Рабочая программа по музыке 4 класс ( УМК Планета знаний)


Календарно - тематическое планирование 4 класс
№ урока
Тема урока, страницы учебника Задачи урока Основные понятия Планируемые результаты УУД (личностные, предметные, метапредметные) Характеристика
учебной деятельности учащихся
1 Встречи со знаменитыми композиторами: Иоганн Себастьян Бах
С. 6 - 9
Формирование представлений учащихся о
зарубежной классической музыке и музыкальной жизни зарубежных стран.
Знакомство с композитором И.С. Бахом и его
музыкальной семьей.
Формирование первоначальных музыкально-слуховых представлений о полифонической музыке и звучании
старинных музыкальных инструментов
(клавесина и органа).
Развитие вокально-хоровых умений и навыков.
Зарубежные
композиторы-классики.
И.С. Бах.
Семейные музыкальные
традиции.
Клавесин.
Орган.
Народные немецкие песни
и танцы.
Полифония. Личностные:
готовность и способность адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
Предметные:
находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов И.С. Баха, и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать одно из произведений И.С. Баха для
органа (по выбору учителя); пьесу
И.С. Баха «Волынка»; песню В. Егорова «Играет Бах».
Исполнять песню И.С. Баха «За рекою старый
дом» (русский текст Д. Тонского).
Выразительно читать нараспев текст песни
В. Егорова «Играет Бах».
Дополнительные виды учебной деятельности
Знакомиться с портретами И.С. Баха и его семьи, с изображениями органа и клавесина, с
фотографиями музея и других памятных мест,
связанных с И.С. Бахом, на его родине.
2 Встречи со
знаменитыми композиторами:
Вольфганг
Амадей
Моцарт.
С. 10–13
Знакомство с
вундеркиндом-виртуозом, композитором
В.А. Моцартом и с его
музыкальной семьёй.
Формирование музыкально-слуховых представлений о классической фортепьянной,
симфонической и хоровой музыке ХVIII века
(на материале произведений В.А.Моцарта).
Развитие умения воспринимать классическую музыку и выражать своё отношение к
ней. Формирование
первоначальных навыков пения канона.
Зарубежные
композиторы-классики.
В.А. Моцарт-композитор
и музыкант-виртуоз.
Семейные музыкальные
традиции. Канон.
Личностные:
готовность и способность адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
Предметные:
находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов. Слушать «Рондо в турецком стиле (из сонаты
№11 ля минор)».В.А.Моцарта; фрагмент первой части «Симфонии № 40 (соль минор)».
Исполнять канон «Слава солнцу, слава миру!» (муз. В.А. Моцарта, русский текст
А. Мурина).
Дополнительные виды учебной деятельности
Знакомиться с портретами В.А. Моцарта и его
семьи, с фотографиями памятника и музея
В.А.Моцарта в Австрии.
Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по Австрии (городам Вене и Зальцбургу).
3 В рыцарских
замках.
С. 14–17
Формирование у учащихся первоначальных
представлений о средневековой европейской
бытовой музыкальной
культуре и светском
этикете.
Знакомство с европейскими традициями выступлений бродячих
музыкантов.
Освоение декламационного стиля пения.
Музыкально-эстетическое и этическое воспитание.
Трубадур, менестрель,
шпильман.
Музыкальный турнир.
Романс.
Музыкальные образы
рыцарей.
Предметные: с
таринные формы музыкальной жизни и музыкальные увеселения в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
М: выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать «Рыцарский романс» из цикла
«Прощание с Петербургом» (муз. М.И. Глинки, сл. Н. Кукольника).
Исполнять песню «В старом замке» (муз.
Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина); мелодекламацию текста «Рыцарского романса» (сл. Н. Кукольника).
Участвовать в инсценировке «Прекрасные дамы слушают “Рыцарский романс”»; инсценировать песню «В старом замке» (муз.
Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина).
4 На балах.
С. 18–19
Дальнейшее формирование у учащихся представлений о европейской бытовой
музыкальной культуре
и светском этикете.
Знакомство с историей
и «живыми» традициями проведения балов в
Европе, с историей распространения этих традиций в России.
Бал. Бальные
танцы. Ассамблеи.
Предметные:
старинные формы музыкальной жизни и музыкальные увеселения в царских дворцах, усадьбах, музыкантах в западноевропейских стран;
о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса,
Метапредметные:
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать сцены балов в операх, балетах, музыкальных кинофильмах.
Повторять исполнение песен танцевального
характера из программ для 1–3 классов.
Дополнительные виды учебной деятельности
Вести поиск изображения сцен балов в произведениях изобразительного искусства.
Совершить виртуальную музыкальную экскурсию по европейским дворцам-музеям с «посещением» парадных залов для балов.
5 На балах:
полонез.
С. 20–21
Знакомство с историей
и танцевальными движениями полонеза.
Обогащение опыта эмоционально-образного
восприятия танцевальных пьес. Первоначальное знакомство с жизнью и творчеством
одного из выдающихся
композиторов, автора
полонезов Ф. Шопена.
Полонез —
бальный танец и музыкальное произведение.
Композитор
Ф. Шопен.
Личностные:
готовность и способность адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
Предметные:
старинные формы музыкальной жизни и музыкальные увеселения в царских дворцах, усадьбах во время праздников и карнавалов, в западноевропейских странах;
:о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки; Слушать полонез (до минор) Ф. Шопена; полонез «Прощание с Родиной» М.К. Огинского;
другие полонезы (например, Ф. Шопена).
Исполнять начало мелодии «Полонеза»
М. Огинского на звук «А».
Разучить танцевальные движения полонеза.
Участвовать в инсценировке на тему «На балу
танцуют полонез».
6 На балах:
вальс и его «король» —
композитор
Иоганн
Штраус.
С. 22–23
Знакомство с историей
и танцевальными движениями вальса.
Обогащение опыта эмоционально-образного
восприятия учащимися
танцевальных пьес.
Первоначальное знакомство с жизнью и
творчеством одного из
выдающихся авторов
вальсов — композитора
И. Штрауса.
Вальс — бальный танец и музыкальное произведение.
Композитор
И. Штраус
(сын).
Предметные:
находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов - виртуозов об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать фрагменты вальсов из программы
для 1–3 классов; вальсы И. Штрауса (например, «Сказки Венского леса», «На прекрасном голубом Дунае», «Прощание с Петербургом»,
и др.).
Исполнять на звук «А» мелодии одного из
вальсов И. Штрауса; повторять исполнение
песен в ритме вальса из программ для
1–3 классов.
Дирижировать воображаемым оркестром, исполняющим вальс (дирижёрская схема на ѕ);
разучивать танцевальные движения вальса.
7 На балах:
менуэт, гавот, мазурка,
полька.
С. 24–25
Дальнейшее знакомство учащихся с историей и танцевальными
движениями бальных
танцев. Обогащение
опыта эмоционально-образного восприятия
танцевальных пьес. Развитие плавного звуковедения при пении.
Развитие музыкально-пластической культуры.
Менуэт, гавот, мазурка,
полька —
бальные танцы и музыкальные произведения.
Предметные:
о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкально - выразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
Метапредметные:с
амостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать «Менуэт» В.А. Моцарта; гавот (из
«Французской сюиты») И.С. Баха; мазурки
Ф. Шопена (по выбору учителя), польки
И. Штрауса (сына), «Итальянскую польку»
С. Рахманинова.
Исполнять на звук «А» мелодии одного из менуэтов. Повторять песни танцевального характера из программ для 1–4 классов. Разучить танцевальные движения одного из
бальных танцев: менуэта, гавота, мазурки или
польки.
Дополнительные виды учебной деятельности
Сочинять текст к мелодии менуэта на темы
«Комплименты даме» или «Комплименты кавалеру».
8 На карнавалах
С. 26–27
Знакомство учащихся с
карнавалом как одной
из традиционных массовых форм бытования
музыки и танцев. Знакомство с отражением
образов карнавала в музыке (на примере «Карнавала» Р. Шумана).
Первоначальное знакомство с жизнью и
творчеством Р. Шумана.
Карнавал.
Музыка и
танцы на карнавалах.
Образы карнавала в музыке.
Композитор
Р.Шуман.
Личностные:
готовность и способность адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально - поэтического творчества народов мира;
Предметные:
старинные формы музыкальной жизни и музыкальные увеселения на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах
Метапредметные:
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации; Слушать фрагменты «Карнавала» Р. Шумана;
песни о карнавале («Карнавал» муз. В. Назарова, сл. А. Перова).
Исполнять и инсценировать «Песню Зайца и
Волка на карнавале» из мультфильма «Ну, погоди!» (муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).
Исполнять пластическую импровизацию на
тему Арлекин (Пьеро, Коломбина и др.).
Участвовать в инсценировке фрагмента комедии дель арте (комедии масок).
Дополнительные виды учебной деятельности
Сочинять музыкальные «портреты» карнавальных «масок».
9 С чего начинается Родина?
С. 36–37
Продолжение знакомства с отраженными в
музыке образами Родины. Дальнейшее развитие вокально-хоровых
умений и навыков учащихся.
Патриотическое воспитание.
Песни о Родине.
Музыкальные образы
Родины.
Личностные:
готовность и способность к самооценке, к саморазвитию.
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов. Слушать песню «С чего начинается Родина?»
(муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).
Исполнять песню «С чего начинается Родина?» (муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера).
10 Русь изначальная:
И. Стравинский. Балет
«Весна священная».
С. 38–39
Формирование у учащихся представлений о
связи музыки российских композиторов с историей нашей страны.
Первоначальное знакомство с жизнью и
творчеством И. Стравинского. Знакомство с
отраженными в балете
музыкально-хореографическими образами
древнеславянской
культуры. Обогащение
опыта эмоционально-образного восприятия
музыки.
Балет.
Композитор
И.Ф. Стравинский.
«Русские сезоны»
в Париже. Музыкальные и хореографические
образы древних славян.
Личностные:
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Cлушать оркестровое вступление к балету
И. Стравинского «Весна священная»; другие
фрагменты балета.
Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах импровизацию — озвучивание
картины Н. Рериха «Поцелуй Земли». Исполнять под музыку пластические импровизации с элементами русских народных танцев на тему «Вешние хороводы».
11 Русь изначальная:
М. Балакирев
Симфоническая поэма
«Русь». С. 40
Развитие интереса учащихся к русской классической музыке как
«зеркалу» истории России. Первоначальное знакомство с жизнью и
творчеством М. Балакирева.
Знакомство с отраженным в симфонической
поэме образом Древней
Руси.
Симфоническая поэма.
Музыкальные образы
Древней Руси.
Личностные:
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов. Слушать симфоническую поэму М. Балакирева «Русь».
Повторять исполнение русской народной песни (по выбору учащихся).
12 Русь православная: колокольные
звоны.
С. 44
Дальнейшее развитие
интереса учащихся к
русской православной
музыкальной культуре
как одному из сокровищ культурного наследия России.
Церковные
колокольные
звоны.
Образы колоколов в русской классической и
народной музыке.
Личностные:
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Предметные:
об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки; Слушать аудиозаписи различных видов колокольных звонов; имитации звучания церковных колоколов в русской классической музы%
ке (например, в опере М. Мусоргского «Борис
Годунов», в симфонической поэме
С. Рахманинова «Колокола», в опере
Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» и других.
Исполнять песню «Вечерний звон» (муз. народная, сл. С. Козлова).
Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах (металлофон, треугольник, колокольчики) ритмические рисунки различных
колокольных звонов.
13 Русь православная:
духовные
стихи.
С. 45
Формирование у учащихся представлений
об исторической взаимосвязи церковной и
народной музыки. Знакомство с духовными
стихами, их темами,
содержанием и традициями исполнения на
Руси.
Духовные
стихи как вид
народного религиозного
музыкально-поэтического
творчества.
Духовные
стихи и русская классическая музыка.
Предметные:
об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах;
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки; Слушать аудиозаписи пения старинных духовных стихов фольклорными ансамблями
(например, ансамблем древнерусской духовной музыки «Сирин»).
Выразительно читать нараспев тексты духовных стихов.
14 Русь скоморошья.
С. 48–49
Формирование у учащихся интереса к отражённой в музыке смеховой культуре Древней Руси. Развитие
навыков исполнения
песен танцевального
характера.
Дальнейшее формирование и развитие музыкально-пластических
умений и навыков. Освоение основ музыкально-театральной деятельности.
Скоморохи.
Скоморошины.
Народные музыкальные
инструменты.
Образы скоморохов в музыке и других
видах искусства.
Личностные:
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Предметные:
старинные формы музыкальной жизни и музыкальные увеселения в царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников о скоморохах и других бродячих музыкантах на Руси;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки; Слушать фрагменты сцен из опер с участием
скоморохов (например, А. Бородин «Князь
Игорь», Н. Римский-Корсаков «Садко» и
«Снегурочка»); П.И.Чайковского «Пляска
скоморохов» (из сюиты к сказке А.Н. Островского «Снегурочка»).
Исполнять русскую народную песню «Скоморошья плясовая».
Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах ритмические и мелодические
импровизации на тему «Скоморошья потеха»
на бубнах, дудках и других народных музыкальных инструментах.
15 Русь сказочная:
И. Стравинский. Балет «Жар-птица».
С. 50–51
Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на
материале отражённых в классической музыке сказочных образов.
Развитие тембра голоса, умений придавать
голосу различную окраску звучания. Развитие музыкально-пластических умений и
навыков. Осовение основ музыкально-театральной деятельности.
«Русские сезоны» в Париже.
Балет-сказка.
Связь балета с
традиционной народной
культурой и
народным художественным творчеством.
Хоровод и
пляска в балете.
Личностные:
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Предметные:
творчество русского композитора И.Стравинского, создавшего музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
Метапредметные:
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки; Слушать фрагменты музыки к балету
И.Ф. Стравинского «Жар-птица» («Пляска
Жар-птицы», «Колыбельная», «Хоровод царевен», «Пляс поганого Кащеева царства»).
Смотреть фильм-балет «Возвращение Жар-птицы».
Исполнять восходящие мелодические рисунки на звук «А» (исполнение светлым, полётным звуком).
Исполнять под музыку пластические импровизации: а) для мальчиков — на тему «Царевич борется с Кащеем»; б) для девочек — «Танец царевен».
16 Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера
«Сказка о царе Салтане».
С. 52–53
Развитие интереса учащихся к русской традиционной культуре на
материале отражённых в классической
музыке и поэзии
А.С. Пушкина сказочных образов. Развитие
Музыкально-творческих способностей. Освоение основ музыкально-театральной
деятельности.
Опера-сказка.
Взаимосвязь
оперы и поэзии А.С. Пушкина.
Интонации и
мелодии русских народных песен в
оперной музыке.
Предметные:
творчество русских и советских композиторов ( Н. Римского - Корсакова,),создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки;
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать фрагменты оперы (например, хор
«С крепкий дуб тебе повырасти…», ария Царевны-Лебеди, «Полёт шмеля» и «Три чуда»).
Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах озвучивание иллюстраций
И. Билибина к «Сказке о царе Салтане»
А.С. Пушкина.
Читать нараспев (мелодекламация) по ролям
фрагмент «Сказки о царе Салтане»
А.С. Пушкина.
17 Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко».
С. 54 –57
Развитие интереса учащихся к отражённым в
классической музыке образам русской старины.
Развитие навыков кантиленного пения и исполнения народных песен без сопровождения.
Обогащение опыта эмоционально-образного
восприятия музыки.
Опера-былина.
Образы Древней Руси, былинных и
фантастических персонажей в опере.
Личностные:
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Предметные:
Творчество русских и советских композиторов ( Н. Римского - Корсакова,),создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать фрагменты оперы-былины Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (например, песни
Садко, ария Любавы, колыбельная песня Волховы); фрагменты из 4 картины оперы, происходящей на торговой площади. Смотреть видеозапись оперы «Садко».
18 Русь героическая: А. Бородин. Опера
«Князь
Игорь».
С. 58–59
Формирование представлений о взаимосвязях русской классической музыки, древнерусской истории и
древнерусской литературы.
Развитие представлений о взаимосвязи русской классической и
народной музыки.
Героическая
опера.
Образы исторических событий и персонажей в
опере.
Классическая музыка и
древнерусская литература.
Связь классической и народной музыки.
Личностные:
готовность и способность к самооценке, к саморазвитию.
уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России.
Предметные:
творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. Римского - Корсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин; Слушать фрагменты оперы «Князь Игорь»
(например, ария Игоря, плач Ярославны, хоры
«Солнцу красному слава!», «Ох, не буйный ветер завывал», сцена половецких плясок с хором половецких девушек «Улетай на крыльях
ветра», реплики скоморохов Скулы и Ерошки,
колокольные звоны).
Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах ритмические рисунки колокольных звонов из пролога или финала оперы
«Князь Игорь».
19 Русь героическая: М.
Глинка. Опера «Иван Сусанин»
(«Жизнь за
царя»).
Знакомство учащихся с
героической народной
музыкальной драмой и
её главным персонажем –русским национальным героем Иваном Сусаниным. Обогащение опыта эмоционально-образного
восприятия классической музыки. Развитие
умений и навыков музыкально-исполнительской деятельности.
Героическая
опера.
Образы исторических событий и персонажей в
опере. Связь классической и
народной музыки.
Бальные танцы в опере.
Личностные:
готовность и способность к самооценке, к саморазвитию.
Предметные:
творчество русских и советских композиторов (М. Глинки, ), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать фрагменты оперы М.И. Глинки
«Иван Сусанин» (например, ария Ивана Сусанина, рондо Антониды, песня Вани, хор «Разгулялися, разливалися воды вешние», полонез, краковяк, вальс и мазурка, заключительный хор «Славься!»). Исполнять хор «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; марш «Прощание славянки» (муз. В. Агапкина, сл. В. Лазарева).
20 Музыка революции.
С. 70–73
Дальнейшее формирование у учащихся представлений о музыке
как «зеркале» исторических событий. Первоначальное знакомство с
революционными песнями и песнями-маршами. Развитие вокально хоровых умений и навыков.
Песни ХХ века — музыкальная «летопись»
нашей
страны.
Революционные песни, их
темы, образы и средства музыкальной
выразительности.
Личностные:
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Метапредметные:
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать русскую народную песню «Дубинушка» в исполнении Ф. Шаляпина; записи
революционных песен в исполнении хоровых
коллективов.
Исполнять песню «Крейсер “Аврора”» (муз.
В.Шаинского, сл. М. Матусовского).
21 У пионерского костра.
С. 74–75
Формирование интереса к жизни и песням детей ХХ века как основы
укрепления преемственности поколений.
Воспитание оптимизма, дружелюбия, коммуникабельности.
Пионерские
песни, их темы, образы и
средства музыкальной
выразительности.
Личностные:
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать пионерские песни: «Взвейтесь кострами, синие ночи» (муз. С. Кайда-Дёжкина,
сл. А. Жарова) и др.
Исполнять песню «Картошка» (муз. В. Попова, сл. В. Попова и А. Жарова).
22 В кинотеатре
и у телевизора.
С. 76–79
Знакомство учащихся с
музыкой советских
композиторов для кинофильмов. Развитие
представлений о взаимосвязи музыки и кино, музыки и техники.
Развитие вокально-хоровых умений и навыков выразительного исполнения песен в темпе
марша.
Музыка
и кино.
Музыкальные кинофильмы. Песни из советских кинофильмов.
Музыка и
техника.
Личностные:
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать и исполнять «Марш весёлых ребят»
из кинофильма «Весёлые ребята» (муз.
И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).
Исполнять песню «Спой нам, ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта» (муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача) фильмов.
Музыка и
техника.
23 Музыка о
войне и на
войне.
С. 80–81
Формирование у учащихся первоначальных
представлений об отражении в песнях советских композиторов
подвигов защитников
Отечества. Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Дальнейшее
формирование умений
и навыков драматизации музыкальных произведений.
Военно-патриотическое воспитание.
Песни о Великой Отечественной войне.
Музыкально-поэтические
образы советских воинов– защитников
Отечества.
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен; Слушать и исполнять песни военных лет
(«Священная война» (муз. А. Александрова,
сл. В. Лебедева-Кумача и другие); песни о войне, написанные в послевоенный период. Например: «На безымянной высоте» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского), «Хотят ли русские
войны?» (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко), «День Победы» (муз.
Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Инсценировать песни о войне (по выбору учителя и учащихся).
24 Музыка на
защите мира:
Д. Кабалевский.
С. 86–89
Первоначальное знакомство с композитором и педагогом
Д.Б. Кабалевским.
Дальнейшее знакомство с жанром кантаты.
Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Воспитание миролюбия.
Песни о мире
и дружбе народов. Композитор
Д. Кабалевский. Кантата.
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
Метапредметные:
выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением. Слушать песни советских композиторов о защите мира. Например, «Гимн демократической молодёжи» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина), «Песня мира» Д. Шостаковича (из
кинофильма «Встреча на Эльбе»), «Бухенвальдский набат» (муз.В. Мурадели,
сл. А. Соболева); кантату «Песня утра, весны и
мира» (муз. Д. Кабалевского, сл. Ц. Солодаря).
Исполнять песню «Пусть всегда будет солнце»
(муз. А. Островского, сл.Л. Ошанина).
Дополнительные виды учебной деятельности
Рисовать плакат, призывающий к защите мира.
25 На космодроме.
С. 90–93
Знакомство с музыкальными образами
космоса, космических
полётов и космонавтов.
Развитие эмоциональной отзывчивости на
музыку.
Песни о космосе и космонавтах.
Образы космоса в музыке
и изобразительном искусстве.
Личностные:
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать песни о космосе и космонавтах; «Музыку космоса» А. Рыбникова.
Исполнять песню «Четырнадцать минут до
старта» (муз. О. Фельцмана, сл. В. Войновича).
Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах озвучивание картин о космосе;
ритмические импровизации «Метеоритный
дождь».
26 На стадионе.
С. 94–97
Знакомство с
музыкальными образами спортивных состязаний и спортсменов.
Развитие вокально-хоровых умений и навыков. Развитие музыкально-творческих
способностей. Воспитание оптимизма, ценностного отношения к
спорту и здоровому образу жизни.
Песни
о спорте
и спортсменах.
Взаимосвязь
музыки и
спорта.
Музыкально-оздоровительные упражнения.
Личностные:
готовность и способность к самооценке, к саморазвитию.
понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно - бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен; Слушать и исполнять песни «Спортивный
марш» из кинофильма «Вратарь» (муз.
И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача).
«До свиданья, Москва» (муз. А. Пахмутовой,
сл. Н. Добронравова).
Исполнять Государственный гимн РФ (повторение); песню «Трус не играет в хоккей» (муз.
А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова).
Дополнительные виды учебной деятельности
Выполнять дыхательную гимнастику.
27 На фестивале
авторской
песни.
С. 98–101
Развитие певческих умений и навыков, музыкально-творческих способностей,
потребности в самостоятельной авторской музыкально-поэтической
деятельности. Воспитание ценностного отношения к творчеству и
творческим людям.
Авторская
песня. Поэты-музыканты.
ХХ века. Темы, образы и
музыкальные «краски» авторских песен.
Детские авторские песни.
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
Предметные:
воспринимать музыку различных жанров;
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
об авторской песне;
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации;
Слушать песни Ю. Визбора, В. Высоцкого,
В. Егорова, Ю. Кима, С. Никитина, Б. Окуджавы и др. (по выбору учителя).
Исполнять авторские песни (по выбору учителя и учащихся). Например, «Люди идут по
свету» (муз. Р. Ченборисовой, сл.
И. Сидорова), «Песенка Ослика» (из мультфильма «Большой секрет для маленькой компании» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц).
28 У колыбели.
С. 108–111
Продолжение
формирования представлений о взаимосвязи народной и классической музыки.
Развитие способности
творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать колыбельные песни и выражать своё
отношение к ним в различных видах художественной деятельности.
Воспитание у учащихся ценностного отношения к семье.
Колыбельные песни народов России.
Материнские
чувства, выраженные в
народных колыбельных
песнях. Народная и
классическая
музыка.
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов;
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации; Слушать колыбельные песни народов России;
«Колыбельную» М. Балакирева (сл. Арсеньева); П. Чайковского (сл. А. Майкова); «Колыбельную песнь в бурю» П. Чайковского (сл.
А. Плещеева); «Колыбельную» А. Лядова (из
оркестровой сюиты «Восемь русских народных песен»).
Исполнять народные колыбельные песни из
программ для 1–3 классов (по выбору учащихся); русские народные колыбельные песни
«Зыбка поскрипывает», «Ой, качи, качи, качи», «Ай, баю, баю».
29 На свадьбе.
С. 112–115
Развитие способности
творческого самовыражения в пении. Развитие умения воспринимать народные обрядовые песни и выражать
своё отношение к ним в
различных видах художественной деятельности. Воспитание у
учащихся ценностного
отношения к семье.
Этнокультурное воспитание.
Свадебные
песни народов России.
Образы семьи
в народных
песнях.
Личностные:
готовность и способность к самооценке, к саморазвитию.
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации; Слушать записи старинных русских свадебных песен в исполнении народных певцов; музыкальные «отражения» народных свадебных
песен в русской классической музыке (например, в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и
А. Даргомыжского «Русалка»).
Исполнять русские народные песни «Отдавали молоду», «Семейка»; свадебные песни народов России (по выбору).
Выразительно читать текст старинной русской свадебной песни (с элементами инсценирования).
30 На фольклорном фестивале:
выступают
фольклорные
ансамбли.
С. 116–117
Дальнейшее знакомство учащихся с традиционной музыкой и
танцами народов России. Освоение элементов народных танцев.
Этнокультурное воспитание. Воспитание
культуры межнационального общения.
Танцы народов России.
Ансамбль народного
танца.
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
рименять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации; Смотреть видеозаписи фрагментов фольклорных фестивалей, выступлений известных
фольклорных ансамблей. Слушать записи песен народов России.
Повторять народные песни.
31 На фольклорном фестивале:
кто на чём играет?
С. 118
Дальнейшее приобщение учащихся к музыкальным традициям
народов России и воплощенным в них духовно-нравственным ценностям и идеалам.
Продолжение знакомства с музыкальными
инструментами народов России.
Музыкальные инструменты народов России.
Народные музыканты.
Метапредметные:
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать записи звучания музыкальных инструментов народов России.
Играть на народных музыкальных инструментах.
32 На фольклорном фестивале: выступают ансамбли
народного
танца.
С. 119–121
Освоение элементов народных танцев.
Этнокультурное воспитание. Воспитание
культуры межнационального общения.
Танцы народов России.
Ансамбль народного
танца.
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
Метапредметные: с
амостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать, исполнять и инсценировать песню
«Московская кадриль» (муз. Б. Темнова, сл.
О. Левицкого).
Разучить народные танцы (например, орнаментальный хоровод, кадриль, перепляс).
33
Д/У Урок игры
на гитаре.
С. 126–127
Формирование у учащихся первоначальных
представлений о гитаре и игре на этом
музыкальном инструменте.
Развитие музыкально-творческих способностей.
Гитара.
Виды гитар. Игра на гитаре.
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально - пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); Слушать записи музыкальных произведений
в исполнении на гитаре; запись романса или авторской песни, исполняемых под аккомпанемент гитары.
Разучить элементарные приёмы игры на гитаре (игра на открытых струнах, исполнение нескольких аккордов).
34
Д/У Урок фольклора.
С. 128–129 Первоначальное знакомство учащихся с методами сбора и анализа
фольклора. Развитие
музыкально-познавательных интересов и
потребности в изучении традиционной музыкальной
культуры родного
края.
Этнокультурное воспитание. Фольклор.
Фольклористы.
Фольклорная
экспедиция.
Личностные:
готовность и способность к самооценке, к саморазвитию.
Предметные:
воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов - классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен;
Метапредметные:
решать творческие задачи, используя известные средства;
объяснять, как строилась работа в паре, в группе;
участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной
информации; Слушать записи фольклора (песен, инструментальных наигрышей).
Повторять народные песни.
Играть на народных музыкальных инструментах.
Повторять народные танцы.