Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.


Разработка открытого урока в рамках ФГОС

Тема: Разнообразие живых организмов и закономерности их распространения.
Цель урока:
Образовательные:
- сформировать у обучающихся представление о факторах распространения и разнообразия живых организмов на Земле;
- ввести понятия «природные зоны», «широтная зональность», «высотная поясность».
Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучающихся;
- формировать умения творчески мыслить, сравнивать, анализировать, работать самостоятельно.
Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формировать УУД:
Личностные:
-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
- использования и презентации географической информации;
Познавательные:
-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Регулятивные:
-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в парах;
-осознанно использовать речевые средства для представления результата.

Ход урока

Психологический настрой на работу.
- Тихо в школе, тихо в классе. Улыбнитесь, здравствуйте! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом.

Ребята, наш урок я хотела бы начать со слов И.Зейме:
Из общения с природой вы вынесете столько света,
Сколько вы захотите,
И столько мужества и силы,
Сколько Вам нужно.

Мотивационная заставка – историческая справка о живых организмах:
Жизнь на нашей планете возникла 3 млрд. лет назад. Это произошло в процессе длительной эволюции разнообразных физико-химических систем, включавших и органические вещества. Примерно 400 млн. лет назад первые живые существа начали заселять сушу. Ныне же на поверхности материков, в толще морей и океанов, в приземном слое атмосферы — почти всюду обитают многоликие потомки первых организмов. Все современные виды растений, животных и микроорганизмов в той или иной степени родственны друг другу.
- Как вы думаете, кому сегодня будет посвящен урок?

План:
1. Разнообразие живых организмов.
2. Факторы, определяющие распространение организмов.
3. Закономерности распространения живых организмов.

Цель: узнать о разнообразии живых организмов на планете; о закономерностях распространения живых организмов в природе.

Новый материал

1. Разнообразие живых организмов.
- Как вы думаете, сколько существует на планете видов живых организмов?
На Земле существует несколько миллионов видов живых организмов. Виды растений превышают 500 тысяч, животных - свыше 1 миллиона. Очень трудно сказать точно, сколько всего видов насекомых, тем более, сколько микроорганизмов - бактерий и грибков.
Запись схемы в тетрадь по ходу демонстрации презентации:
Организмы на земле
1. бактерии
- первые, очень маленькие организмы, появившиеся на Земле, состоят лишь из одной клетки, способны существовать по сути в непригодных для жизни условиях: в горячих источниках, в ледниках, на дне океана, при высоком радиационном фоне.
2. растения
- папоротники, мхи, водоросли, деревья, цветковые растения и т. д.
3. грибы
- особое царство, раньше они считались растениями
4. животные
- губки, моллюски, кишечнополостные (медузы, коралловые полипы ),
- иглокожие (морские звёзды, морские ежи),
- членистоногие (ракообразные, пауки, насекомые),
-хордовые (рыбы; земноводные: саламандры, тритоны, лягушки;
пресмыкающиеся: черепахи, ящерицы, змеи, крокодилы; птицы; млекопитающие ).

Живые организмы
несколько млн. видов



- Ребята! Приведите свои примеры организмов.
- Как вы думаете, все ли виды живых организмов открыты и изучены учеными в настоящее время?
- В каком районе Земли могут встретиться новые для нас виды растений и животных? Почему?

2. Факторы, определяющие распространение организмов.
– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: где существует жизнь? (Жизнь на планете существует там, где для нее есть необходимые условия).
– Ребята, но мы с Вами должны выяснить о каких условиях идет речь?
Запишите в тетради посередине заголовок (учитель заранее записал на доске)
«Необходимые условия для жизни живых организмов». Данные условия мы изобразим в виде схемы (под стрелочками учитель вывешивает на доску таблички).
температура
свет
влажность
давление
осадки
содержание кислорода
питательные вещества

Задание: дополните предложение.
1. От угла падения солнечных лучей зависит ____________ воздуха.
2. Солнце излучает тепло и ___________.
3. Содержание водяного пара в воздухе называется __________.
4. Влага, выпадающая на поверхность земли в виде дождя, снега, инея и т.д. называется _________.
5. В воздухе содержится 21 % ____________.
6. Растения, поглощая на свету углекислый газ, вырабатывают кислород и __________.
3. Закономерности распространения живых организмов.
Существует определенная закономерность, т.е. соответствие установленным законам, в распространении растительности по земной поверхности.
- Как вы думаете, почему растения в полярных областях и по видам, и по численности незначительны, близ экватора их много и они разнообразны?

- Прочтите определения «Широтная зональность», »Высотная поясность» затем сформулируйте определение этих явлений, под формулой:
определение = ключевое слово + существенные признаки.

Широтная зональность- смена природных зон от экватора к полюсам.
В горах происходит уменьшение температуры, такое же, как и при движении от экватора к полюсам. Смена растительных зон в горах называется высотной поясностью. Открыл ее и немецкий географ Александр Гумбольдт во время своего путешествия в Южную Америку.

Прочитайте дополнительный материал с графическим изображением распределения солнечного тепла на земном шаре.
Чтобы понять зональные закономерности распространения живых существ, нужно вспомнить, как распределяется солнечное тепло на земном шаре. Шарообразная форма Земли приводит к различному распределению солнечных лучей на ее поверхности. Близ экватора солнечные лучи падают отвесно и больше нагревают поверхность Земли. А к полюсам угол падения солнечных лучей постепенно уменьшается и соответственно уменьшается количество поступающего тепла. В соответствии с изменением климата от экватора к полюсам, изменяются растительный покров, животный мир и почва. В результате в пределах каждого климатического пояса формируются природные зоны. Названия зон происходят от названия преобладающих там растений: зона тундры, лесная зона, степная зона и т.п.

Вывод по теме:
На Земле существует несколько миллионов видов живых организмов, но они неравномерно распространены на планете. Их распространение зависит от многих условий, в том числе, от климата (от распределения тепла и влаги).

Динамичная физминутка
1) Для глаз:
Давайте ещё немного погуляем. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если животных, деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – говорите “Не может быть!”
Кукушка, липа, лисичка, лиса, малина, соловей, опенок, крокодил, сова, кабан, верблюд.
2) Для тела:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

Тест
1. Выберите из предложенных суждений правильное:
а) Многообразие животного мира зависит от богатства растительной пищи.
б) Распространение растений и животных на Земле не зависит от климата.
2. Какие организмы появились раньше:
а) бактерии;
б) растения;
в) животные;
г) грибы.
3. Назовите самую обитаемую часть биосферы;
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) поверхность литосферы.
4. Какой фактор повлиял на уменьшение числа видов растений и животных в пустынях?
5. Дополните предложение.
Главной причиной высотной поясности является ....

Рефлексия. Итоги урока.
Сегодня урок географии:
– легкий – трудный;
– интересный – скучный;
– полезный – ненужный.
Я ученик:
– старательный – ленивый;
– внимательный – невнимательный;
– урок усвоил – не усвоил.
Я запомнил....
- узнал...
- повторил...
- удивился .

Ответы:
Сегодня урок географии:
– легкий – трудный;
– интересный – скучный;
– полезный – ненужный.
Я ученик:
– старательный – ленивый;
– внимательный – невнимательный;
– урок усвоил – не усвоил.
Я запомнил....
- узнал...
- повторил...
- удивился .

Сайты:
1. nsportal.ru›Школа›География›2013/06/05/urok-biosfera
2. videouroki.net›filecom.php
3. klassnye-chasy.ru›…po-geografii…zhivyh-organizmov
4. collegy.ucoz.ru›Наша библиотечка›34-1-0-1031
5. openclass.ru›Открытый класс›339303