Развитие и формирование личности подростка


Подростковый возраст – кризисный период в развитии личности ребенка. Он рассматривается психологами как период переломов, период становления личности человека. В подростковом возрасте человек переходит от детства к взрослости, начинает по-другому смотреть на мир. Поведение подростков – более осознанное, чем поведение детей. Тинейджеры переживают период формирования социальных установок, принципов поведения. Тема подросткового возраста всегда была особенной для психологов, рассматривалась как одна с ключевых в вопросе развития и формирования личности подростка. итак, когда же настает подростковый возраст. Для мальчиков – в тринадцать лет, а для девочек – в двенадцать. Именно на этот период припадает половое созревание, характеризирующееся развитием систем органов, в особенности половых, возникновением вторичных половых признаков. Ранее было принято считать, что у девушек подростковый возраст заканчивается у семнадцать лет, а у мальчиков – у восемнадцать, после чего наступает юность, то есть более зрелый период. В последние пять-семь лет эти сроки сдвинулись, в связи с акселерацией, то есть, ускоренным взрослением. Психологически многие подростки, опережают свой возраст, и в шестнадцать лет ощущают себя на двадцать о больше. Это происходит в связи с развитием общества, изменениями к положению ребенка в семье и социуме. Но вернемся к теме психологии подросткового возраста. Самыми знаковыми изменениями в ощущении мира ребенком является его уверенность в том, что он по-взрослому все воспринимает, что он способен и имеет право на самостоятельность и признание статуса взрослого. Такая особенность формирования личности подростка, часто выступает подом для семейных конфликтов и конфликтов между подростками и педагогами, ведь свое взросление тинейджеры часто проявляют в девиантном поведении, отбрасывании общественных норм, стремлении вести взрослый образ жизни. Все образовывается, когда подросток понимает: истинное взросление заключается в ответственном принятии общественных норм, а не в саботаже установленного жизненного порядка. По сравнению с детьми младшего школьного возраста и среднего школьного возраста, подростки в большей мере интересуются своим «Я», обращаю внимание на собственные чувства, эмоции, мысли. Глубокое самопознание в формировании личности подростка – визитная карточка подросткового возраста. Отечественный психолог Выгодский Л.С. называет самопознание сутью подросткового возраста. Фридман Л.С. и Кулагина И.Ю. дополняют эту мысль мнением о том, что обязательным для подросткового возраста является сравнение подростком себя и окружающих людей, в том числе взрослых, на которых нужно равняться. И это действительно так, ведь в процессе сравнения вырабатывается самооценка, которая становится причиной поведения личности подростка. Особенно важной для подростка является оценка коллектива сверстников, в котором он часто бывает: это друзья, одноклассники, одногруппники. Часто их оценка оказывается более влиятельной для подростка, чем оценка взрослых – родителей, педагогов, знакомых. Так происходит потому что особенности формирования личности в подростковом возрасте особое значением имеют дружеские и любовные отношения – через них тинейджер познает жизнь, а это значит, что оценка сверстников, которые являются потенциальными друзьями и объектами симпатии, волнует больше.