Олимпиадные задания по русскому языку /школьный этап, 9 класс/


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
9 КЛАСС /ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП/
продолжительность – 180 минут
1.Укажите ударение в словах:
Асимметрия,  пломбировать, мещанин,   облегчить, ходатайствовать, оберег, обеспечение, паралич, черпать.
2.Слова достоин и удостоен имеют один и тот же корень, они родственные. Почему слово удостоен пишется через букву е?
3. Из данного списка выпишите несуществующие языки.
Австралийский, австрийский, албанский, английский, арабский, армянский, бразильский, бельгийский, датский, испанский, ирландский, канадский, кубинский, норвежский, немецкий, португальский, финский, шведский, швейцарский.4. Каким лексическим термином можно объединить выделенные глаголы? Что он обозначает? К глаголам подберите синонимы.
А) В беде не унывай, на Бога не уповай. Б) Застала зима в летнем платье, а мы чаяли – и зимы не будет. В) Кто как ведает, тот так и обедает.
5. Каково значение фразеологизма горячая точка? Какие ещё фразеологические обороты со словом горячий вы знаете и в каких значениях они употребляются?
6. Сгруппируйте слова по наличию или отсутствию окончания. Окончание (если оно есть) выделите.
Гравий, лисий, глубокий, играя, яркая, метро, сколько, верите, быстрее, прятать, прячься, сгоряча.7. Какое словосочетание по способу связи выпадает из данной группы? Почему?
Лодка с парусом, гоняться за бабочкой, продавать в розницу, банка с вареньем, рисовать красками, глядеть в бинокль.
8. Назовите жителей следующих городов (в единственном и во множественном числе).
Ростов, Новгород, Курск, Новосибирск, Томск, Омск, Пермь, Калуга, Тобольск.
9. Что такое приложение? Укажите приложение в данных предложениях, ответ обоснуйте.
А) В это же день я купил у монтёра Витьки Чеснокова за семьдесят пять рублей фотоаппарат. (А.Гайдар)
Б) Мать моя утонула, купаясь в реке Волге, когда мне было восемь лет. (А.Гайдар)
10. Определите, какие тропы употреблены в предложениях из художественных текстов.
А) Шутила зрелость, пела юность. (А.Твардовский) Б) Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде. (С.Есенин) В) С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (С.Есенин) Г) Досадно было, боя ждали. (М.Лермонтов)
11. Найдите речевые ошибки, грамматические и стилистические недочеты в приведенных ниже предложениях. Запишите предложения в исправленном виде.
А) Войска вынуждены были отступить назад.
Б) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
В) В июне месяце мы всем классом ездили в Москву.
Г) На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.
Д) Вопреки всех прогнозов погода была отличная.
Е) Свободных вакансий, к сожалению, сейчас нет.
Ж) В свободное от занятий время дети занимаются в кружках.
З) Победителей не только ждут грамоты, но и ценные подарки.


ОТВЕТЫ
1. АссиметрИя, пломбировАть, мещанИн, облегчИть, ходАтайствовать, Оберег, обеспЕчение, паралИч, чЕрпать. За каждый правильный ответ – 1 б. Макс. – 9 б.
2. Достоин – краткая форма прилагательного достойный; удостоен – краткое причастие. Полная форма причастия удостоенный образована от глагола удостоить (на –ить) при помощи суффикса –енн-. Правильный ответ – 1 б.
3. Австралийский, австрийский, бразильский, бельгийский, канадский, кубинский, швейцарский. За каждый правильный ответ – 1 б. Макс. – 7б. /За каждый неправильный ответ- -1б./
4. Выделенные глаголы – архаизмы /0,5б./ Архаизмы – устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в связи с замещением их современными синонимами /0,5б./ А) уповай- надейся Б) чаяли – ждали В) ведает- знает За каждый правильный ответ – 1б. Макс. – 4б.
5. Горячая точка – так говорят о месте, где возник или может возникнуть острый политический, военный и т.п. конфликт. По горячим следам – по свежим следам; всыпать (влепить) горячих – высечь, выпороть; под горячую руку – в состоянии возбуждения, раздражения, гнева; горячий поклонник – страстный поклонник; горячая благодарность – исполненная сильного чувства; горячая голова – вспыльчивый, неуравновешенный человек. За толкование фраз. горячая точка – 1б., за каждый пример- 0,5б., за толкование примеров – 0,5б.
6. Нет окончания: играя, метро, быстрее, прятать, сгоряча. Есть окончание: гравий (нулевое ), лисий (нулевое), глубокий, (-ий), яркая (-ая), сколько (-о), верите (-ите), прячься (нулевое). За правильный ответ – 0,5 б. Макс. - 6б.
7. Выпадает из группы ссч продавать в розницу – глагол+наречие- примыкание. Во всех остальных ссч- управление. – 1б.
8. Ростов- ростовчанин, ростовчане; Новгород- новгородец, новгородцы; Курск- курянин, куряне; Новосибирск- новосибирец, новосибирцы; Томск- томич, томичане (томичи); Омск- омич, омичи; Пермь- пермяк, пермяки; Калуга- калужанин, калужане; Тобольск- тоболяк, тоболяки. За правильный ответ – 0,5б. Макс. – 8б.
9. Приложение – особый вид определения, выраженный существительным. Приложение определяет предмет, давая ему другое название. / 1б. /
А) приложение – монтёра -0,5б. Б) приложение – Волге- 0,5б. (При сочетании имени собственного с именем нарицательным приложением является:
- имя нарицательное, если собственное обозначает лицо /предл.А/; - имя собственное, если оно обозначает географическое название, название газет, журналов и т.д. /предл.Б/ )- 1б. Макс. – 3б.
10. А) олицетворение Б) сравнение, эпитеты В) оксюморон Г) инверсия За каждый правильный ответ - 1б. Макс. – 5б.
11.
А) Войска вынуждены были отступить.
Б) Художник увидел то, что ждал, что смутно надеялся увидеть.
В) В июне мы всем классом ездили в Москву.
Г) На ней была надета шляпа немыслимой расцветки.
Д) Вопреки всем прогнозам погода была отличная.
Е) Вакансий, к сожалению, сейчас нет.
Ж) В свободное от занятий время дети посещают кружки.
З) Победителей жду не только грамоты, но и ценные подарки.
За каждый правильный ответ – 1б. Макс. – 8б.