больше в почве дождевых червей, тем эффективней происходит процесс разрушения и образования почвы.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
- оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)
Коммуникативные:
- проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.


VII Повторение и закрепление знаний.
Цель:  роль живых организмов в почвообразовании.


Предложите пищевую цепь с участием дождевого червя.

Посмотрите, какую цепь питания составила я.

Какой вывод можно сделать?



Мы убедились в том, что все живые организмы связаны друг с другом. Происходит круговорот веществ.

А каким должен быть круговорот веществ в экосистеме леса вы узнаете , разгадав кроссворд.
1. Профессия живых организмов способных полностью переработать умершие организмы (разрушители)
2.Едиинство живой и неживой природы, где живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ (экосистема)
3.Кто регулирует численность насекомых в лесу?(птицы)

Прочитайте получившееся слово по горизонтали.

Круговорот веществ должен быть замкнутым.




Вернёмся к проблемному вопросу нашего урока: «Важны ли животные в экосистеме леса?»
опавшая листва ------дождевой червь---------бактерии




Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.





Кроссворд :











1

2


3




Р

Э


П



З

М

Н
У

Ы
Й












Р









У




Ы
















Т



















М







Л

А







И











Животные важны, т.к.участвуют в круговороте веществ и делают его замкнутым.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания
Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщить изученное;
- применять знания в нестандартной ситуации;
Коммуникативные УУД:
- строить монологическую речь;
- логически мыслить, продумывать и формулировать ответ;
Регулятивные УУД:
- организовывать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы;


VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: зафиксировать в речи новую информацию по теме урока ,
оценить совместную, собственную учебную деятельность на уроке; соотнести цель и результаты своей учебной деятельности и зафиксировать степень их соответствия;
наметить цели дальнейшей деятельности .

В завершении урока предлагаю вам закончить фразы.

«Сегодня на уроке я узнала»
«Я расскажу дома»
«Мне понравилось»
"Сегодня мне удалось»

Самооценка:
Кто усвоил материал урока , поднимите розовый квадрат, кому нужна помощь – поднимите жёлтый квадрат (повторить материал в учебнике по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса»)

Спасибо за работу на уроке, мне было очень приятно с вами работать!


Личностные:
- выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Регулятивные:
- осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные:
- проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.


15