Практикум по дисциплине Менеджмент


Практикум по дисциплине «Менеджмент»
Менеджмент – это не только теоретическая дисциплина. Менеджмент – это и практика реального управления. Практические занятия помогут студентам «соединить теорию с практикой» и выйти на качественно другой уровень усвоения материала.
Практикующие упражнения представляют собой задания определенного типа, предназначенные для закрепления пройденного материала. Выполнение упражнений индивидуально и в группах способствует развитию у студентов многих важных качеств, требуемых в управленческой работе: быть решительным, проявлять творчество и оригинальность, уметь строить эффективные межличностные и групповые отношения, уметь слушать и слышать других, уметь формулировать и выражать свои мысли и идеи и т.д.
Задача практических занятий по курсу «Менеджмент» - помощь будущим специалистам не только усвоить знания в области менеджмента и сопряженных с ним экономических и социальных наук, не только сформировать и укрепить определенные навыки, но и проанализировать и развить личностные качества, необходимые для эффективной работы. 
Тема 1. Введение в дисциплину. Основные понятия
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Понятие и виды управления. Виды социального управления.
Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Специфика управленческого труда.
Параметры управленческого труда.
Кто такой менеджер?
Задание 1. Продолжите перечень управленческих характеристик и навыков, которыми должен обладать менеджер. Проранжируйте их по степени важности для каждого уровня управления. Сделайте выводы:
Основные управленческие характеристики
№ Характеристика Высшее звено Среднее звено Низовое звено
1 Коммуникабельность 2 Умение влиять на других 3 Творческий подход к делу 4 Умение работать в команде 5 Ориентированность на результат 6 Дальновидность … … Ответьте на вопросы:
Всех ли сотрудников, имеющих статус менеджера, можно в действительности назвать менеджерами?
В чем состоит разница между социальным и техническим управлением?
Проанализируйте управленческие процессы, с которыми Вы сталкиваетесь в жизни.
Деятельность каких из перечисленных ниже лиц можно отнести к менеджменту: капитана корабля, министра, участника общего собрания акционеров, преподавателя в студенческой группе, президента компании, антрепренера рок-звезды, руководителя космического полета.
Тест:
Тест на способность к абстрактному мышлению
Вот один из простых тестов: позволяющий достаточно быстро оценить способность человека к абстрактному мышлению, к отыскиванию “далеких ассоциаций”, т. е. тех, которые не “лежат на поверхности”.
Абстрактные загадки и отгадки. Далее приводятся 10 загадок и 10 отгадок, ваша задача: за 2 мин. найти отгадки для всех или для большинства загадок.
Загадки:
1 - атмосферный окурок; 2 - ваза с видом изо рта, 3 - ежик под наркозом, 4 - мост через ночь, 5 - шарикоподшипник с кубическими шариками, 6 - горстка вечных конфет, 7 - таблетки от безденежья, 8 - интеллектуальное ведро, 9 - яма вверх дном, 10 - туземцы уверяют, что на черный день красного вина не напасешься.
Отгадки:
а - пессимизм, б - зубы, в - кровать, г - коллектив из несовместимых людей, д - монеты, е - кактус, ж - метеорит, з - труба (в оркестре), и - парашют, к - каска.Оценка результатов:
Правильные ответы: 1-ж, 2-з, 3-е, 4-в, 5-г, 6-6, 7-д, 8-к, 9-и, 10-а.
3 правильных ответа - невысокий уровень абстрактного мышления.
От 4 до 6 правильных ответа - средний уровень.
Более 7 правильных ответов - высокий уровень.
Тема 2. Эволюция управленческой мысли.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Что дает изучение истории предмета?
Основные управленческие революции.
Характеристика школ управления:
Школа научного управления
Административная школа
Школа психологии и человеческих отношений
Школа науки управления
Принципы управления А. ФайоляОтечественный опыт в науке управления
Задание 1. Заполните таблицу:
Краткая характеристика школ и подходов менеджмента
Школы и подходы Период Представители Вклад Значимость на современном этапе
Ответьте на вопросы:
На основе таблицы сформулируйте принципы управления современным предприятием. Какие принципы стали неактуальными и почему?
В научной литературе выделяют пять управленческих революций. Охарактеризуйте их.
По каким направлениям, с Вашей точки зрения, будет происходить развитие менеджмента в будущем?
Выделите научные достижения отечественных ученых в области управления. Как Вы думаете, почему в настоящий период при подготовке менеджеров акцент делается на зарубежные модели управления?
Тема 3. Организация как объект управления.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Понятие системы, состав и ее свойства.
Виды систем. Особенности социально-экономических систем. Примеры систем.
Подходы к описанию систем. Модель «черного ящика».
3.Организация как система.
Ответьте на вопросы:
1.Дайте определение понятиям «система», «подсистема», «элемент», «связи», «отношения» и т.д.2.Охарактеризуйте виды систем в зависимости от классификационных признаков.
3.Какими свойствами обладает система?
Задание:
Рассмотрите предприятие или организацию любой сферы деятельности как систему. Охарактеризуйте элементы, подсистемы, взаимосвязи между ними. Дайте характеристику внешней среды.
Представьте социально-экономическую систему в виде «ресурсы - продукт».
Приведите примеры проявления основных системных свойств.
Предприятия и организации, предлагаемые к рассмотрению: ГОУ ВПО ЧИБГУЭП, магазин «Привоз», ТЦ «Макси», РК «Золотой Олимп», ОАО «ТГК - 14», ЗАО «Читинские ключи», ЗАО «Нефтемаркет», ЗАО «Машзавод» и пр.Тема 6. Ресурсное обеспечение менеджмента: роль информации в управлении.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Виды информации в управлении.
Организация сбора, учета и обработки информации.
Коммуникация: определение и классификация.
2.Характеристика видов коммуникации в процессе управления. Виды коммуникации: внутренняя и внешняя, неформальная, вербальная и невербальная. Особая роль невербальной коммуникации в менеджменте. Роль имиджа руководителя. Особенности приема на работу (поведение на собеседовании).
3.Коммуникационный процесс. Определение «коммуникационного процесса». Элементы коммуникационного процесса. Роль руководителя в коммуникационном процессе. Элементы делового общения.
4.Характеристика причин, препятствующих нормальной коммуникации. Факторы, препятствующие общению. Модель процесса обмена информацией. Декодирование.
5.Подходы и принципы эффективной коммуникации. 10 правил эффективной коммуникации. Эмпатия. Обратная связь.
6.Совершенствование коммуникаций в организации. Преграды обмена информацией в организации. Методы совершенствования обмена информацией в организации.
Тест:
«Ваша коммуникабельность»
Предлагается 16 вопросов, на каждый из которых надо ответить однозначно: «ДА», «НИКОГДА», «НЕТ».
1.Вам предстоит ординарная делова встреча. Выбивает ли Вас из колеи ожидание?
2.Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, пока не станет уже невмоготу?
3.Вызывает ли у вас смятение и неудовлетворение поручения выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
4.Вам предлагают выехать в командировку в город или село, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5.Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6.Раздражаетесь ли Вы, когда незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой показать ему дорогу, назвать время, ответить на какой-либо еще вопрос?
7.Верите ли Вы, что существует проблема «отцов м детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
8.Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл отдать Вам 10 000 руб., которые занял несколько месяцев назад?
9.В ресторане или столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо – промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она не была – в магазине, кассе кинотеатра и т.д.. предпочтете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в хвост и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. Если ли у Вас сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений Вы не примете?
14. Услышав где-нибудь в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступить в спор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменном виде, чем в устной форме?
А теперь подсчитайте очки: за каждое «ДА» - 2 очка, «ИНОГДА» - 1, «НЕТ» - 0 очков.
30-32 очка.
Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете о этого больше всего вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков.
Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность Вашего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только недовольством, в Вашей власти переломить эти особенности Вашего характера. Разве не бывает, что при какой-нибудь сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков.
Вы общительны, и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми Вы сходитесь с оглядкой, в споры и дискуссии вступаете неохотно. В наших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
18-14 очков.
У Вас нормальная коммуникабельность, вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпимы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывает раздражение.
9-13 очков.
Вы весьма общительны, порой даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих, охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете заставить себя не отступать.
4-8 очков.
Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность из Вас бьет ключом, Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3-0 очков.
Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разных конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и повсюду – трудно с Вами. Вам бы поработать над собой и своим характером. Прежде всего воспитайте в себе терпимости и содержательность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о воем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Тема 7.Ресурсное обеспечение менеджмента: кадровые ресурсы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1.Персонал, его численность и структура. Определение понятий «персонал» и «кадры». Группировка персонала в соответствии с видами деятельности. Службы персонала.
2.Процесс набора кадров. Этапы набора кадров. Источники информации о кадрах.
3.Оценка и развитие персонала. Адаптация работников. Методы оценки. Виды оценки.
4.Деловая карьера. Понятие «карьеры». Виды карьеры. Этапы карьеры. Карьерограмма.
5.Кадровая политика в организации. Виды кадровой политики. Способы рационализации персонала.
Ответьте на вопросы:
1.Объясните, что такое нормативная, списочная и явочная численность персонала.
2.Что собой представляет структура персонала и каковы ее разновидности?
3.Чем различается процессия, специальность и квалификация?
4.Перечислите возможные виды карьеры.
5.Какие причины побуждают людей делать карьеру?
6.Каковы принципы подбора кадров?
7.Какие существуют виды и каков порядок адаптации человека в организации?
8.Раскройте суть аттестации персонала.
9.По каким параметрам происходит оценка персонала?
Задание 1: Составьте собственное резюме.
Задание 2: Составьте проект своей карьерограммы.
Задание 3: Изучите выдержки из объявлений о найме сотрудников, опубликованных в отечественных СМИ. Оцените наиболее привлекательные и информативные.
Задание 4: Прочитайте отрывки из объявлений о приеме на работу:
Объявления о приглашении на работу менеджеров
1.Управляющий директор: ...умение общаться с высокой эффективностью...способность максимально использовать ограниченные ресурсы... стратегическое мышление в Сочетании с энергичностью и энтузиазмом.
2.Помощник главного менеджера: ...способность управлять различными отделами главного офиса. Важнейшие элементы работы — производственные отношения и обмен информацией внутри компании. Также при необходимости умение заменять главного менеджера.
3.Менеджер по исследованиям и разработкам: ...требуется взять под руководство успешно действующее отделение по исследованиям и разработкам и укрупнить его до большого отдела из примерно двадцати ученых, выполняющих задачи по осуществлению проектов в мировом масштабе. Должен быть талантливым руководителем с навыками предпринимателя.
4.Менеджер по планированию производства: ...требуется составление программ текущего производства и управление ими с помощью компьютеров для контроля и регистрации производственной деятельности. Должен также консультировать директора по производству в отношении средств расширения производственных мощностей в будущем.
5.Менеджер по маркетингу: ...Вы будете планировать всю деятельность по маркетингу, осуществлять взаимоотношения с родственными зарубежными компаниями, планировать вывод новой продукции на рынок, собирать информацию по состоянию рынка, управлять всей деятельностью по продвижению товара на рынок, оказывать помощь в разработке планов компании.
6.Менеджер по маркетингу: ...будет отвечать за все аспекты развития бизнеса от составления планов по маркетингу и рекламе до мотивации и контроля в отношении дистрибьюторов в данной области.
7.Менеджер по дистрибьюторской деятельности: ...Вы будете отвечать за общий контроль над складированием и дистрибьюторской деятельностью в пределах России, а также руководить использованием ресурсов с целью обеспечить эффективную поставку продукции на склады и к пунктам розничной торговли.
8.Менеджер по кадрам: ...будет отвечать за всю кадровою работу с особым упором на производственные отношения. Особенное значениеимеют навыки ведения переговоров и способность быстро реагировать на изменение обстановки.9.Менеджер по контролю над производством: ...широкая зона ответственности, включающая в себя составление ежемесячных планов производства и согласование регулярных проверок объема запасов, а также поддержание первоклассного взаимодействия между производственным сектором и сектором сбыта.
Ответьте на вопросы:
1.Всех ли приглашаемых на работу сотрудников с полным правом можно назвать «менеджерами»?
2.Определите иерархическое положение каждого из сотрудников.
3.Проанализируйте изменение соотношения общих функций управления в зависимости от занимаемой должности.
4.Насколько корректно составлен текст объявлений? Предложите свою редакцию.
Тема 10. Лидерство и власть в менеджменте.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Повторите лекционный материал с описанием теорий лидерства.
Законспектируйте тему «Современные концепции лидерства: атрибутивное, харизматическое и реформаторское лидерство».
Задание 1. Заполните таблицу:
Автор Название теории Сущность Схематичное изображение
Ответьте на вопросы:
1.Какова сущность и значение руководства и власти в организации?
2.Какие Вы знаете формы власти.
3.Сформулируйте определение «лидерства».
4.Назовите основные подходы к лидерству.
5.В чем разница между лидером и руководителем?
6.Что такое власть и чем она отличается от полномочий?
7.Какие формы и источники власти возможны в организации?
8.Под влиянием каких обстоятельств изменяются формы власти в организации?
9.Какие стили управления вам известны?
10.С каким руководителем вы предпочтете работать – со сторонником стиля «внимания к подчиненным» или стиля «внимание к производству»?
11.Обратимся к теории Ф.Фидлера. Как часто в реальной жизни встречаются благоприятные, умеренные или крайне неблагоприятные ситуации?
12.Как Вы считаете, может ли руководитель изменить свой стиль руководства или стиль всегда постоянен и неизменен?
13.Что вам известно о проблемах власти и лидерства в России?
Задание 2:
Конкретная ситуация
Подразделение технического обслуживания.
Джона Террилла приняли начальником технической службы в DGL International, компанию по производству очистного оборудования. В технической службе работают двадцать инженеров. Это был самый высокооплачиваемый, самый высокообразованный и вместе с тем наименее производительный отдел компании. Перед Дж. Терриллом была поставлена задача изменить ситуацию. На рабочем совещании новый менеджер задал со-трудникам прямой вопрос: «В чем проблема? Почему такая низкая отдача? Почему в отделении такая текучесть кадров?»
Инженеры начали высказывать свои претензии: «Меня нанимали на работу инженером, а не бумагу марать», «Мы большую часть рабочего времени пишем горы отчетов в трех экземплярах для высшего руководства и ни один человек их не читает».
Обдумав ситуацию, Дж. Террилл решил, что ему необходимо вывести инженеров из-под прямого контроля высшего руководства. Он сказал: «Моя работа заключается в том, чтобы создать вам условия для производительной работы, и, кроме того, я сделаю все, чтобы избавить вас от опеки руководства». Менеджер потребовал предоставлять ежедневные отчеты лично ему, и к концу месяца кипа достигла почти метровой высоты. В течение этого времени они не потребовались ни одному из высших менеджеров компании. Когда кто-то из них заходил в кабинет Дж. Террилла и видел на столе гору бумаг, его обычно спрашивали: «Что это?» Дж. Террилл отвечал: «Технические отчеты». Никто ни разу не проявил к ним интереса.
Наконец, по прошествии месяца секретарь бухгалтерии позвонила и при-гласила его на совещание к руководству с отчетом о расходах. Дж. Террилл ответил: «Буду в кабинете президента компании завтра утром».
На следующее утро сотрудники офиса имели возможность лицезреть прохождение главы технической службы, который толкал перед собой тележку, нагруженную огромной пачкой отчетов. Дж. Террилл вошел в кабинет президента и выложил ему на стол несколько стопок. Все присутствующие растерялись. «Это, — заявил Дж. Террилл, — причина низкой производительности технической службы. Это отчеты, которые ваши администраторы требуют каждый месяц. Тот факт, что они целый месяц пы-лились на моем столе, говорит о том, что ни один человек не читает эти материалы. Я предлагаю использовать время инженеров более продуктивно. Один краткий отчет о работе моего подразделения за месяц удовлетворит все другие службы».
Вопросы к конкретной ситуации:
1.Какого стиля руководства придерживается Дж.Террилл? Как вы думаете, в чем состоят основные источники его власти и полномочий?
2.Исходя из теории П.Херси и К.Бланшара, не следовало ли Дж.Терриллу перенести акценты с участия в управлении на структурирование задач подчиненных?
3.Какой стиль руководства вы использовали бы в данной ситуации?
Тема 11. Процессы и методы принятия решений.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Что такое управленческое решение (УР)? Чем отличаются решения, принимаемые нами в повседневной жизни, от УР? Что такое альтернатива? Чем обусловлена необходимость принятия решений?
Что такое проблема? Приведите примеры организационных проблем? Чем отличаются симптомы проблемы от самой проблемы? Приведите примеры. Стандартные, хорошо структурированные, слабоструктурированные, неструктурированные проблемы.
Диаграмма Исикавы («рыбий скелет»), как метод структуризации проблем.
Какие методы применяются при подготовке сложных решений?
Дайте характеристику методов принятия решений: методы моделирования, методы экспертных оценок. Теория массового обслуживания, теория игр, модель управления запасами, платежная матрица.
Методы моделирования. Понятие модели. Виды моделей. Примеры. Моделирование в менеджменте.
«Дерево решений» - как метод решения организационных проблем.
В каких ситуациях применяются математические методы принятия решений, а в каких – экспертные?
На основании этапов принятия решений приведите пример принятия решений одной из организационных проблем (подбор персонала, низкое качество обслуживания, нарушение трудовой дисциплины и т.п.).
Задание 1. Заполните таблицу
Основные отличия управленческих решений от повседневных
Признак Особенности УР Особенности повседневных решений
Цели Последствия Разделение труда Профессионализм Задание 2. Приведите пример какой-либо организационной проблемы. С помощью диаграммы Исикавы определите наиболее важные причины проблемы.
Задание 3:
Постройте сетевой график программы строительства здания склада. Определите критический путь.
Операция Описание операции Предшест-вующая работа Длитель-ность, в днях
А Расчистка строительной площадки - 2
Б Выемка котлована под фундамент А 3
В Укладка фундаментных блоков Б 4
Г Прокладка наружных инженерных сетей Б 4
Д Сооружение каркаса здания В 16
Е Кровельные работы Д 7
Ж Внутренние санитарно технические работы Е, Г 4
ЗНастилка полов Ж 4
И Установка дверных и оконных рам Д 5
К Теплоизоляция перекрытий Е 3
Л Прокладка электропроводной сети З2
М Штукатурка стен и потолков Л, И, К 10
Н Внутренняя отделка помещения М 12
О Наружная отделка Е 8
ПБлагоустройство территории Н 5
Задание 4.
Определите последовательность работ, постройте сетевой график подготовки к совещанию и рассчитайте критический путь исходя из следующих данных:
- утвердить дату проведения совещания (1 день);
- разослать приглашения (1 день);
- составить и напечатать приглашения (3 дня);
- организовать питание участников совещания (1 день);
- напечатать доклады (2 дня);
- выбрать помещения для проведения совещания (1 день);
- проверить наличие помещений (2 дня);
- составить повестку дня (1 день);
- оценить состояние возможных мест проведения совещаний (2 дня);
- вручить участникам уведомления о проведении совещания (2 дня);
- собрать тексты всех докладов (3 дня);
- получить доклады (8 дней).
Когда необходимо начать подготовку к совещанию, если проведение запланировано с 11 по 13 апреля 2011 г.?
Задание 5.
Построить сетевой график эскизного проекта на основе перечная событий и работ, приведенных в таблице. Рассчитать критический путь.
Операция Содержание работ Предшест-вующая операция Продолжи-тельность, в днях
0 Задание получено -
А Разработка принципиальной схемы 34
Б Разработка теоретического чертежа 10
В Выполнения габаритного чертежа 8
Г Разработка чертежа общего вида 12
Д Выполнение расчетов 14
Е Проведение расчетов и оформление документов 8
Ж Разработка программы и методики испытаний 4
ЗСоставление пояснительной записки. 8
Задание 6.
Компания решает вопрос об инвестировании денежных средств. Известно, что с вероятностью 0,6 компания понесет убытки в размере 50 000 руб., с вероятностью 0,1 получит доход в размере 50 000 руб., с вероятностью 0,15 доход составит 100 000 руб., и с вероятностью 0,15 доход – 30 000 руб. Если не будет вкладывать – прибыль составит 0. Построить дерево решений, рассчитать ожидаемые значения, выбрать решение.
Задание 7.
Главному инженеру компании надо решить, монтировать или нет новую производственную линию, использующую новейшую технологию. Если новая линия будет работать безотказно, компания получит прибыль 200 млн. рублей. Если же она откажет, компания может потерять 150 млн. рублей. По оценкам главного инженера, существует 60% шансов, что новая производственная линия откажет. Можно создать экспериментальную установку, а затем уже решать, монтировать или нет производственную линию…
Эксперимент обойдется в 10 млн. рублей. Главный инженер считает, что существует 50% шансов, что экспериментальная установка будет работать. Ели экспериментальная установка будет работать, то 90% шансов, что смонтированная производственная линия также будет работать. Если же экспериментальная установка не будет работать, то только 20% шансов за то, что производственная линия заработает.
Постройте дерево решений. Ответьте на вопросы:
Следует ли строить экспериментальную установку?
Следует ли монтировать производственную линию?
Какова ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения?
Тема 12. Управление конфликтами
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Понятие конфликта. Классификация конфликтов, их характеристики.
Характеристика побудительных сил возникновения конфликтов.
Причина и повод конфликта. Конфликты взаимодействия.
Управление конфликтной ситуацией.
Стили разрешения конфликтов.
Алгоритм выхода из конфликтной ситуации.
Ответьте на вопросы:
Назовите этапы конфликта как процесса.
Можно ли навсегда исключить из жизни организации конфликты и стрессы?
Какие причины возникновения конфликтов в организации вы знаете?
Сопротивление нововведениям в организации как конфликт и методы его преодоления.
Каковы позитивные и негативные последствия конфликтов?
Задание:
Конкретная ситуация.
Дилемма для Ирины
Перед Ириной стояла дилемма, как ей поступить? Недавно она начала работать в одной консультационной бухгалтерской фирме и уже столкнулась с проблемой, которая могла повлиять на ее будущие отношения в фирме. В ходе аудита одной компании она обнаружила, что большая сумма денег, в действительности выплаченная работникам этой компании, не была проведена, как положено, через фонд заработной платы. Такая практика являлась достаточно распространенной во многих коммерческих и государственных структурах и помогала скрыть существенную часть наличности от налогов.
Ирина считала, что эта практика является неправильной и незаконной и должна получить соответствующее отражение в аудитор¬ском отчете. Она подняла этот вопрос в разговоре с Николаем, старшим в ее аудиторской группе. Он признал, что такая проблема в целом существует, но ничего не сделал, чтобы продвинуться в ее разрешении дальше. Николай предложил Ирине поговорить с руководителем фирмы, если ее что-то в этом деле не удовлетворяет.
Прежде чем идти к руководителю, Ирина долго думала об этой проблеме. На занятиях по аудиту, которые она продолжала посещать и которые периодически проводились фирмой, упор делался на этику профессионального аудита и на приверженность ее фирмы высоким этическим стандартам.
Это ее окончательно убедило в необходимости встречи с руководителем фирмы. Однако визит к руководству оказался неудачным, Алексей Петрович, директор фирмы, согласился с тем, что обнаруженная Ириной практика вообще-то не является правильной. Вместе с тем он отметил, что и другие клиенты, с которыми им приходилось иметь дело, поступали подобным образом. Алексей Петрович пошел даже на то, что сказал Ирине о возможности потери клиента в том случае, если обнаруженный ею факт найдет отражение в аудиторском отчете. Он дал понять, что его такой исход дела мало устраивает. От этой встречи у Ирины осталось ощущение, что, если она пойдет в разрешении проблемы дальше, то непременно приобретет себе врага. Состояние неудовлетворенности и беспокойства у нее не проходило, и она решила обсудить эту проблему с кем-нибудь из коллег.
Ирина обратилась к Борису и Михаилу, работавшим в фирме уже около двух лет. Оказалось, что они и раньше сталкивались с подобными случаями в своей аудиторской работе. Они были удивлены, что Ирина обратилась к директору фирмы, минуя своего непосредственного руководителя — начальника отдела аудита. Борис и Михаил обратили ее внимание на то, что если она настоит на своем, то им не избежать неприятностей. Они признали, что в сущности действия клиентов были неверными, но они не решались отражать это в аудиторских отчетах. К этому их подталкивало знание факта, что руководство фирмы смотрит на это "сквозь пальцы". Поэтому они не хотели создавать проблемы. Борис и Михаил призвали Ирину быть членом «команды» и снять этот вопрос.
Перед Ириной встал выбор. В принципе она могла бы настоять на своем через голову своего непосредственного начальника. Она понимала, что если даже она будет прощена, ей сразу придется сменить работу. И что совершенно точно, ее действия будут не по душе ее коллегам. Конечно, можно было бы просто забыть о случившемся и ничего не делать. При таком исходе, как она считала, сотрудники фирмы остались бы довольны и это может быть, помогло ей сделать карьеру в фирме. Единственной проблемой, с которой ей по-прежнему пришлось бы иметь дело, оставалась совесть. Времени для решения было совсем мало.
Вопросы к конкретной ситуации:
1. Какого типа межличностные конфликты имеют место в ситуации? Объясните и подтвердите фактами.
2. Имеется ли в описанном в ситуации конфликте конструктивная сторона? Если да, то в чем она выражается?
3. Имеются ли в ситуации конфликты других уровней, кроме межличностного? Какие? Объясните и подтвердите фактами.
4. Какой стиль разрешения межличностного конфликта был использован каждым из участников событий? Подтвердите фактами.
5. Как вы предложили бы поступить Ирине в данной ситуации?
Тест:
«Ваш стиль разрешения конфликтов».
конфронтация решение компромисс избежаниеприспособление
1 А Б
2 Б А 3 А Б
4 А Б
5 А Б 6 Б А 7 Б А 8 А Б 9 Б А 10 А Б 11 А Б
12 Б А 13 Б А 14 Б А 15 Б А
16 Б А
17 А Б 18 Б А
19 А Б 20 А Б 21 Б А
22 Б А 23 А Б 24 Б А
25 А Б
26 Б А 27 А Б
28 А Б 29 А Б 30 Б А
Общее число обведенных букв в каждой колонке
Стиль, набравший наибольшее число баллов – Ваш стиль разрешения конфликтов.
1.А – бывают случаи, когда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение проблемы.
Б – Вместо того, чтобы обсуждать проблемы, по которым наши мнения расходятся, я постараюсь подчеркнуть те моменты, с которыми мы оба согласны.
2.А – я стараюсь найти компромиссное решение.
Б - я стараюсь учитывать все интересы – и его(ее), мои.
3.А – я обычно стою на своем.
Б – я мог бы постараться удовлетворить интересы другого человека и сохранить наши отношения.
4.А – я стараюсь найти компромиссное решение.
Б – иногда я приношу в жертву свои желания в угоду желаниям другого человека.
5.А – я постоянно ищу помощь других людей при выработке решения.
Б – я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.
6.А – я стараюсь избежать неприятностей для себя.
Б – я стараюсь, чтобы моя позиция победила.
7.А – я стараюсь отложить вопрос до того, как я смогу его хорошо обдумать.
Б – я могу отказаться от некоторых моментов в обмен на другие.
8.А – я обычно настаиваю на достижении своих целей.
Б – я стараюсь сразу же и в открытую выявить все интересы и проблемы.
9.А – я чувствую, что разногласия не заслуживают того, чтобы из-за них беспокоиться
Б – я предпринимаю некоторые попытки, чтобы решение было такое, как надо мне.
10. А – я тверд в достижении свих целей.
Б – я стараюсь найти компромиссное решение.
11. А – я пытаюсь выяснить все интересы и проблемы сразу же и в открытую.
Б – я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека, что может вызвать спор.
12. А – иногда я избегаю высказывать то, что может вызвать спор.
Б – я готов согласиться с некоторыми утверждениями другого человека, если он согласиться с некоторыми моими.
13. А – я предлагаю «золотую середину».
Б – я настаиваю на выполнении своих требований.
14. А – я расскажу человеку, как я вижу ситуацию, и попрошу его сделать то же самое.
Б – я постараюсь показать другому человеку логику и преимущества моей позиции.
15. А – я мог бы постараться удовлетворить чувства другого человека и сохранить наши отношения.
Б – я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.
16. А – я постараюсь не задеть чувства другого человека.
Б – я постараюсь убедить другого человека в достоинствах моей позиции.
17. А – я обычно настаиваю на достижении своих целей.
Б – я стараюсь сделать все возможное, чтобы избежать излишней напряженности.
18. А – если это сделает других людей счастливыми, я мог бы позволить им утвердить эту точку зрения.
Б – я готов принять некоторые утверждения из утверждений другого человека, если он согласиться принять некоторые из них.
19. А – я пытаюсь выяснить все интересы и проблемы сразу же и в открытую.
Б – я стараюсь отложить вопрос до того, как я его хорошо обдумаю.
20. А – я постараюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б – я постараюсь найти хорошее соотношение выигрыша для каждого из нас.
21. А – в предстоящих переговорах я постараюсь считаться с желаниями другого человека.
Б – я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А – я стараюсь найти решение, которое было бы чем-то средним между его и моими требованиями.
Б – я настаиваю на моих требованиях.
23. А – я чаще всего забочусь об удовлетворении пожеланий всех сторон.
Б – иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за принятие решения.
24. А – если позиция другого человека кажется мне очень важной, я могу пойти навстречу, чтобы удовлетворить его требования.
Б – я стараюсь склонить его к компромиссу.
25. А – я стараюсь показать другому человеку логику и преимущества моей позиции.
Б – в предстоящих переговорах я постараюсь считаться с желаниями другого человека.
26. А – я предлагаю «золотую середину».
Б – я почти всегда забочусь об удовлетворении всех сторон.
27. А – иногда я избегаю высказывания таких утверждений, которые могли вызвать спор.
Б – если это сделает других людей счастливее, я мог позволить им утвердить свою точку зрения.
28. А – я обычно настаиваю на достижении своих целей.
Б – я обычно ищу помощи у других для выработки решений.
29. А – я предлагаю «золотую середину».
Б – я чувствую, что разногласия не заслуживают того, чтобы из-за них беспокоиться.
30. А – я стараюсь не задеть чувства других людей.
Б – я всегда делюсь проблемой с другим человеком, чтобы мы могли вместе над ней работать.
Тема 14. Основные понятия стратегического менеджмента.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Характеристика основных методов и моделей стратегического менеджмента: SWOT – анализ, PEST – анализ, матрица БКГ, матрица Мак-Кинси.
Задание 1.
Конкретная ситуация.
«АквариусСистемсИнформ»
Пионер российского компьютерного производства (сборке) фирма «АквариусСистемИнформ» в апреле 1995 г. Объявила о том, что она практически выходит из этого бизнеса и концентрируется на продаже в России зарубежных компьютеров. В связи с тем, что намечался выход на российский рынок таких известных производителей компьютеров, как фирмы «Фудзицу» и «Диджитал», «Аквариус» надеялась добиться успеха в сбытовом бизнесе. Компьютерное производство было решено законсервировать до тех пора, пока не сложатся предпосылки для возраста в «производственный» бизнес.
Сборкой персональных компьютеров фирма «Аквариус» занялась в 1990 г. Тогда это было революционным начинанием. И не столько потому, что фирма «Аквариус», имевшая в то время статус СП, решила заняться производством, а не импортом компьютерной техники, как это делало подавляющее большинство советских компьютерных фирм, но и в первую очередь потому, что предприятие открыло свой завод по сборке компьютеров в г. Шуе Ивановской области. В те августовские дни 1990 г. Было очень много восторженных отзывов и лесных высказываний по поводу начинания фирмы «Аквариус». Прогнозы были исключительно оптимистичными.
Мощности завода в Шуе позволили производить 10 тыс. компьютеров в месяц. В условиях социалистической экономики важно было вписаться в систему плановых поставок. Фирме «Аквариус» удалось заключить выгодный договор с СоюзЭВМкомплектом, осуществлявшим поставки персональных компьютеров в рамках всего Советского Союза. В соответствии с договором СоюзЭВМкомплект должен был закупить у «Аквариуса» 35 тыс. персональных компьютеров. Далее эта цифра автоматически увеличилась до 75 тыс. К весне 1991 г. Завод вышел на производство 6 тыс. персональных компьютеров в месяц. Однако обвалившийся рубль и введение повышенных таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным заключенный в рублях контракт с СоюзЭВМкомплектом. Фирма «Аквариус» пошла на разрыв контракта и уплату штрафов. После этого ей пришлось искать покупателей на рынке. Это заставило ее сократить производство до 1 тыс. компьютеров в месяц. Далее ситуация еще более усложнилась. В результате производство упало до 200-300 компьютеров в месяц, а число работников на заводе сократилось втрое: со 150 до 50 человек. Для того, чтобы завод работал безубыточно, необходимо было производить 1,5 тыс. компьютеров в месяц. Сбыт такого количества фирме был не под силу. Была сделана попытка начать производство кассовых аппаратов. Но эта попытка не дала желаемого результата. В условиях сокращения производства руководство фирмы пыталось сохранить кадры. Однако все-таки вынуждено было пойти на увольнение работников. В 1995 г. На заводе остались только квалифицированные сборщики, которые выполняют функции охранников и в случае появления заказов на компьютеры осуществляют их сборку.
Трудности 1992 г. «Аквариусу» удалось преодолеть благодаря тому, что фирма пошла на диверсификацию. Переориентировав свой капитал с компьютерного производства на финансовую сферу, а также сферу торговли и строительства, фирма добилась того, что ее годовой оборот в 1993 г. Составил примерно 100 млн. долл. При этом на долю компьютерного направления пришлась только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве (20%) и меньше доли оборота, приходящейся на инвестиционные проекты (32% всего оборота).
Диверсификация деятельности привела к изменению организационной структуры. Вместо совместного предприятия «Аквариус» возникла группа из десяти практически самостоятельных фирм, действующих в отдельных сферах бизнеса, таких, как строительство, компьютерный бизнес и др. Во главе группы стоит холдинговая компания, которая владеет контрольным покатом акций.
Задание к конкретной ситуации:
Используя матрицу SWOT, сначала индивидуально, а затем в малых группах заполните ее квадраты. Затем подведите итоги по проведенному анализу.
Возможности:
1.
2.
3.
.
. Угрозы:
1.
2.
3.
.
.
Сильные стороны:
1.
2.
3.
.
. Поле
«СИВ» Поле
«СИУ»
Слабые стороны:
1.
2.
3.
.
. Поле
«СЛВ» Поле
«СЛУ»
Рис.1 Матрица SWOT
Тема 17. Групповая динамика.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
1.Характеристика личности человека. Личность и группа.
2.Групповая динамика.
3.Команда, командообразование.
4.Групповые роли. Роли руководителя (по Минцбергу) в системе управления.
5.Личность руководителя. Качества менеджера.
Задание 1:
Изучив классификации ролей руководителя Г. Минцберга, самостоятельно заполните таблицу. Рассмотрите ролевое поведение руководителя как лидера организации.
Роли руководителя Характеристика Пример проявления
… … …

Задание 2.
Конкретная ситуация.
Управленческая команда в компании.
ЧАСТЬ I.
В середине октября 29-летний Борис Минин, президент небольшой компании, должен был встречаться со своей управленческой командой по поводу увеличения цен на продаваемые товары. Пост президента он получил год назад от своего отца, владельца компании. Это был поистине сумасшедший год. Компания чуть было не обанкротилась. Однако еще многое осталось сделать, чтобы увести компанию от «края пропасти».
Ниже приводится характеристика членов управленческой компании Бориса, собравшихся на заседание к 11:00. Владимир – 32-летний финансовый директор компании; в компании работает три года, придя туда из одной аудиторских компаний «большой шестерки». Помимо финансов, он отвечает за бухгалтерию и общеадминистративные вопросы. Николай (35 лет) работает в компании восемь лет. Хотя по образованию он экономист, он поменял много работ в компании. Сейчас он занимается вопросами закупок товаров у поставщиков и подчиняется Владимиру. Елена – 45-летняя сестра Бориса – руководит торговыми операциями. Торговля организована через дилеров, поэтому у Елены всего несколько человек в подчинении. По семейным обстоятельствам ей не удалось закончить вуз и получить высшее образование.
Борис созвал заседание и пригласил на него консультанта по управлению, чтобы обсудить проблемы и связи с необходимостью повышения эффективности деятельности компании.
Борис: Ладно, мы потратили уже немало времени на обсуждение вопроса о повышении цен. Владимир рекомендует поднять цены на 16% уже сейчас. Хотелось бы узнать мнение каждого из вас об этом. Начнем с тебя, Владимир.
Владимир: Мой анализ данных из отчетов по прибыли указывает, что увеличение цен на 16% необходимо прямо сейчас, если мы еще хотим получить какую-нибудь прибыль в это году. По самым лучшим моим оценкам, мы теряем деньги на каждой продаже. Мы с самого начала года еще ни разу не повышали цены. У нас просто нет сейчас выбора. Мы должны это сделать.
Николай: Конечно, было бы лучше увеличить цены не по сравнению с началом этого года, а по сравнению с этим же периодом прошлого года. Необходимо учитывать, что мы находимся в середине сезона продаж и повальное увеличение цен не очень желательно. Но, к сожалению, у нас нет выхода.
Владимир: У нас нет способа от этого отказаться.
Борис (выдерживая паузу, оглядывает всех собравшихся): Итак, все вы рекомендуете увеличивать цены прямо сейчас?
Николай и Владимир: Да!
Владимир: Необходимо помнить, что мы не можем поднять цены по старым заказам, их можно ввести только в новые заказы. Мы уже отправили много заказов по старым ценам. Дилеры могут не принять наших предложений. Поэтому повышение цен коснется только тех заказов, которые мы ожидаем получить.
Николай: Если повышение цен будет отнесено только к новым заказам, то, принимаю во внимание 32-страничный список выполненных заказов у Елены, мы просто не сможем почувствовать результата от увеличения цен, о котором говорим.
Владимир: Тогда мы должны известит дилеров о повышении цен на уже поставленные им товары. Я задержу им поставки и пошлю письма о повышении цен. Я также попрошу их подтвердить свое согласие на это. В противном случае намекну им, чтобы они не ожидали от нас в будущем товара.
Николай: Действительно, подтвержденные заказы дадут нам такую возможность.
Борис: Вы думаете, что это самое лучшее, что можно сделать?
Владимир: Мы делаем деньги, и было бы глупо в этой ситуации не поднимать цены.
Борис: Елена, ты чем-то недовольна. Что ты думаешь по этому поводу?
Елена (пожимая плечами): Я даже не знаю.
Владимир (с явным нетерпением): Мы же теряем деньги на каждом заказе.
Елена: Меня беспокоит, что мы поднимем цены в середине сезона продаж.
Николай: Если ждать, то про это можно просто забыть.
Владимир: Елена, тогда что-нибудь предложи.
Елена: Я не знаю. (Пауза.) Эти заказы (берет в руки 32-страничную книгу заказов) отрабатывались целый месяц с дилерами. Здесь свыше 175 статей товаров. Все это надо теперь переделать и разослать дилерам обратно для подтверждения. Мне это не очень нравится.
Владимир: Но это стоит сделать.
Николай: Посмотрите, в наших письмах мы сможем сослаться на инфляцию, и, кроме того, ведь это первое увеличение цен за год. Большинство дилеров поймут это. Давайте попробуем. Здесь стоит рисковать, не правда ли, Елена?
Елена (опять пожимает плечами).
Борис: Елена, ну скажи что-нибудь.
Елена: не знаю. Я понимаю, что цены надо увеличивать, но меня это беспокоит.
Владимир: Бизнес – это принятие трудных решений. За это нам и платят.
(Все примолкли, смотрят друг на друга, а потом все – на Бориса.)
Вопросы к части I конкретной ситуации:
1.Объясните, что произошло на данном заседании? Какую роль выполнял каждый из участников? Что каждый из них делал и пытался делать? Попробуйте нарисовать схему взаимодействия участников заседания. Было ли заседание эффективным? Объясните.
2.Какое решение они собираются принять? Какие детали важны для этого решения?
3.Как вы поступили бы на их месте?
ЧАСТЬ II
Консультант (спокойно): я думаю, что Елена говорит интересные вещи. Вы хотите «сделать» большие деньги в середине сезона продаж. В этом и заключается проблема. Если Вы не можете обойтись без увеличения цен, то должны подумать о том, как сделать это, сняв большую часть проблем, порожденных этим решением.
Владимир (грубо и с обидой): Было бы глупо отказаться от повышения цен.
Консультант (спокойно): Может быть это и правда, но лучшим ли образом Вы это делаете? Всегда бывает много выходов из положения. Я не думаю, что Вы решаете проблему наиболее эффективным способом. (Пауза.) Даже взяв за основу повышение цен, это можно сделать хорошо или плохо. Здесь стоит подумать над тем, как это сделать с наименьшими потерями. (Все молчат, пока консультант их оглядывает и ждет чьего-либо комментария. Ничего не услышав, консультант продолжил) Так, пока вы будете обмениваться письмами с дилерами, пройдет немало времени. Эффект от повышения цен проявится только в конце сезона, а деньги вы получите еще позже. Подумайте о том, что за это время вы потеряете ряд заказов. Чего в этой ситуации будет больше: выгоды или потери? Смотрите на это во времени. (Консультант сделал паузу, дав возможность для комментария.)
Елена: Вот это я и имела в виду.
Владимир: (уже не грубо и очевидно с положительным отношением): Ладно, я так и сделаю.
Николай: У нас целая кипа новых заказов, ждущих подтверждения…
Владимир: Правильно, если нам помогут, то мы можем начать с крупных заказов и сделать это уже сегодня.
Консультант: А почему бы не подключить к этому людей Елены?
Елена: Да, они знают дилеров лучше. Мы поручим им эту работу. И пусть они связываются с дилерами немедленно. Правда, много сил уйдет на то, чтобы убедить лидеров в необходимости повышения цен. Я тоже займусь этим сразу же после заседания.
Владимир: Я думаю, что по крупным заказам а всем надо работать индивидуально по телефону, а не небольшим заказам разослать письма.
Консультант: Надо уговорить дилеров сохранить заказы. Это нужно обязательно сделать. Скажите им, что вы сохраните все их заказы и пойдете им навстречу со всеми изменениями, которые они сочтут необходимыми в связи с повышением цен, если они подтвердят свое согласие в течение пяти дней. И весь этот процесс надо держать под контролем.
Елена: Что меня беспокоит, так это то, как лучше сделать всю эту работу. Ведь повышение цен – это серьезно дело. Я думаю, что люди пойдут нам навстречу.
Владимир: Мы с Еленой займемся всем этим немедленно. (Все опять замолчали.)
Борис: Хорошо, сможете ли ы все заняться этой работой немедленно? Завтра опять встретимся утром и посмотрим, как у нас идут дела.
Вопросы к части II конкретной ситуации:
1.Что вы теперь думаете об окончательном решении? Оно лучше? Могли бы вы назвать первое решение «ограниченным»?
2.Могла бы управленческая команда Бориса приять новое решение без помощи консультанта? Обоснуйте ответ.
3.Можно ли сказать, что в части I управленческая команда не занималась решением проблемы? Почему?
4.Что консультант заметил в работе управленческой команды Бориса и в ее организационном окружении, сложившемся в компании? Нужно ли здесь что-либо менять?
5.Как данная ситуация свидетельствует о групповом решении проблем, принятии решений и о групповой работе в целом?
Тема 18. Основные приемы самоменджмента.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Самоменеджмент: понятие и сущность, цели.
Управление временем. Роль «времени» в работе менеджера. Правила организации времени – «тайм-менеджмент».
Память. Механизмы памяти. Развитие памяти. Мнемоника.
Интеллект. Модели мышления. Креативное мышление.
Управление стрессом. Подверженность стрессу. Профилактика стресса.
Другие направления и приемы самоменеджента (порядок на рабочем столе, рефрейминг и др.).
Задание 1:
Часто после рабочего дня менеджер констатирует: «Я целый день напряженно работал, однако многое из того, что намечал сделать, осталось невыполненным!». Обычно при этом ссылается на следующие основные причины:
- плохо подготовленные совещания, собрания;
- телефон;
- отсутствие делегирования ответственности;
- отсутствие выбора приоритетов;
- тактика отсрочек;
- неумение говорить «нет»;
- неумение доводить дело до конца;
- помехи со стороны других;
- слишком большой объем чтения.
Ответьте на следующие вопросы:
Какие еще причины, по Вашему мнению, мешают Вам выполнять все намеченное?
Что необходимо сделать, чтобы Вы ежедневно могли реализовывать свои планы без перенапряжения?
Задание 2
Составьте перечень моментов, в наибольшей степени затрудняющих управление Вашим временем. Предложите меры, которые могли бы помочь улучшить управление временем.
Потерянное время Содержание потерянного времени Причина потери времени Пути устранения причин потери времени
Задание 3
Тренировка наблюдательности.
Перед Вами блоки цифр (таблица), расположенных в пяти колонках. В одном блоке содержать два ряда цифр. В большинстве случаев в обеих рядах стоят одинаковые цифры, но есть и отклонения. Найдите эти отклонения. Время на упражнение – полторы минуты. Остановитесь как только истечет положенное время. Сосчитайте сколько блоков вы успели просмотреть. Внимательно пройдитесь по блокам еще раз. Подсчитайте пропуски (ошибки).
Таблица
2756
2756
7438
7438
3752
3752
9405
9405
2369
2309
1947
1047
2223
2233
6758
6759
2938
2938
9135
9135
2152
2152
5155
5155
6219
6219
8475
8475
8632
8682
4756
4756
3746
3746
6890
6899
7532
5732 6543
6643
5102
5102
6514
6514
8531
8531
2015
2015
8668
8668
4560
4569
8347
8347
4765
4765
3057
3057
1242
1242
6374
6347
2589
2589
3054
3054
7574
7574
2045
2945
4756
4756
1755
1255
3298
3298 9672
9672
6803
6893
7544
7544
5485
5485
8235
8235
1512
1512
5617
5677
1234
1234
3756
3756
8642
8642
7856
7858
1095
1095
4156
4156
5732
5732
6890
6890
1457
1457
2385
2335
7556
7556
8943
8943 7564
7564
5324
5324
3752
3752
2511
2511
3089
3089
8617
8617
2573
2573
5678
5678
2468
2468
4810
4810
3481
3481
3237
3237
4456
4456
3123
3123
8743
8743
1760
1260
0947
0947
7430
7480
2756
2756 8751
8751
9632
9632
1765
1765
3067
3767
9372
9847
9456
9456
4561
4561
6745
6745
1257
1357
3691
3691
2191
2191
6447
6447
2573
2572
8561
8561
2189
2199
5211
5211
1755
1756
2532
2532
0327
0327
Тест:
Самоменеджмент: эффективность применения в Вашей работе.
Ответьте на поставленные вопросы: почти никогда; иногда; часто; почти всегда.
Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
Я перепоручаю все, что может быть перепоручено.
Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков из реализации.
Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
Каждый день я составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. В первую очередь я делаю то, что наиболее важно.
Свой рабочий день я пытаюсь, по возможности, освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.
Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
Я стараюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно важных» проблемах.
Я умею говорить «нет», когда на мое время претендуют другие, а мне необходимо выполнить важные дела.
Ключ:
0 – почти никогда; 1 – иногда; 2 – почти всегда; 3 – почти всегда.
Оценка результатов:
0-15 баллов
Вы не планируете все время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его.
16-20 баллов
Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех.
21-25 баллов
У Вас хороший самоменеджмент.
26-30 баллов
Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научится рационально использовать свое время.
Тема 20. Особенности международного менеджмента.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Изучите общую характеристику и особенности менеджмента в Америке, Японии, Англии, Германии и России.
Задание:
Заполните таблицу и проведите ее анализ:
ЯПОНИЯ АМЕРИКА АНГЛИЯ ГЕРМАНИЯ РОССИЯ
Управленческие решения Ответственность Структура управления Организация контроля Характер контроля Оценка результатов труда Качества руководителя Ориентация управления Оценка управления Отношения с подчиненными Карьера Подготовка специалистов Оплата труда Занятость Тема 21. Особенности менеджмента отдельных видов деятельности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ:
Производственный менеджмент.
Управление качеством.
Управление маркетингом.
Основы финансового менеджмента.
Управление рисками.