Методическая разработка для школьных педагогов и психологов Влияние семьи на формирование личности подростка как будущего семьянина











Влияние семьи на формирование личности подростка как будущего семьянина






Дик Т.Д.
























г. Екатеринбург
2009
Содержание
Ведение (стр. 3)
Глава 1 Особенности подросткового периода (стр. 5)
1.1.Становление самосознания личности и подростковый идеализм (стр. 5)
1.2. Познавательное и личностное развитие (стр. 8)
1.3. Особенности поведения (стр. 11)
Вывод по 1 главе (стр. 15)
Глава 2 Семья и семейное воспитание (стр. 16)
2.1. Значение семьи для общества в целом (стр. 16)
2.2. Взаимоотношение в семье между родителями и детьми (стр. 18)
2.3. Понятие семьи (стр. 25)
2.4.Типология семей (стр. 31)
Вывод по 2 главе (стр. 36)
Список литературы (стр. 37)





























Ведение

Работая в МОУ СОШ № 119, которая находится в старом Горнозаводском районе г. Екатеринбурга, я поняла, что основной проблемой данной местности является низкая заинтерисованость родителей в воспитании детей.
В районе преобладает ветхое жилье, общежития и коммунальные квартиры, которые находится в окружении автостоянок, автомоек, складов и баз.
В общежитиях и ветхом жилье в основном проживают социально неблагополучные семьи, большая часть которых имеют несовершеннолетних детей, вынужденных жить в атмосфере пьянства, репрессивных отношений и низкой культуры. В последние годы в микрорайоне поселились семьи переселенцев из неблагополучных районов СНГ, что существенно влияет на криминальную обстановку в микрорайоне и отражается на поведении детей в общественных местах и на улице.
В семьях преобладает недостаточная ответственность родителей, а порой и уклонение от ответственности за воспитание и обучение детей. Подростки, подражая своим родителям и знакомым, имеют ранний опыт табакокурения и употребления алкоголя в т.ч. пива. Поэтому даная проблема для меня является актуальной.
Учитывая, что все отрицательные черты из семьи и особенно из «семьи риска» ребенок перенесет в свою будующию семью, подготовка его к семейной жизни – одна из ведущих задач. Важно в как можно более раннем возрасте дать подростку представление о нормальной семье, знания и умения для создания такой семьи. (1, 52)
Именно в этом возрасте, когда эмоции, преобладая над разумом, приводят подростка к разного рода нежелательным поступкам, между детьми и родителями возникают конфликты. Родителям лучше в таких случаях дождаться, когда утихнут страсти, дать возможность подростку и самому все обдумать и затем в спокойной обстановке поговорить с ним. (1, с.50)
Объектом курсовой работы является влияние семьи на подростка как будущего семьянина.
Предмет: формирование личности.
Целью данной работы является: Выяснить как влияет воспитание семьи на формирование подростка как будущего семьянина.
Для реализации целей необходимо решить следующие задачи:
- Обозначить особенности подросткового периода;
- Определить понятие семьи, значение семьи для общества в целом;
- Выяснить семейные взаимоотношения между родителями и детьми;
- Рассмотреть виды семей.








































Глава 1 Особенности подросткового периода

Становление самосознания личности и подростковый идеализм

Подростковый период – переходный период от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. (3, 180)
Эрик Эриксон определил подростковый возраст как период, когда главной психологической задачей является развитие личного самосознания. Несомненно, и в более ранние годы наблюдается постепенное и последовательное формирование, как нравственной основы личности, так и представление ребенка о собственной индивидуальности. Тем немение в нашем обществе этот процесс имеет тенденцию наиболее ярко и интенсивно проявляться в переходный период. Подростки становятся наиболее чувствительны к тому, как они выглядят в глазах других и к тому, как это соотносится с их собственными представлениями о себе. И хотя они все ещё во многом полагаются на мнения и идеалы других людей, это время для многих является периодом поисков и сомнений, потому что подростки с жаром стремятся отстоять собственную позицию в отношении к трудностям с которыми им приходится сталкиваться. (6, 116)
Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. (3, 180)
На протяжении среднего и поздних этапах переходного возраста детям более всего свойственно стремление к утверждению собственной независимости в том виде, в котором они сами ее представляют. Родители не редко обнаруживают что обеспечение руководства, контроля и поддержки, столь необходимых их подрастающим детям и представление им при этом какой то самостоятельности, которая позволила бы им учиться на собственных ошибках и определять собственные нормы поведения и оценок, оказывается весьма непростым. Исследования, имеющие по большей части косвенное отношение к данному предмету, позволяет предположить, что взаимоотношение между детьми, построенные на любви и понимании, а так же адекватная модель полового поведения, демонстрируемые ребенком родителям одного с ним пола, оказывают положительное влияние на процесс развития самосознания личности.
Возможно, не в какой другой период жизни обычного человека не волнуют проблемы нравственных ценностей и норм так, как волнуют они его в переходный период. Как правило, это время ярко выраженного идеализма, который, кроме прочего в полнее может состоять из отказа от многих общепринятых норм и правил поведения. В некоторых случаях идеализм может включать в себя элемент протеста против домашней обстановки, но чаще всего социополитическая активность юношества является расширением и развитием деалистических представлений их родителей. (6, 116)
Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Именно в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. (3, 181)
Дружба, возникшая в подростковом возрасте, особенно в его последней фазе, может быть особенно длительной, хот многое, конечно, зависит от того, насколько меняются интересы, когда юность вступит в фазу взрослости. Некоторая степень половой дифференциации в моделях дружественных отношений проявляется в том, что отношения между девочками, как правило, бывают более глубокими, более зависимыми и в большей мере склонными к ревности, чем это бывает у мальчиков. (6, 113)
В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на «кодексе товарищества», реализуется стремление к глубокому взаимопониманию. (3, 181)
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы и группировки. Сначала бывает принято объединяться в обособленные разнополые группировки, но затем у них проявляется стремление к объединению в более крупные «компании» или «тусовки», члены которых занимаются чем-то сообща. Иногда формой такого объединения может стать «уличная команда», имеющая собственного лидера, но обычно их структура является более изменчивой и менее сформированной. (6, 113)
Всем известно, что подростковый возраст примечателен началом полового созревания. Существует несколько психологических коррелятов возраста, в котором дети достигают половой зрелости. Среди них одним из наиболее загадочных является факт, согласно которому дети, чуть раньше других достигающих созревании, имеют в среднем несколько более высокий уровень интеллекта, чем дети с более поздним созреванием. (6, 108)
Традиционно подростковый возраст считается периодом великих духовных потрясений и эмоциональных проблем. Психиатрическое значение этих явлений часто преувеличивается, и было бы ошибочно полагать, что большинство подростков проявляют эмоциональные отношения. Это не так. Вместе с тем справедливо и то, что подростки склонны к более серьезному восприятию некоторых вещей и колебания настроения среди них довольно распространенное явление.
Приблизительно в четверти из них временами кажется, что люди смотрят, говорят или смеются над ним. Чувство собственной ничтожности и никчемности среди них были менее распространены, но даже в этом случае приблизительно пятая часть подростков сообщила, что им кажется, будто происходящее с ними менее значительно, чем-то, что случается с другими людьми, или что это не имеет ровно никакого значения. Приблизительно каждый двенадцатый подросток признался, что временами помышляет о самоубийстве, однако лишь изредка подобные идеи оказались устойчивыми. В исследованиях американского ученного Мастерсона так же показано, что тревога и депрессия – распространенные явления обычных подростков.
Ощущение себя несчастным, ничтожным и обсмеянным, как олицетворение «духовных потрясений», весьма распространенное явление среди четырнадцатилетних. Эти чувства причиняют подростку в его возрасте ощутимые, но чаще всего не продолжительные личные страдания, которые проходят мимо взрослых незамеченными. Несмотря на распространенность подобных переживаний, следует подчеркнуть, что около половины подростков ничего подобного не испытывают. (6, 111)
















1.2. Познавательное и личностное развитие

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма, связанную с особенностями интеллекта подростка и его аффективной сферы. Подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей. Поскольку он более всего заинтересован собой, происходящими с ним психофизиологическими изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, е.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств.
Феномен «воображаемая аудитория», один из компонентов эгоцентризма, состоит в убеждении, что его постоянно окружает некие зрители, а он как ба все время находится на сцене. Другой компонент подросткового эгоцентризма – личный миф. Личный миф – это вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.
Развиваются различные формы речи, в том числе письменная.
Качественно улучшаются все основные параметры внимания: объем, устойчивость, интенсивность, возможность распределения и переключения; оно оказывается контролируемым, произвольным процессом.
С общим интеллектуальным развитием связана и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазией ребенка.
Отметим, что в подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (строят летающие авиамодели или создают пьесы), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворения от своего процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру. Как считал Л.С. Выгодский, игра ребенка перерастает в фантазию подростка.
Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации. Не удовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазии: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками становится героем, и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу, и в нее сразу же влюбляется толи принц, толи мальчик из соседнего класса. В подростковом возрасте много острых личных проблем, поэтому воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток никого не допускает, он может рассказать о них только самому близкому другу.
В подростковом возрасте посредственно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Когда говорят, что ребенок взрослеет имеют ввиду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, при чем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку ещё далеко до истиной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включится во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах. (6, 189)
Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».
Выделено и описано несколько видов взрослости:
Подражание внешним признаком взрослости: курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, копирование способов развлечения и ухаживания, подражание взрослым в одежде и прическе; это поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпрепровождение;
Стремление подростков – мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость и т.п.;
Социальная взрослость – как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремиться овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку;
Интеллектуальная взрослость – связанная с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.
«Чувство взрослости» обнаруживает себя по-разному. Задача взрослых – «изучить язык этого чувства, чтобы вовремя услышать его первый лепет и надлежащим образом ответить»; помочь подросткам в поиске культурных средств выражения «чувства взрослости», чтобы избежать малоприятных для взрослого сообщества форм. Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходят постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющийся вдруг на время замкнутости. О них иногда говорят подростки, но чаще пишут в дневниках и стихах. (3, 189)















1.3.Особенности поведения.

Это период, когда ребёнок задумывается над собой как над личностью, что проводит его к процессу самовоспитания. Начинается формирование характера, идет и нравственное развитее, формируется убеждение. И чаще всего убеждение не совпадает с общественным мнением, поэтому и возникают проблемы подростка в обществе.
В основном многое зависит от самого подростка, школы, социальной среды, но в большей степени на развитее подростка влияет воспитание в семье, отношение с родителями. (10)
Переходность психики подростка состоит в сосуществовании, одновременном присутствии в ней черт детскости и взрослости. В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста. К ним относятся следующие:
1. Реакция отказа. Она выражается в отказе от обычных форм поведения: контактов, домашних обязанностей, учебы и т.д. Причиной чаще всего бывает резкая перемена привычных условий жизни (отрыв от семьи, перемена школы), а почвой возникновения таких реакций, - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости.
2. Реакция оппозиции, протеста. Она проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому: в демонстративной браваде, в прогулках, побегах, кражах и даже нелепых, на первый взгляд, поступках, совершаемых как протестные.
3. Реакция имитации. Она обычно свойственна детскому возрасту и проявляется в подражании родным и близким. У подростков объектом для подражания чаще всего становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий его идеалам (например, подросток, мечтающий о театре, подражает в манерах любимому актеру). Реакция имитации характерна для личностно незрелых подростков в асоциальной среде.
4. Реакция компенсации. Она выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой. Если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения. Так, неуспевающий подросток может пытаться добиться авторитета у одноклассников грубыми, вызывающими выходками.
5. Реакция гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением добиться успеха именно в той области, в которой ребенок или подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность (при физической слабости – настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности и ранимости – к общественной деятельности и т.д.). (3, 183)
Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с окружающей средой и нередко формируют характерное поведение в этот период:
Реакция эмансипации. Она отражает стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых. При неблагоприятных средовых условиях эта реакция может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, направленных на родителей, учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.
Реакция «отрицательной имитации». Она проявляется в поведении, контрастном по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.
Реакция группирования. Ею объясняется стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определённым стилем поведения и системой внутригрупповых взаимоотношений, со своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях, при различного рода неполноценности нервной системы подростка склонность к этой реакции может в значительной мере определять его поведение и быть причиной асоциальных поступков.
Реакция увлечения (хобби-реакция). Она отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для подростков – мальчиков. Занятия мотивом, которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально эстетические - увлечения, отражающие глубокий интерес к какому-либо определённому предмету, явлению (литературе, музыке, изобразительному искусству, технике, природе и т.п.), могут наблюдаться у подростков обоих полов.
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).
Среди всего многообразия способов поведения в трудной для него ситуации можно выделить конструктивные и неконструктивные стратегии. (3, 184)
Конструктивные стратегии решения проблем направлены на активное преобразование ситуации на преодоление травмирующих обстоятельств в результате чего чувство роста собственных возможностей, усиление себя как субъекта собственной жизни. Это вовсе не означает отсутствие тревог и сомнений в будущем.
Конструктивные способы:
Достижение целей собственными силами (не отступать, приложить усилия, чтобы добиться намеченного);
Обращения за помощью к другим людям включенными в данную ситуацию или обладающим опытом разрешения подобных проблем («обращаюсь к родителям», «посоветовалась с подругой», «решаем вместе с теми кого это касается», «мне помогли одноклассники», «я бы обратился к специалисту»);
Тщательное обдумывание проблемы и различных путей ее решения (поразмышлять, поговорить с собой; вести себя обдуманно; «не делать глупостей»);
Изменение своего отношения к проблемной ситуации (отнестись к происшедшему с юмором);
Изменение в себе самом, в системе собственных установок и привычных стериатипов («нужно искать причины в себе», «пытаюсь измениться сама»).
Неконструктивные стратегии поведения направлены не на причину проблемы, которая «задвигается» на дальний план, а представляют собой различные формы самоуспокоения и выхода негативной энергии, создающие иллюзию относительного благополучия.
Неконструктивные способы:
Формы психологической защиты – вплоть до вытеснения проблемы из сознания («не обращать внимания», «смотреть на все поверхностно», «уйти в себя и никого туда не пускать», «стараюсь избегать проблем», «я и не пытался ничего предпринимать»);
Импульсивное поведение, эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, не объяснимые объективными причинами («на всех обижалась», «могу закатить истерику», «хлопаю дверью», «целый день слоняюсь но улицам»);
Агрессивные реакции. (3, 185)










































Вывод по 1 главе.

Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. (8)
К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации. (3, 195)




























Глава 2 Семья и семейное воспитание

2.1 Значение семьи для общества в целом

Семья - это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающие влияние оказала семья, у 30% - средства массовой информации, только у 20% - школа, у 10% - улица. (1, 43)
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через укрепление семьи. Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.
Именно семья признана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся:
- физиологические потребности (в сне, отдыхе, питании и т.п.);
- потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищённость и т.п.);
- потребность в любви и уважении. (4, 116)
От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Семья вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, ухаживают за ним, в дошкольном возрасте открывают ему мир.
В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладывают гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию. Семья готовит юношу к самостоятельной семейной жизни, приобщает уважать добрые традиции семьи и следовать им. (1,43)
Как система семья тысячами нитей связана с другими социальными системами. Не случайно экологический подход в социальной работе с семьей направлен на изменение отношений между семьей и ее окружением, чтобы члены семьи имели большую власть и контроль над основными областями их жизни.
Если исходить из того, что на семью влияют связи между поколениями, их потенциал можно направить на позитивные изменения. (5, 345)
Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. (4, 116)
Если родители заботятся не только о здоровье детей, но и о развитии их духовности, то, конечно, дети будут защищены от вредного влияния среды. В каком бы комфорте и богатстве ни вырос физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманистические качества личности, ничего хорошего в мир он не принесёт.
Нравственные качества человека, жизненные установки, стиль поведения – всё это формируется в семье и часто, как в зеркале, отражает облик его родителей. Все: и слова, и поступки, и поведение родителей – играет свою роль в воспитании ребенка.
А.С. Макаренко был глубоко уверен, что «Родительские требования к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания, и если с ребенком неблагополучно, нужно, прежде всего, самого себя положить под микроскоп. И нужно не ребенка перевоспитывать, а менять ваше отношение к нему, т.к. его отношение к себе зависит только от вас».
Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспитание, и особенно вынесенное ещё из детства, из родительского домапрекрасное, свежее, воспоминание, сохраненное с детства, может быть самое лучшее воспитание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь». Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка не занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут родители. (1, 49)
В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения. Семейное воспитание имеет в качестве уникального катализатора родственные чувства. Семейное воспитание индивидуально и потому незаменимо никакими суррогатами анонимного воспитания. Его отсутствие или изъяны трудновосполнимы в последующей жизни человека. (5, 346)



2.2 . Взаимоотношение в семье между родителями и детьми

Воспитание подростка нелегкая задача, и сегодня большинство родителей, а число таких родителей увеличивается год от года, сталкивается с огромными трудностями. (14)
Сегодня родители сталкиваются с большими трудностями в воспитании подростка. Ведь большую часть времени подростки находятся под влиянием других людей: школьных учителей, сверстников, соседей и др.
А ведь именно семья может создать для подростка атмосферу душевного комфорта, помочь ему почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к взрослым, сверстникам и маленьким детям и правильно реагировать в нестандартных ситуациях. И не смотря ни на что, он остается ребенком и ему по-прежнему необходимо чувствовать себя любимым своими родителями. Если же у него нет неоспоримых доказательств этой любви, он перестает стремиться лучше и в результате становится неспособным реализовать себя, т.е. выявить свои лучшие качества.
Подросток, особенно в начале подросткового периода может по-разному выражать своё стремление к независимости – сделать что–нибудь самостоятельно, уехать куда-нибудь без родителей, игнорируя их родительскую волю, но в конце, когда иссякнут запасы эмоциональной энергии, он всегда возвращается за поддержкой и так необходимой для него родительской любовью.
Эмоциональная поддержка так важна потому, что пока она существует, существует и связь между родителями и подростками; а если пустеет эмоциональная емкость подростка, он ищет родительской любви, а значит, общение между ними устанавливается гораздо легче. А если подросток не находит поддержки у родителей, то связь между ними разрывается, и подросток будет искать поддержки в других местах, чаще у своих сверстников. Это очень часто опасная, порой ведущая к серьёзным последствиям ситуация. В этом случае подросток может легко поддаться влиянию людей, отрицательно сказывающих на них.
Помогая подросткам решить их проблемы, мы одновременно учим их логично, здраво и последовательно мыслить. Только научившись мыслить правильно, они станут, способны различать хорошие и плохое, и смогут выработать для себя прочную систему ценностей.
Исследование четырнадцатилетних подростков показало, что только незначительное меньшинство стремится из них обособится от своих семей и лишь немногие родители сообщили об имеющихся у них проблемах в «нахождении общего языка» с детьми, которые продолжают спорить по разным поводам с родителями так же, как они это делали, будучи моложе. Таким образом, можно сделать заключение, что отчуждение от родителей не является типичной чертой четырнадцатилетних подростков. Многие подростки в раннем пубертате продолжают оставаться под влиянием своих родителей и имеют у них хороший успех. Большинство из них не подвергаются особой критике со стороны родителей, и не многие не признают их.
Когда между ребёнком и родителями имеет место отчуждение, это, как правило, начинается ещё в раннем или на среднем этапах детства, задолго до подросткового возраста. Так же было обнаружено, что отчуждение распространено среди прочих расстройств, возникающих как до 9 – 10-летнего возраста, так и с наступлением подросткового периода. Во-первых, отчуждение возникает как результат психического нарушения или является его составной частью, а не наоборот. Если же отчуждение служит причиной возникновения психического расстройства, то это обычно происходит в подростковый период.
Во-вторых, хотя представляется, что отчуждение между ребенком и родителями в раннем и на среднем этапах подросткового возраста – редкое явление, это период, когда деятельность ребенка в часы досуга все реже происходит в кругу семьи и когда разногласия по поводу стиля одежды, причёски, ухода из дома и других аналогичных вопросов достаточно часты. Некоторые из этих разногласий могут слишком накалять обстановку и многие подростки хотели бы, чтобы родители были менее требовательными, и считают их «отставшими от жизни». Эти ссоры сильно заботят взрослых и, конечно же, могут порождать разногласия и напряжённую обстановку. И все-таки исследования показывают, что, по-видимому, несмотря на достаточно серьёзные споры по некоторым вопросам дисциплины большинство подростков разделяют со своими родителями и с уважением относятся к необходимости ограничения и контроля.
В–третьих, несмотря на недостаточное количество доказательств, по-видимому, многие старшие подростки могут сопротивляться родительским порядкам и отстаивать право на принятие собственных решений. Большинство исследований позднего подросткового периода затрагивает молодых людей все ещё продолжающих учиться в школах или колледжах, и составляющих в Англии наименьшую группу. Вполне вероятно, что разногласия между ребенком и родителями достигают наибольшей интенсивности и большего значения, когда молодые люди уже в возрасте достижения созревания все ещё находятся в зависимом положении и в то время, когда большинство их сверстников в течении какого то времени уже зарабатывают себе на жизнь.
В-четвертых, наиболее вероятно, особенно среди наименее одарённых в интеллектуальном плане подростков, что значительно возрастает отстраненность от школы и последний год обучения нередко бывает самым трудным из всех как для учителя, так и для ученика. Часто подросток ощущает, что формальное обучение в школе больше не соответствует тому, чем он хочет заниматься, и он озабочен окончанием школы и получением работы как потому. Что это принесет деньги, так и потому, что это означает для него независимость. Прогулы особенно учащаются в последний год обучения, Ии учителя сталкиваются с удручающей задачей , когда им приходится учить подростков, которые больше не видят смысла в школьном обучении.
Подобные конфликты разногласия и переживания, возникающие по мере развития подростка, по всей вероятности, не слишком тесно связаны с физиологическим созреванием. Утверждается, что это наименее распространенное явление в индустриальных обществах, и, по-видимому, отчуждение в некоторой степени является культуральным феноменом, связанным с долгим периодом студенчества, поздним усвоением роли взрослых и значительным интервалом между сексуальным созреванием и статусом взрослого в западном обществе. И конечно, как уже отмечалось, у некоторых подростков отчуждение является отражением психического расстройства. (6, 114)
Главное – это добрые, честные, полные любви и взаимопонимания отношения между всеми членами семьи. Дети тонко чувствуют семейный разлад. Для них это травма, которая скажется на всей их дальнейшей жизни. А ведь семья – это организм, в котором каждый его член для того, чтобы этот организм нормально функционировал, должен выполнять определенную функцию, занимать определенное место в системе ролевых отношений в семье.
Семейная роль – одна из важных ролей человека в обществе. Муж, жена, родители (мать, отец), сын, дочь, брат, сестра, дедушка, бабушка – все это семейные роли. Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семьи. Муж, будучи главой семьи, должен быть сильным, волевым. Жена – нежной, заботливой.
Плохое выполнение или невыполнение своей роли членами семьи приводит к конфликтам. Они чаще происходят в семьях, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями одновременно. Конфликты возникают, когда одна роль включает в себя множество функций. Например, если женщина – мать, и хозяйка, и воспитатель детей, и сиделка и в то же время наравне с мужем обеспечивает семью материально.
Конфликт может произойти и в том случае, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь можно посоветовать супругам гибкое перераспределение ролей. Конфликты часто возникают и из-за того, что молодая жена не хочет вести хозяйство или рожать детей, или бабушка не хочет нянчиться с внуком. (1, 47)
Дети, как правило, склонны копировать поведение других детей и чаще всего тех, с которыми оны наиболее близки. От части это сознательное стремление вести себя так же, как другие, от части это неосознанное подражание, являющихся одним из процессов идентификации. Следует отметить, что сам выбор той или иной модели поведения, в какой то мере определяется разнообразием форм поведения, которые ребенок наблюдает среди окружающих его взрослых. На самом простом уровне это проявляется в том, как дети заражаются теми или иными привычками. Они с лёгкостью перенимают от родителей, приятелей, учителей или любых поп-звезд особенности жестикуляции, походки или манеры говорить. В таком подражании в большинстве случаев проявляется уважение к людям, от которых он зависит и с которыми его связывают теплые и дружеские отношения.
Роль родительского поведения как модели для подражания важна не только в процессе приобретения привычек. Способ преодоления стресса так же определяется исходя из знакомой ребенку линии поведения родителей. Если они реагируют на трудности пассивно замыкаясь в себе или прибегая к неадекватной агрессии, то и ребенок вероятнее всего станет вести себя в подобной ситуации аналогичным образом. Если отец в моменты плохого настроения кричит и ругается то ребенок, исходя из его примера, скорее всего будет вести себя точно так же. Если мать в минуты волнений или напряжения каждый раз ложится в постель с головной болью, то вероятность приобретения ребенком ипохондрического стиля реагирования на трудности повышается, при этом жалобы на физическое недомогание будут использоваться как способы преодоления тревоги.
По-видимому, аналогичным влияниям подвержен и стиль межличностных отношений. Единственной хорошо знакомой для ребенка и наблюдаемой им в течение длительного срока моделью близких отношений являются супружеские между родителями. Так, для мальчиков отношение отца к матери в значительной мере определяет их характер отношения к девочкам. Если модель отношения в семье включает в себя нежность, взаимную заботу и уважение, то, скорее всего, этими же качествами будут характеризоваться и поведение сына. Пренебрежительность отца к матери может соответствующим образом сказаться на отношении сына к девочкам.
В этой связи важно отметить, что дети обучаются у родителей определенным способам поведения не только путём усвоения непосредственно сообщаемых им правил (готовые рецепты), но и через наблюдение за существующими моделями взаимоотношений между родителями. Наиболее вероятно, что ребенок будет вести себя так же, как и родители, если рецепт и пример совпадают. Однако нередко родители говорят одно, а делают другое: призывают к честности, но лгут друг другу, требуют от ребенка сдержанности, а сами дают волю своим чувствам, агрессивны и бесконтрольны. В такой ситуации выбор между родительским предписанием и примером будет зависеть от самых разнообразных обстоятельств, но почти неизбежно у ребенка возникнут обида и протест, если от него будут требовать поведения в соответствии с более высокими стандартами по сравнению с теми, которых реально придерживаются родители.
Нельзя забывать и о том, что ребенок может развить заданную родителями модель поведения до такого состояния, что его поведение окажется для них неприемлемым. Так, подростки, следуя примеру родителей, которые не признают принятых в обществе норм и канонов, развивают протест и нонконформизм до такой степени, что, в конце концов, отвергают даже и то, чем родители все-таки дорожат. Такие дети принимают модель непримиримости и в отношении норм, которые признаются родителями.
Конечно, дети не обязательно принимают именно родительские взгляды и модели поведения. Это зависит как от степени влияния других людей (друзей, учителей, соседей и др.), так и от характера отношений с родителями. Если эти отношения плохие, дети могут вообще отказаться от родительских норм. То же самое может произойти и в случае, если дети замечают, что поведение родителей приводит лишь к возникновению новых осложнений и неудач. Именно поэтому встречаются случаи, когда дети алкоголиков – трезвенники, а дети непьющих родителей становятся заядлыми пьяницами. (6, 166)
Отсутствие в семье отца или матери влияет на развитие мужского и женского начала у подростков. Мальчики, воспитанные матерями, в большей степени вероятности являются обладателями слабо выраженного мужского начала, неотчетливо осознают свою мужскую роль в семье и обществе, склонны к зависимости от других, редко проявляют агрессивность и неуверенно чувствуют себя в общении со сверстниками. Влияние отсутствия отца на подростка уменьшается по мере его взросления. На девочек отсутствие отца оказывает прямо противоположное влияние; оно может создавать определенные трудности в сексуальной жизни девушек. Если же девочка воспитывается одним отцом, она может идентифицировать себя с мужским типом поведения и в той или иной мере утратить женственность. (11)
Выше, при обсуждении общих вопросов развития ребенка уже делался акцент на формирование связей с другими людьми. Отношение привязанности, выстраивающиеся на протяжении первых двух-трёх лет жизни, отличаются особой избирательностью, некоторые из них становятся для ребенка важнее других. Эти ранние привязанности младенца, вероятно, закладываются в основу его будущих отношений с людьми, и тот ребенок, которому в раннем детстве не удалось установить близких отношений со взрослыми, с Корее всего и в старшем возрасте столкнется со значительными трудностями при общении с другими. Вообще, эмоциональные связи выстраиваются у младенца с теми людьми, которые чаще всего общаются с ним, поэтому обычно в роли таких людей выступают члены семьи, прежде всего родители.
Особенности взаимодействия ребенка со своими родными, степень их восприимчивости на поступаемые от ребенка сигналы и полнота удовлетворения его потребности во многом определяют его характер формирующихся в первые годы жизни отношений ребенка с людьми. Конечно, не следует думать, что роль эмоциональных связей и привязанностей важно только на ранних этапах развития ребенка. Напротив, отношения в семье продолжают оказывать своё влияние как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функции внутрисемейных отношений меняется, однако их значение никогда не теряется. (6, 164)
Проблемы подросткового возраста актуализируются как с позиции взрослых, так и с позиции детей. Подросток чувствует, что у него появляются новые возможности, что прежние отношения с родителями и учителями его не устраивают. С одной стороны, он стремится отвоевать равенство в отношениях со взрослыми, с другой стороны, переживает, что в семье ему уделяется меньше внимания, чем младшим братьям и сестрам.
Здоровый, нормально развивающийся подросток активен, жизнерадостен, романтически настроен к действительности, эмоционален, выбирает для подражания образы литературных и киногероев. Следует учитывать, что в подростковом возрасте требования к родителям намного выше, чем к посторонним. (1, 51)


Модели помощи современной семье
Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог.
Педагогическая модель базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.
Социальна модель используется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил.
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.
Медицинская модель предполагает что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии – диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным. (5, 346)






2.3 Понятие семьи

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях. (5, 345)
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это является первый вид общения людей. В тоже время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы. (2, 26)
В социальной работе произошел резкий поворот к семье. Этот поворот вполне соответствуют ориентации социальной работы на человека и среду обитания. Это означает, что человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. (5, 345)
Семья как социальный институт выполняет разнообразные функции. Р.В. Овчарова выделяет следующие:
- хозяйственно-бытовую;
- сексуально-эротическую;
- эмоциональную;
- первичного социального контроля;
- воспитательную;
- духовного и культурного общения. (5, 345)
А по мнению В.Н. Гурова к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования. (2, 26)
Воспитательный потенциал семьи – это ее способность реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребенка. Большинство исследователей связывают его с психологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уровнем психолого-педагогической и общей культуры родителей, образом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими особенностями родителей. (5, 346)
Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношение между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
Семья является той формой общности людей, в которой – соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью.
Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в её жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а так же совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейные установки и отношение власти и авторитета.
В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет тип семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (характеристика), наличие подсистем в семье (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат); взаимоотношения между членами семьи и семьёй как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.); взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
Вторым компонентом семьи как системы является ее окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкономический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.
Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Она включает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношении к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев и сестер; в модели большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свёкра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, золовки и деверя, внуков и т.п.). Ролевая деятельность членов семьи (ведение хозяйства – кто?, забота о детях – кто?, эмоциональная поддержка семьи как системы: забота о членах семьи, внимание, поощрения – кто?) сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия.
В понятии функционирования семьи входит и принятие решений (кто превалирует: муж или жена, участие детей в этом процессе, влияние членов референтной группы на принятие решений в семье).
Частью функционирования семьи является также ее взаимосвязь с окружением, то есть образцы коммуникаций с соседями, с родственниками, образовательно-воспитательными учреждениями и т.д.
Четвертым компонентом семьи – системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на сегодняшнее положение дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.
Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи семь основных стадий в развитии семьи.
Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждого из партнёров.
Наполнение, пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.
индивидуализация, обособление. Стадия когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям индивидуализация, обособление каждого члена семьи.
Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача – развитие взаимоотношений «родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе.
Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.
Взаимопомощь. Родители – пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача – развитие системы взаимопомощи между поколениями.
Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы американского психолога В. Сатир.
По ее мнению, семья как система состоит из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые дети; мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья, тип общения между ее членами и особенности их самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с внешним миром (оно связано с отношением к изменениям, происходящим в жизни). (2, 37)
При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосохранению. Это осложняет оказание влияния на семью из вине, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).
Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия.
Однако, являясь объектом социального воздействия семья одновременно является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.
Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.
Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или «большая», полная или не полная) выполнение ролевых функций членами семьи (действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития и главное – нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента является уровень доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который так же в совокупности с другими определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежностей семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, Их профессии и занимаемые должности, культурного и духовного уровня развития. (2, 38)
Типы семейных взаимоотношений.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь и имеется в виду целей воспитания, и формулировка его задач, и более или мнение целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом возникновения:
Диктат;
Опека;
«Невмешательство»;
Сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
Система межличностных отношений в семье, состоящая на признании невозможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства».
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями.
Личной особенностью в детском возрасте может стать тревожность. Высокая тревожности приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учёбой со стороны родителей. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх делать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.
Второй вариант – демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становятся недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюблеными».
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать её не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых.
К семейной атмосфере, ее состоянию, перспективам человек чувствителен на протяжении всей своей жизни. Однако наибольшее влияние семья оказывает на развивающуюся личность. (5, 345)
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. (9)





















2.4. Типология семей

Работая с семьей, социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей.
В зависимости от места жительства различают городскую и сельскую семью. Несмотря на миграцию сельского населения в город, сегодня 26% населения в нашей стране живут в сельской местности. В большинстве своем – это жители южных районов России, в Сибири и на Севере преобладает городское население.
Особенность сельской семьи – размеренность её жизни, подчиненной ритмам природы, тяжёлые условия сельскохозяйственного труда в домашнем и подсобном хозяйстве. Для сельской семьи характерен жёсткий контроль со стороны общества за жизнью как семьи в целом, так и каждого ее члена. Ещё сохранились элементы сельской общины, где по-прежнему прочны родственные связи, связи с соседями, наблюдается не приязнь к семьям, стремящимся к обособлению. На селе взрослое и младшее поколения чаще, чем в городе, собираются вместе. Все выше перечисленные факторы определяют то, что в социализации подрастающего поколения сельская семья играет очень большую роль, значительно большую, чем городская.
В результате миграции из села по 3 млн. в год на протяжении десятка лет сельская семья претерпела разительные изменения. Уезжала молодежь, в деревне оставалось старшее поколение. И в тоже время на сельскую семью оказывала влияние часть молодёжи, уехавшая в город. Это сказалось на стремлениях детей из сельских семей, их кругозоре. Происходит разделение сельских семей на «окрестьянившихся» и стремящихся уехать в город.
Городская семья неоднородна, она характеризуется в зависимости, от концентрации населения в городле, от этнической структуры, от географического положения города, от деятельности и занятости населения.
Так, в малых городах уклад семейной жизни близок к деревенскому: наблюдаются прочные родственные, в том числе брачные связи, социальный контроль за жизнью семьи, наличие почти при каждом доме подсобного хозяйства, из этих городов редко уезжает молодёжь. На жизнь семей такого города обычно оказывает влияние деятельность одного-двух заводов. Для жителя небольшого города семья значит многое.
В крупном и среднем городе общение молодого и взрослого поколения семьи изменяется. Школа, производство, культурные центры оттягивают молодежь из семьи. Широкий круг общения, окружающая среда оказывают огромное влияние на социализацию личности.
Довольно распространенным типом семьи является семья, состоящая из многих поколений. В такой семье ее члены живут вместе, начиная с детей и кончая бабушкой и дедушкой по отцовской и материнской линиям. Сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Взрослые дети, не решив жилищных проблем, возвращаются в родительскую семью.
Распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и одного или двух детей. Функции воспитания и обучения детей, в том числе их социализации, берёт на себя школа или детский сад. В такой семье изменяются, по сравнению с традиционными, семейные роли, жена занята на производстве, хозяйственные проблемы берут на себя в равной степени все члены семьи.
Молодая семья – это супружеская пара с детьми или без них в первом браке. Возраст такой семьи – не старше 5 лет, возраст супругов – не старше 30 лет. В последние годы число таких семей растёт, преобладающий возраст супругов в них 21 – 24 года.
Неполная семья – семья с одним родителем в последние годы стала распространенным явлением. Родителем в такой семье чаще является мать, реже – отец. Такая семья – результат развода, смерти или долгого отсутствия одного из родителей либо когда ребенок вне брака. Эти семьи обычно живут бедно, доход женщины чаще меньше, чем у мужчины, алименты составляют всего ј зарплаты мужчины. В самом тяжёлом положении находятся семьи, где ребенок рождён вне брака.
Внебрачная семья кроме тяжёлых материальных условий переживает и отрицательное отношение со стороны общества. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца, мальчики более уязвимы, чем девочки. В воспитании ребенка в такой семье часто отрицательное влияние оказывает сильная любовь матери, которая старается желанное дитя оградить от окружения. Отец в большинстве таких семей воспитанием ребенка не занимается, чаще по причине того, что мать отстраняет его.
Семьи в повторном браке – это семьи с двумя родителями, где могут быть дети как общие, так и от прежних браков. Они могут жить вместе или с детьми мужа или жены. Подобные браки были редки в XIX в., но в XX в. они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемой в такой семье являются отношения отчима или мачехи к неродным детям. Много проблем вызывают ситуации при решении вопроса свиданий с ребенком отца, бабушки или дедушки.
Особую категорию составляют семьи, созданные после смерти одного из супругов в предшествующем браке. Дети остро переживают потерю отца и матери, и это сазывается на отношениях с отчимом или мачехой.
Семья «маленькая мама». В истории человечества были периоды, когда рождение ребенка женщинами, не достигшими совершеннолетнего возраста, было нормой жизни, «маленькая мама» признавалась обществом, была женой, молодой матерью. В современном обществе появление этой категории семей рассматривается как нарушение брачно-семейных норм. Вместе с тем число несовершеннолетних мам растет, поэтому необходимы меры по социальной защите и помощи им со стороны государства и общества. (1, 43)
Особые проблемы возникают в семье, где воспитываются больные дети. Важно знать психологическую атмосферу в такой семье и отношение взрослых членов семьи к неполноценности ребенка. Такая семья переживает огромные трудности, родители не могут обеспечить больному ребенку подчас даже самого необходимого. Взрослым членам таких семей часто нужна помощь нисколько не меньшая, чем больному ребенку. (1, 50)
Семья, где родители злоупотребляют алкогольными напитками (семья группы риска). Важно учитывать, кто пьет в семье – один или оба родителя, мать или отец. Отец-алкоголик обычно заявляет, что ему дети мешают, он их бьет или откупается от них. Мать-алкоголичка с детьми ласкова, но ими не занимается. Дети в такой семье не ухожены, часто голодны, больны, нередко умственно отсталые. Они агрессивны, стремятся сами защищать себя. Дети страдают от того, что их родители пьют, дружат только с детьми из аналогичных семей, убегают из дома. Девочки вступают в раннюю половую связь, бросают школу. (1, 53)
Своя специфика в семье верующих. Цель христианского воспитания – воспитание сердца, ума и воли. От сердца исходят все помышления человека. Волей ребенка можно управлять, если побуждать в нем веру, надежду и любовь. Началом воспитания является воспитание послушания, борьба со своеволием, баловством и капризами. (1, 60)
Кроме перечисленных выше встречаются следующие типы семей:
- семья беженцев;
- семья военных;
- семья эмигрантов;
- семья опекунов и усыновителей;
- семья студентов;
- семья, где родители вернулись из тюрьмы. (1, 43)
Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (и в этом случае она относит ее к неблагополучным) и открытой (гармоничная семья). В ее работе приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой, подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена то ставится задача по использованию всех ее структур для достижения вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену занять свое место в семье и испытывать от этого удовольствие. (2, 38)
Т.А. Шишковец выделяет следующие типы семей.
По структуре:
Полные семьи
- с одним ребенком;
- многодетные.
2. Неполные семьи
- одинокая мама;
- родители разведены;
- один отец;
- опекун.
По материальной обеспеченности семьи:
- с высоким материальным достатком семьи;
- со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- нуждающиеся.
По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:
- Социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении (воспитательно-сильная);
- Социально-устойчивая, но не благополучная в воспитательном отношении (а.воспитательно-неустойчивая б.воспитательно-слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними );
- Социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении (а.воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой б.воспитательно-слабая с агрессивно негативной атмосферой);
- Социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении (а.маргинальная с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью б.вступающая в конфликт с законом в.преступная г.психически отягощенная
По взаимоотношениям:
- гармоничная;
- компромиссная;
- неустойчивая;
- мнимая;
- конфликтная;
- резко конфликтная;
- потребительская.
По семейной ориентации:
-на деятельность;
-общение;
-самоудовлетворение (эгоистическая). (7, 116)
Либеральный тип. Уровень контроля также низкий, но отношения теплые. Руководящая роль родителей в такой семье незначительна, и, как следствие, в юношеском возрасте дети склонны к непослушанию, к игнорированию норм и правил, принятых в обществе.
Авторитарный тип воспитания - это высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители устанавливают жесткие требования и правила, а эмоциональной привязанности к детям не демонстрируют. Как результат - либо пассивность и зависимость детей, либо неуправляемость и агрессивность. И в любом случае - ощущение психологического неблагополучия.
Авторитетное воспитание означает теплые отношения и высокий уровень контроля. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Родители открыты для общения и обсуждают с детьми правила поведения в семье. Допускают и изменение своих требований в разумных пределах. Дети же вырастают приспособленными к жизни, уверенными в себе и ответственными. (13)

















Вывод по 2 главе.

Отношения привязанности важны не только для развития будущих отношений, непосредственное присутствие субъектов привязанности способствует снижению чувства тревоги, которое у ребенка возникает в незнакомых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство защищённости, обеспечивает безопасность ребенка при его взаимодействии с внешним миром, освоении новых путей его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений. (6, 165)
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. (12)

























Список литературы:

1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М., Академия 2001.
2. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. - М., Педагогическое общество России, 2003.
3. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008.
4. Методика и технологии работы социального педагога. Учебное пособие. 2-е издание/ Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М., Академия, 2004.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., СФЕРА, 2001.
6. Раттер М. Помощь Трудным детям. – М., Апрель-Экспресс, 1999.
7. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., Вако, 2005.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 143715




15