Конспект урока по географии для 11 класса на тему Япония


Гусельщиковская ОШ I-III ступеней










Конспект урока географии в 11 классе

«Япония – страна восходящего солнца»









Учитель географии : Логвинова Е.А.




















2016 год.

Структура урока:

I.Организационный момент (3мин.)
II.Актуализация учебной деятельности (5 мин.)
III. Мотивация учебной деятельности (3мин.)
IV.Изучение нового материала (20 мин.)
1.Визитная карточка страны.
2.История Японии.
3. Особенности экономико-географического положения, природные условия и ресурсы.
4.Население.
5.Язык.
6.Религия.
7.Культура и традиции японского народа.
V.Закрепление знаний. (7 мин).
VI.Подведение итогов, рефлексия (5 мин.)
VII.Домашнее задание (2 мин.)













Тема урока: «Япония – страна восходящего солнца»

Цель урока: усвоение знаний об основных чертах ЭГП, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах; национальном составе, размещении населения; выявить особенности социально-экономического развития; развить умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации; формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа.Слайд№2

Тип урока: комбинированный.
Оборудование: политическая карта мира , атласы, контурные карты, компьютер, презентация «Япония».
I.Организационный момент.
II.Актуализация учебной деятельности
1.Родиной каких религий является Азия?
2.Колыбелью каких древних цивилизаций стала Азия?
3.Назовите самое большое государство в мире, не имеющее выхода к морю?
4.Какими полезными ископаемыми богаты недра Азии?
5.Назовите страны с наибольшей площадью, численностью населения.
6.Назовите отрасли специализации Китая.

III.Мотивация учебной деятельности

Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну, которую называют очень странно – «Страна наоборот».
И для этого есть все основания.
В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
О какой стране идет речь? Вы догадались? Да, это Япония.

Метод «Ассоциации».
Слайд№2-№9
Япония – страна контрастов. Только здесь, на этом изрезанном, обособленном от всего мира клочке суши противоположности идеально дополняют друг друга. Ультрасовременность соседствует с традициями, образуя необыкновенное со всех точек зрения единство. Большие города – лучший тому пример. В достигающих туч небоскребах, в окружении точных, функциональных устройств высшего качества работают люди, до сих пор хранящие верность старинным традициям. Их понимание чести, иерархия ценностей или представление об эстетике сильно расходятся со стандартами, принятыми на Западе. Поэтому японцы, хотя и столь современные, как будто бы не из нашего времени.
Если приглядеться к их жизни, голова идет кругом. Нелегко понять не только японские обычаи, но и историю мышления его граждан. Разве не удивителен тот факт, что только в этой стране созерцание весной цветущей вишни возросло до ранга национального праздника?
С таким же усердием современные жители страны Восходящего Солнца создают сложное техническое оборудование, которое славится во всем мире высочайшим качеством и необыкновенными инновациями. С этой точки зрения японцы оставили далеко позади все остальные нации. В то же время они тщательно берегут свои тайны и не разрешают вывозить из страны многие из этих чудес техники. Однако больше всего поражает в Японии красота, скрытая в ее естественной простате. Она не взялась ниоткуда – более тысячи лет тяжелой работы над самосознанием жителей принесли богатые плоды.
Сегодня мы попытаемся понять и узнать эту своеобразную страну.
Но чаще вы слышите другое название Страна восходящего солнца.

IV. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала сопровождается демонстрацией слайдовой презентации.
1.Визитная карточка страны.
Японцы с древних времен называют свою страну Ниппон (или Нихон).Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй -«основа». Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как «Страна восходящего солнца». Красный солнечный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнца.
Слайд № 10
Сообщение ученика о флаге и гербе Японии.
Значение и история флага Японии:
Белое полотно с большим красным кругом в середине, олицетворяющем восходящее солнце. Согласно легенде, традиция этого флага берет начало в XIII веке, со времени монгольского вторжения в Японию. Флаг был предложен японскому императору, считающемуся потомком богини Солнца, буддийскими монахами.
Флаг начал рассматриваться как государственный в эпоху национальной реставрации после 1868года.
Флаг имеет соотношение сторон 2:3 и является государственным и гражданским флагом Японии, а также государственным и гражданским вымпелом.
Названия флага
Официально в Японии флаг называется Ниссёки, что означает солнечный флаг. Более распространенным является вариант Хиномару, что означает солнечный диск.
Современный флаг Японии был утвержден законом о национальном флаге и гимне в 1999 году.
Такое понятие, как герб Японии, отсутствует, среди государственных символов – только флаг.
Официального государственного герба Японии просто не существует. В Японии с давних времен существовал символ, который выполнял ту же функцию, что и герб в европейских государствах, – являлся официальным знаком правящего рода. Это – цветок хризантемы, который является эмблемой Императорского Дома. Точнее сказать – шестнадцати лепестковой хризантемы с двойным рядом.
Официальное название такого цветка – киккамонсё.
Слайд № 11-№12
По форме правления Япония – конституционная монархия с мая 1947 года. Глава государства – император Акихито. Японская императорская династия никогда не прерывалась. Правящий сегодня император Акихито прямой потомок первого императора Дзимму, основавшего Японию . Столица-Токио. Законодательный орган-двухпалатный парламент: Палата представителей и Палата советников. Исполнительная власть принадлежит кабинету министров. Во главе премьер-министр Синдзо Абэ .В административном отношении делится на 47 префектур и 14 округов. Денежная единица – йена.

Страна восходящего солнца всегда манила своей загадочностью и закрытостью. На протяжении нескольких веков она закрыта была для иностранцев. Сегодня проблем с посещением Японии нет, однако, туристы часто не понимают коренных жителей островов, ведь их поведение и менталитет кардинальным образом отличается от европейского. И чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к страницам истории, дабы понять менталитет японцев.

2.История Японии
Согласно преданию Японская империя возникла в 660 году до н.э., когда на престол взошел первый японский император Дзимму. В течение первого тысячелетия Япония развивалась под влиянием Кореи и Китая, имевшими более высокий уровень цивилизации. С XII века в стране фактически установился военный режим и Японией правили сегуны (военные диктаторы), чье господство продолжалось до 1867 года, когда последний сегун Токугава Есинобу передал власть императору Муцухито (Мэйдзи). В 1639 году была объявлена "политика самоизоляции". Под страхом смерти японцам запрещалось покидать острова. Строительство крупных судов запрещалось. В порты почти не допускались иностранные корабли. Хотя португальцы и голландцы имели торговые отношения с Японией еще в XVI-XVII веках, они были весьма незначительны, и страна оставалась фактически закрытой для иностранцев до середины XIX века. В конце XIX начале XX веков Япония вела несколько войн, в результате чего к 1910 году присоединила остров Тайвань, половину Сахалина и Корею. После окончания Первой мировой войны, Япония в 30-е годы вела несколько локальных войн с Китаем и Советским Союзом.
Слайд № 13 Во вторую мировую войну императорская Япония вступила, атаковав американскую военную базу в Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. В августе 1945 года после успешных операций, проведенных войсками союзников, Япония капитулировала, а 2 сентября официально подписала акт о капитуляции.
Согласно новой конституции, принятой 3 мая 1947 года Япония лишилась права иметь регулярную армию, а император передал все законодательные полномочия парламенту.
Со времен Второй Мировой войны Япония не имеет мирного договора с Россией. Без достаточных оснований предъявляет претензии России на острова Курильской гряды.
Имеются и разногласия также с Китаем и Кореей.
Согласно Конституции, армии у Японии нет. Но зато есть "Силы Самообороны", представляющие собой небольшую, но хорошо вооруженную, подготовленную и боеспособную профессиональную армию
Япония является членом ООН, МВФ, ГАТТ, МОТ, Организации экономического сотрудничества и развития.

3.Особенности экономико-географического положения, природные условия и ресурсы.
Работа с карточками.
Слайд № 14. Государство общей площадью 377,4 тыс. кв.км, находится в Восточной Азии, расположено на 4 крупных островах (Кюсю, Сикоку, Хонсю и Хоккайдо), о-ва Рюкю и более чем 4 тыс. мелких островов. На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем.



Благоприятные
Неблагоприятные

выход к морям и океану
изолированность

близость к берегам Азии
удалённость от большинства стран сырья и сбыта продукции

большая береговая линия


Соседское положение с Китаем, Южной Кореей, Россией


В Японии географически ближайшие является Россия, Южная Корея, КНДР, Китай, Тайвань. Соседние государства - очень разные по политическим строем и экономическим потенциалом. Южная Корея и Тайвань - это новые индустриальные страны первой волны с высокими показателями экономического развития .Китай и КНДР - социалистические страны, однако Китай объединяет административно-командную и рыночную экономические модели.

Климат Японии. На севере страны климат умеренный, а на юге субтропический и тропический муссонный. Лето достаточно жаркое по всей стране от + 30 °С на севере до + 38 °С на юге. Летом выпадает максимальное количество осадков от 700 мм на севере до 1200 мм на юге, при этом влажность воздуха очень высока, часты тайфуны. Средняя температура зимой достаточно низкая от 15 °С на о. Хоккайдо, до 5 °С на о. Хонсю и до + 16 °С на архипелаге Рюкю. При этом выпадает достаточно большое для столь южных широт количество снега.
Японские острова лежат в пределах сейсмоопасной зоны .
Работа с картой атласа
Посмотрите на физическую карту. Какие формы рельефа преобладают на островах?
Действительно, Япония – страна, в которой ѕ территории занимают горы. Береговая линия изрезана многочисленными бухтами и заливами. Для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию.
Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, так как расположена на границе литосферных плит, отмечается до 1500 землетрясений разной силы. Многочисленны действующие и потухшие вулканы (более 200 вулканов, среди них- 40 действующих), в том числе высшая точка Японии вулкан Фудзияма (3776 м). Она стала поэтичным символом Японии . Слайд №15,
Нанесите на контурные карты названия 3-5 вулканов. Слайд №16
С извержением вулканов, связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству Слайд№17-№21
Япония считается очень бедной страной на полезные ископаемые. И, тем не менее, тут добывают уголь, серу, ртуть, золото и серебро, цинк и свинец, хром и медь, марганец и железо. Для японской промышленности этого еще не вполне достаточно, чтобы полностью ее обеспечить полезными ископаемыми. Поэтому страна нуждается в экспорте, здесь мало нефти, даже, если и есть, то запасы ее очень скудные.
В стране есть запасы полезных ископаемых, которые считаются основными. Это свинец, цинк, серебро, сера и барит, известняк, доломиты, кварцевые пески и пириты.
Реки в Японии в основном горные их ресурсы используются как для орошения, так и для получения электроэнергии. Важным источником питьевой воды являются многочисленные небольшие озера.
Лесами покрыто 63% территории Японии. Преобладают хвойные, широколиственные и субтропические леса. Однако собственных лесных ресурсов также не хватает для удовлетворения потребностей производства.
Острова Хоккайдо и Хонсю соединяет самый длинный в мире транспортный туннель Сэйкан, проложенный под Сангарским проливом. Три моста, перекинутых через острова и акваторию Сэто найкай (Внутреннего Японского моря), объединили острова Хонсю и Сикоку. Острова Хонсю и Кюсю связывают два туннеля и один мост.
Вывод: Япония – древнее государство, однако длительный период её изоляции привел к тому, что вплоть до 20 века она была «как бы спрятана» от глаз европейцев. Островное положение Японии в центре Азиатско-Тихоокеанского региона открывает ей возможности для участия в международном географическом разделении труда. Удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции. Япония недостаточно обеспечена полезными ископаемыми, поэтому ввозит из-за рубежа почти все сырье, необходимое для работы промышленности.

4. Население .
Население составляет 127 млн. жителей. По численности населения – 10 место в мире. Средняя плотность населения – 336 человек на кв. км, размещается крайне неравномерно в долинах рек и на приморских равнинах. В Токио более 6000тыс. на 1 кв. км.
Слайд №22.Государство – однонациональное (преобладают – японцы – 99%). Немногочисленны корейцы и китайцы. На острове Хокайдо проживает около 20 тыс. корейских жителей – айнов.
Перешли от второго типа воспроизводства к первому. Снижение естественного прироста объясняется желанием повысить уровень жизни.
Высокоурбанизированное население,76% проживает в городах .
Слайд №23-№26. В Японии 655 больших городов, в том числе 11 из них - города-миллионеры: Токио, Иокогама, Осака, Нагоя, Саппоро, Кобе, Киото, Фукуока, Кавасаки, Китакюсю, Хиросима. Города, за незначительным исключением, расположены на побережье и равнинах. Бурное развитие городов привело к образованию агломераций.
Крупнейшая городская агломерация – Кэхин (Токио – Иокогама), где сосредоточенно более 25 млн. человек в 150 населённых пунктах. Вместе с двумя другими крупнейшими агломерациями Хансин (Осако – Кобе – Кито) и Тюке (Нагоя и др.), а также с расположенными между ними городами, агломерация Кэйхин сливаются в единую систему – Токийский мегаполис (Токайдо). Общая численность его населения – более 60 млн. человек. Он протянулся вдоль побережья на 600 – 700 км.
Работа с картой.
Нанесите на контурные карты Токийский мегаполис (Токайдо).

Нация здоровых людей – низкая детская смертность, самые низкие показатели инфарктов, рака груди и рака простаты и атеросклероза.
Японцы отличаются самой высокой средней продолжительностью жизни в мире (мужчины – около 80 лет, женщины – около 85 лет.
Слайд №27
Проблема! В экономически развитых странах средняя продолжительность жизни достигла сегодня 70 лет. В России средняя продолжительность жизни 65 лет, в Японии 82 года.
Что влияет на продолжительность жизни? Почему японцы живут долго?
(Ответы учащихся: образ жизни, внешняя среда, биология человека, здравоохранение)
Слайд №28.Одним из факторов, влияющих на продолжительность жизни, является - образ жизни людей. Расскажите, что вы знаете об образе жизни японцев.
( Ответы учащихся сопровождаются дополнениями учителя).
Свежие продукты
Отношение к жизни
Доброжелательность
Привычка ходить
Гигиена
Слайд №29.
Несмотря на высокий уровень развития медицины, японцы предпочитают в случае болезни пользоваться не дорогими лекарствами, а традиционными методами лечения, насчитывающими в этой стране многовековую историю.
На мой взгляд, главный «секрет» японского долгожительства заключается в ментальности этого народа, позволяющей кропотливо, день за днем реализовывать правила здорового образа жизни.

5.Язык .Слайд №30
Японский язык сложный и не входит ни в одну языковую семью.
Сообщение ученика о языке.
Японский язык считается самым трудным в мире. Возможно, для самих японцев он труден не менее, чем для всех остальных.
Письменный японский и устный японский существенно отличаются друг от друга, особенно в бизнесе. Если вы будет говорить так, как пишете в деловой корреспонденции, вас примут за пришельца из прошлого века. С другой стороны, если вы напишете деловое письмо так, как говорите в обычной жизни с близкими друзьями и давними коллегами, то скорее всего получите уведомление об увольнении написанное, разумеется, по всей форме.
В Японии не было своей письменности, пока в 6-м веке буддийские монахи не привезли из Китая священные сутры. К несчастью для всех, очень скоро стало ясно, что иероглифы, идеально подходящие для китайского языка, где нет окончаний, абсолютно не годятся для японского письма. В итоге решение было найдено: придворная знать начала говорить по-китайски, чтобы можно было записать их слова. Но это тоже сработало плохо, и в течение последующих веков появился языковой гибрид: к каждому китайскому иероглифу добавилось по меньшей мере два разных чтения. Они употреблялись в зависимости от контекста: когда нужно, брали китайский вариант, в других случаях более подходил японский.
Чтобы бегло говорить и читать по-японски, нужно знать китайские иероглифы кандзи используемые в японском языке (минимум составляет 2 000; образованные японцы знают 5 000 и даже 80 000 иероглифов, в некоторых из которых более 30 черточек). Плюс две слоговые азбуки хирагана и катакана: первая для записи исконно японских вещей и понятий, вторая для заимствованных предметов и иностранных имен.
6.Религия. Слайд №31
В современной Японии в основном распространены две основных религии: синтоизм и буддизм. Также определенной популярностью пользуется христианство и разнообразные секты.
Вот удивительный факт.
Цитата из японской газеты: «Согласно опросам и переписям населения число сторонников синтоизма составляет 84% населения, буддизма – 71%. А еще ведь в Японии живут почти 3 миллиона христиан, есть последователи различных сект.»
Что это? Путаница или арифметическая ошибка? Это не путаница и не арифметическая ошибка.
В большинстве статей, посвященных Японии, упоминается о присущем японскому обществу религиозном синкретизме.

Для японцев совершенно естественно молиться в синтоистском храме, венчаться по христианскому обычаю в церкви, а прощаться с близким человеком навсегда – в буддистском. Это и есть пример религиозного синкретизма – соединения в жизни человека и всего общества различных религиозных положений и их взаимного влияния. Речь идет, прежде всего, о синтоизме и буддизме. Запись в тетрадь Слайд №32
Такое соединение и взаимовлияние порождают веротерпимость, уважительное отношение к чужим религиозным взглядам.
Тем не менее основная религия в Японии – атеизм, поскольку большая часть населения лишь формально относится двум религиям – буддизму и синтоизму.
Сообщение ученика.
Национальной религией Японии является синтоизм. Термин «синто» означает путь богов. Истоки синтоизма восходят к глубокой древности и включают в себя все присущие первобытным народам формы верования и культы: тотемизм, анимизм, магию, фетишизм и др.
Значительное место в этой системе занимает культ мертвых предков, главным из которых был клановый первопредок удзигами, символизировавший единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и полей, дождя и ветра, лесов и гор и др.
Культ императора (тэнноизм) обязателен для всех японцев.
Храмовый синто - поклонение общим и локальным богам, которые есть в каждой местности и охраняют людей, проживающих под их покровительством.
Домашний синто - поклонение родовым богам.
В начале VI в. в Японии становятся известны буддизм и конфуцианство. Постепенно буддизм начинает играть значительную роль в жизни Японии, происходит взаимопроникновение буддизма и синтоизма, их взаимодополнение. Божества буддизма принимаются в синтоизме, и наоборот. Синтоизм с его коллективистским характером обслуживает потребности общины, а буддизм, носящий личностный характер, ориентируется на индивидуальность. Складывается ситуация, которая получила название ребусинто (двойной путь богов). Буддизм и синтоизм мирно сосуществуют на протяжении нескольких веков.
После Второй мировой войны в Японии был принят закон об отделении религии от государства.
7.Культура и традиции японского народа. Слайд №33
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Они не говорят лишних слов и не тратят энергию на конфликты. Их литература воспевает тщету, суету сует, ловлю ветра и томление духа. Возможно, они – самая загадочная нация на планете.
Сообщения учащихся
Поклоны и улыбки Слайд №33
У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45є, коллеги кланяются друг другу под углом 15є, встречают клиентов и покупателей под углом 30є - значит каждому свой угол. Еще мать, по япо
Чаепитие Слайд №34
Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы – старинные, лишь белоснежный платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метелочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое снимание уделяется качеству воды.
Икебана Слайд №35
Приблизительный перевод – искусство цветов. Это целая наука, ее преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара – тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.
Бонсай Слайд №36
Есть в Японии настоящее чудеса. Одна из них – миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеры комнаты. Растут в них карликовые деревья, дубы, клены, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.
Кимоно Слайд №37
У японцев свой национальный костюм – кимоно. Его носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству , одно для всех: нет различия – мужское лил женское. Все радостные события: рождение ребенка, свадьбы, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно – парадное или траурное. Кимоно – одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для волос, а также веер и зонтик.
Сакура Слайд №38
Особый интерес у японцев вызывает японская вишня – сакура. Плоды ее несъедобны. Она цветет один раз в год, один раз набухают почки, за одни день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения
природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Ее розовое соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения.


V. Закрепление материала.

ЧТО ЛИШНЕЕ? Слайд №39
1. Киото, Хиросима, Осака, Токио, Саппоро.

2.Кюсю, Рюкю, Хоккайдо, Итуруп, Сикоку.

3.Икебана, Бонсай, балет, театр кабуки, каратэ.

4.Японское море, Охотское море, Восточно-Китайское море, Филиппинское море, Тихий океан.

5.Россия, Китай, Монголия, КНДР, Корея.


VII. Рефлексия. Подведение итогов. Слайд №40
Учащиеся выполняют задание на фоне тихой японской музыки.
Задание: Представить синквейн по одной из изученных тем, показать в нем ваше восприятие японской культуры. Алгоритм или правила составления на экране.(3 минуты)
Например:
СУШИ
Необычные и вкусные.
Удивляют, притягивают, насыщают.
Водоросли, рыба, рис– деликатес.
Великолепно!
ОЦЕНИВАНИЕ
На сегодняшнем уроке мы побывали в одном из уголков нашей планеты, в удивительной стране в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли достигли таких экономических высот, что многие на Земле могли бы позавидовать им. Кто же они японцы? Что ими движет? Как они превратили свою страну в высокоразвитую державу? На эти вопросы мы ответим на следующем уроке. А вы можете поразмышлять над ними дома

Слайд №41
VI .Домашнее задание: Изучить стр.254-263,подготовить конспект о специализации отраслей промышленности и сельского хозяйства. Нанести в контурных картах .
Вопрос:
1. Каковы причины высоких темпов развития экономики страны? Объясните феномен «японское экономическое чудо».
2. Составить кроссворд «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции (Творческое задание по желанию учащихся)













Литература.

Ю.В.Гладкий , В.В.Николина География Современный мир 10-11классы. Москва «Просвещение» 2011 г.
О.И. Ануфриева Экономическая и социальная география мира 10 класс. Волгоград «Учитель» 2003 г.
Н.Н.Перепечева Нестандартные уроки географии. Волгоград «Учитель АСТ» 2004 г.
4.В. П. Максаковский География 10-11 классы. Москва. «Просвещение» 2014г.
5.Интернет.