Статья «Формирование благоприятного социального и психологического климата в классном коллективе учащихся и родителей»


Статья «Формирование благоприятного социального и
психологического климата в классном коллективе
учащихся и родителей»
Важным показателем психологически компетентного педагога является создание
благоприятного социально – психологического климата в классе.
Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если
разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива. Ведь в сплочённом
детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия,
группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь присоздании благоприятного социально-психологического климата в классе.
Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм
поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка.
Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен
подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат
в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого
ребёнка.
Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического
климата в коллективе должен обладать:
- знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях,
сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;
- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом,
микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют
достижению искомых педагогических результатов;
- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности кпрофессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своейсобственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении
самого себя, чтобы повысить качество своего труд
Социально-психологический климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва,
А.Н. Лутошкина и др., представляет собой особую систему эмоциональных состояний
коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами.
В понятии социально-психологического климата выделяются три
«климатические зоны»:
Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем,
насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь
гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем,
какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальныеотношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственномконтакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона
действия которого значительно локальнее морального и социального.
Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания
психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных
переживаний, волнений, отношений друг с другом.
По наблюдениям за учениками класса можно определить, что некоторые ученики
не всегда чувствуют себя комфортно (в силу возраста, характера) и необходимо их
включение в «жизнь класса» для проявления способностей детей, избавления отзамкнутости, стеснительности. Благоприятный психологический климат способствует и
лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его
личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку
психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют
особую ценность для современного общества.
Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и
личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка
учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует
возникновению конфликтов.
Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны
способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой
коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно
полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной
и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны,
отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления
коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластнымеханизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь
груз ответственности за качество психологического климата.
Также, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя напсихологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:
 Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям,чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
 Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическаявооружённость).
 Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является
следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям,
формирующим благоприятный психологический климат.
Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы поданной проблеме следует выделить эффективные способы формирования учителем
психологического климата:
 Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
 Использование игры.
 Формирование общих традиций.
 Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.
 Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
 Наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу.
 Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его
психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение
учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:
- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость,молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение
к вам.
- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного
состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения.
Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности
того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать
административные права.
- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает.
Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же
людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохомуотношению к ним всего класса.
- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения клюдям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства,
говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесьсправедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите накрик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите
провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительныйпсихологический климат в коллективе.
Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о
необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью
ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и
снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.