Разработка урока по теме Потребители и разрушители экосистемы леса 3 класс


Потребители и разрушители экосистемы леса
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают основные виды растений и животных леса; умеют называть основные их «профессии» в экосистеме, характеризовать приспособления друг к другу, доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; анализировать собственную работу, вносить изменения в процесс деятельности с учётом возникших трудностей; оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Познавательные: общеучебные – воспроизводить по памяти информацию, полученную на основе жизненного опыта; извлекать необходимые сведения из учебной литературы; логические – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать коммуникативно-речевые действия.
Личностные: имеют желание учиться; осознают необходимость самосовершенствования; оценивают свою активность в деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; выражают доброжелательность при взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Оборудование: иллюстрации обитателей леса, гербарий с листьями деревьев, раздаточный материал (объекты цепи питания), картины с изображением разных экосистем и их обитателей, коллекции насекомых, коллекции грибов (съедобных и несъедобных), выставка книг (растительный и животный мир леса, охрана лесов), MacBook, телевизор.
Этапы урока и цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Актуализация знаний. 1. Видеофрагмент «Лес»2. Блиц-опрос
- Какую экосистему начали изучать?
- Что такое экосистема?
- Какую роль играют деревья в экосистеме?
- Из каких частей состоит дерево?
- Какую роль они грают для дерева?
- Как располагаются растения в лесу?
- Назовите ярусы леса
- Чем деревья отличаются от кустарников и трав?
3. Работа с гербарием
- На какие группы можно разделить представленные гербарные экземпляры?
Дети делят гербарные экземпляры на деревья, травы, кустарники. Деревья - на хвойные и лиственные.
II. Постановка проблемной ситуации.
- Какие экосистемы уже изучили?
-Чем похожи эти экосистемы?
- Что значит, круговорот веществ замкнут не полностью?
- Мы с вами поговорили о производителях леса, о ком еще необходимо поговорить?
- Какова тема урока?
- На какой главный вопрос мы должны дать ответ?
О потребителях и разрушителях.
Является ли круговорот веществ замкнутым? Сменится ли экосистема леса другой экосистемой? Мы должны узнать о роли потребителей и разрушителей в экосистеме леса.
III. Открытие нового знания.
IV Применение знаний. 1.Какой вопрос сегодня задает Лена своему брату Мише?
- Могут ли деревья жить без других обитателей?
2. На этот вопрос вы найдете ответ, прочитав сказки «Ель», «Дуб».(см. Приложение «Сказки»)
3. Самопроверка (См. Приложение 1 «Ответы на сказку»)4. Какой вывод можете сделать, выполнив это задание?
- В чем проявляется эта зависимость?
5. Работа в группах.
Составление цепей питания.
6. Самопроверка (по учебнику стр. 62)
- Какова роль животных-потребителей?
- Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать?
- Какие взаимоотношения существуют между деревьями и жуками-короедами?
- Что произойдет, если короед поселится на молодом, здоровом дереве? А если на старом-больном? Давайте проверим наши предположения.
7. Самостоятельная работа. Чтение текста (учебник стр.63 )8. Проверка самостоятельной работы.
Итак, короеды страшны только больным старым деревьям.
- А что происходит с больными и старыми деревьями в парках?
- А с сухостоем в лесу?
- А каких насекомых, обитателей леса, Вы еще знаете?
9. Показ коллекции «Вредители леса»
- Если количество насекомых чрезмерно увеличится, они начнут вредить здоровым растениям. Круговорот веществ нарушится. А если насекомых станет мало, не кому будет нападать на старые растения. Снова круговорот нарушится. - Как сохраняется круговорот веществ? Давайте продолжим исследования.
10. Чтение текста учебника (стр. 63)
11. Вывод.
12. Прослушивание пения соловья.
- Пение, какой птицы вы слышали?
- Найдите среди иллюстраций изображение соловья.
- Какие птицы здесь еще изображены?
- На выставке книг представлены атласы-определители птиц, насекомых, где вы можете получить краткие сведения о них.
13. Какие звери обитают в лесу? (см. Приложение 2 «Звери»)- О чьей роли в жизни экосистемы мы еще не поговорили?
- Какие разрушители живут в лесной экосистеме?
- Какую роль выполняют грибы?
14. Игра «Узнай гриб»

- В каких условиях живут разрушители?
-Вы все бывали в лесу. Есть ли там эти условия?
-Условия леса благоприятны для разрушителей. Как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? Что можно сказать о экосистеме леса? Сделайте вывод.
1.Работа в группах. Игра на MacBook «Засели экосистему леса живыми организмами» (см. приложение 3 «Засели экосистему леса живыми организмами»)
1143013081000
2. Игра в группах «Детективы»
Правила игры в учебнике на странице 65.
- Если лес приходит на смену всем экосистемам, почему вся планета не покрыта лесами?
Пожары, наводнения, тысячи других причин, главное из которых деятельность человека, время от времени разрушают экосистему.
Но природа научилась их восстанавливать. О том, как природа залечивает раны поговорим на следующем уроке.
Чтение диалога в учебнике (стр. 62)
Самостоятельная работа по вариантам. Дети читают сказки на MacBook и записывают, кто с кем дружит.
228609017000
Дети проверяют правильность выполнения задания.
Все животные находятся в тесной зависимости друг от друга.
В цепях питания.
190526098500

Животные являются участниками круговорота веществ.
Дети высказывают предположения.
Ответы на поставленные вопросы.
Короеды помогают разрушителям перерабатывать старую древесину, т.е. ускоряют круговорот веществ.

Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.
О разрушителях.
Микроорганизмы и грибы.
Дети рассматривают коллекции грибов и делят их на съедобные и несъедобные.
Им необходимы питательные вещества и влага.
Круговорот веществ- замкнут. Значит, экосистема леса устойчивая.
Дети расставляют живые организмы по «профессиям» в круговороте веществ.

Дети высказывают свое мнение.
V Рефлексия. - Выполнили ли мы поставленные перед собой цели?
- Какое новое знание открыли?
- На какие трудные вопросы ответили?
-Оцените свою работу на уроке:
- поднимите руку, кто понял материал и может объяснить его товарищу?
- кто понял материал, но требуется дополнительная консультация учителя или работа с учебником?
- кому требуется повторное объяснение учебного материала? VI Задание на дом - Какое задание вы хотели бы получить?
1. Проработать материал учебника (стр. 62-65)
2. Подготовить сообщения по группам
- о зверях
-о птицах
-о насекомых
-о грибах
3. Можно подобрать интересные загадки, пословицы, кроссворды, иллюстрации, рубрику «Знаете ли вы?»