Конспект урока по географии на тему: « Япония. Историко – культурные особенности: японская кухня» 11 класс

Тема: « Япония. Историко – культурные особенности: японская кухня»

Цель: - сформировать у обучащихся систему знаний о специфике японской истории и культуры, основных черт современного состояния и развития экономики страны, познакомить учащихся с основным блюдом японской кухни - суши, их разновидностями, научить технологии приготовления суши;
совершенствовать умения учащихся составлять экономико-географическую характеристику страны, продолжать формирование навыков учащихся работать с картографическим материалом, развивать у подростков интерес к культурам других стран;
воспитывать у обучащихся уважение к истории и традициям стран мира.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, бинарный урок по географии и спецкурса «Познай себя».
Формы и методы обучения: работа в группах, опережающие задания, использование мультимедийной доски. Оборудование: политическая карта мира, атласы, набор посуды для суши, набор продуктов для приготовления суши, иллюстрации, схемы.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. 3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся. 4. Изучение нового материала. 5. Закрепление новых знаний и умений учащихся. 6. Итог урока. 7. Домашнее задание.

Ход урока: Япония усвоила все наши новейшие
изобретения и открытия, испытала все
системы, которые она нашла в Европе, и
применила их у себя не точно в таком же виде,
нет, - она применила их настолько, насколько
это нужно было для укрепления ее сил.
Она воспользовалась Европой как лестницей,
по ступенькам которой взобралась на Вершину Дальнего Востока. ( Эрнест фон Гессе-Вартег, „ Япония и японцы”)

І. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
1. В каком регионе мира находится Япония? 2. К какому типу социально – экономического развития относится Япония? 3. Какая форма правления в Японии?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Рассказ учителя.


Японию часто называют страной XXI века. Страна за несколько десятилетий превратилась в экономического гиганта, сумевшего завоевать и удержать значительные сегменты рынка в основных хозяйственных комплексах мира – США и Западной Европы. Но Япония – это не только «экономическое чудо», это страна древнейшей высокоразвитой цивилизации, традиции которой часто совершенно непонятны европейцу. Англичанка Элиза Скидмор в книге «Дни рикши в Японии» написала: «Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров; весь их мир - как бы сцена, на которой они играют». Приоткрыть завесу загадочного «японского чуда», познакомиться с необычными для нас традициями мы сможем сегодня на уроке.
Ученики объединились в 4 группы, подготовили интересную информацию о Японии.
1 группа – географы-исследователи; 2 группа – демографы; 3 группа – экономисты; 4 группа – специалисты-кулинары.

ІV. Изучение нового материала.

1 группа. Географы – исследователи.

Если посмотреть на карту мира, то на востоке от континента Евразия можно увидеть несколько островов. Это – Япония. Япония – экономически развитая страна Азии. Столица – Токио. Страна расположена на четырех крупных островах : Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю и более 6 тыс. маленьких, у побережья Восточной Азии. Это морская держава, для которой Тихий океан - наиболее универсальная и удобная дорога во все концы мира. Япония – конституционная монархия. Император Японии (Тэнно- небесный правитель) символ государства и единства нации Японии. Японская правящая династия действительно является древнейшей на планете (правящая династия не прерывалась в течение полутора тысяч лет). В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.Титул императора передаётся по мужской линии.
Японцы называют свою страну Ниппон или Нихон. В это название входит два иероглифа, которые составляют название Япония, означают «источник и солнце», отсюда происходит и символика японского флага – красный круг на белом фоне, и поэтическое название государства: Страна восходящего солнца.
Япония стала известна европейцам в первой половине XVI в. Португальцы, которые открыли ее, начали торговать с японцами и пытались обратить их в католическую веру. Японцы тепло приняли миссионеров , пока император Тейго, человек умный и проницательный, не заметил, что иезуитов больше привлекает японское золото, чем спасение заблудших душ. Европейцев изгнали на долгих два века – Япония превратилась в закрытую страну, что возможно спасло ее от колонизации и насильственной европеизации самобытной культуры.
Лишь в XIX веке Япония постепенно стала открываться для иностранцев, участвовать в торговле. В ХХ ст. Япония участвовала в трех крупных войнах – русско-японской и двух мировых. Безоговорочная капитуляция во Второй мировой войне, подписанная Японией в августе 1945 г., положила начало полной реорганизации как политической, так и экономической жизни страны. Результатом этой перестройки стало то, что принято называть «японским чудом». На момент окончания Второй мировой войны японская экономика была полностью разрушена, большинство предприятий закрыто, в стране свирепствовала инфляция и безработица. За время с 1946 по 1949 гг. были проведены следующие реформы: 1. Земельная реформа, которая почти полностью ликвидировала помещичье землевладение; 2. Уничтожены крупные монополистические концерны, а их акции проданы служащим; 3. Денежная реформа – по образцу реформирования немецкой марки, что позволило резко сократить денежную массу, которая находилась в обращении, и остановить инфляцию.
4. Военный японский режим был ликвидирован в начале 1946г.
5. Принятая в 1947г. новая конституция, которая сохранила монархию, но лишила императора власти, положила начало демократическим преобразованиям.
Война, начавшаяся в июне 1950 г. в Корее, сыграла определяющую роль в восстановлении экономики Японии, которая на время военных действий превратилась в своеобразный тыл американской армии. Резко возрос спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и услуги, продовольствие что обусловило военно-промышленный бум в японской экономике. Поступления от американских военных заказов в 1950 – 1953 гг. позволили Японии покрыть импорт сырьевых ресурсов.
Таким образом, война в Корее стала началом «японского экономического чуда»: ВНП Японии во время войны возрастал ежегодно на 10 %. В 1968 г. Япония стала третьим государством мира, вплотную приблизившись по ряду показателей к США и бывшему СССР. В 70 - 80-е годы экономика Японии начинает работать на експорт. Пять видов продукции, пользующихся спросом на внешнем рынке, это легковые автомобили, бытовая электроника, стальной прокат, автомобили промышленного назначения и моторы имели 50 % экспорта. В начале 80-х годов, в ходе нового этапа НТР в Японии появляются новые производства и отрасли – микроэлектронная техника, большие и сверхбольшие интегральные схемы, новые виды учетно-измерительных приборов, биотехнологии и т.д. В это время была поставлена долгосрочная цель - превратить Японию в великое технологическое государство.

Учитель: Небольшой экскурс в прошлое позволил нам узнать о политических и экономическиз предпосылках успешного развития Японии. Теперь рассмотрим население Японии.

2 группа. Демографы.

Одним из главных критериев неуклонного роста Японии многие ученые считают присущие японскому народу черты: поразительное трудолюбие, добросовестность, высокий уровень образованности и профессиональной квалификации.
По количеству населения - более 125 млн чел. Япония входит в первую десятку стран мира. Естественный прирост 2 чел. на 1000 жителей, естественный прирост продолжает снижаться. Государство единственное в регионе, которое перешло от II к I типу воспроизводства населения, в стране проводится программа планирования семьи. Япония отличается самым высоким в мире показателем средней продолжительности жизни ( мужчины – 76 лет, женщины – 82 года) и самой низкой в мире смертностью младенцев. Темпы японского «старения нации» является самым высоким в мире.
Население Японии отличается национальной однородностью: более 99,7 % - это японцы. Среди представителей других национальностей наибольшее количество корейцев и китайцев. Территория Японских островов – одна из наиболее густо заселенных в мире. Средняя плотность населения - 330 человек. на кв.км., 2/3 населения живет в районах Тихоокеанского побережья. Большее количество японцев – городские жители. Городов – «миллионеров» 11, три крупнейшие агломерации Японии - Кейхин (Токио, Иокогама, Кавасаки и Тиба - 27 млн.) , Хансин (Осака, Кобе и Киото - 25 млн. ) и Тюкё (Нагоя - 10 млн.) . Эти три агломерации формируют японский мегалополис Токайдо, протянувшийся вдоль побережья острова Хонсю на 650 км.
В составе трудовых ресурсов преобладают квалифицированные кадры: в Японии бесплатное среднее образование, а семейные традиции предписывают прививать детям трудовые навыки с самого раннего возраста. Немалую роль играют также курсы, создаваемые монополиями для повышения рабочей категории. Уровень производительности труда – один из самых высоких в мире.
Государственным языком является японский. Японская система письменности очень сложна. Каждый японский ученик должен изучить 1200 самых употребляемых иероглифов, а образованный человек должен знать их не менее 2000. Японские тексты читаются сверху вниз и справа налево.
Основные религии – синтоизм ( культ божеств природы и предков) и буддизм. Синтоизм – поклонение предметам и явлениям окружающего мира – несет в себе не страх перед ними, а благодарность природе, которая, несмотря на вспышки гнева, чаще бывает щедрой и ласковой. Буддизм ( дзен-буддизм – японское звучание слова чайн-буддизм, от China – Китай) был заимствован прежде всего средневековой японской знатью в противовес синтоизма, который некоторое время воспринимался как религия простолюдинов. Япония не пережила религиозных войн, поскольку две достаточно разные религии образовали нечто похожее на союз. Поэтому приезжие часто бывают озадачены ответом на вопрос, сколько в Японии синтоистов и буддистов, поскольку их общее число почти вдвое превышает население страны. Ничего удивительного в этом нет: большинство японцев причисляет себя к сторонникам и той, и другой религии.
С далеких времен жители Японии стремятся приспособить свою жизнь к угрозе землетрясений, которых ежегодно проходит до 1,5 тыс. Поэтому конструкции традиционного японского дома отличаются простотой и легкостью, а так же почти полным отсутствием мебели. На полу расстелены циновки – татами, сидят японцы на подушках, которые лежат на этих циновках. Едят за низеньким маленьким столиком, спят в кровати на полу. Размещение вещей в доме подчиняется правилу: ни одна вещь не должна находиться выше головы человека, который сидит.
Традиции остаются важной частью жизни современного японца. Например, на улице и на работе японцы носят европейскую одежду, а дома и во время национальных и религиозных праздников одевают национальную одежду – кимоно.
Японская культура очень своеобразная и утонченная. Она опирается на любовь ко всему прекрасному и возвышенному. Только здесь могла появиться церемония «ханами» - любование цветами ( кстати кроме нее есть еще «юкими» – любование снегом, «цукими» – любование луной), оригами ( создание фигурок из бумаги) и икебана ( искусство составления букетов). А сложение стихов когда-то считалось необходимым элементом воспитания и образования. В театральной жизни Японии очень распространены театральные жанры – кабуки, кукольный театр бунраку. Многовековые традиции японской культуры живут в очень популярных в настоящее время национальных видах спортивных единоборств – в борьбе сумо, дзюдо, каратэ, айкидо, в фехтовании на бамбуковых саблях кэндо и другие.

Учитель: Знания о населении и социальных условиях развития Японии позволяют перейти к вопросу о современном хозяйстве страны.

3 група. Экономисты.

По мнению экспертов, современное положение Японии определяется как «постиндустриальное общество». Хотя промышленность продолжает оставаться важной сферой экономики ( 29 % ВНП ), растет значение непроизводственного сектора (сфера услуг, финансы, научно – исследовательская деятельность). Приоритетным направлением является рост научно – технического потенциала.
Современная Япония имеет динамические производительные силы, в которых недостаток природных ресурсов компенсируется высоким уровнем квалификации и культуры труда рабочей силы, активным и гибким использованием капитала и современных методов организации производства, высоким уровнем развития науки и техники.
Хозяйство имеет современную техническую оснащенность, использует современное оборудование и современные технологии производства. Проблема нехватки природных ресурсов решается путем внедрения энерго - и ресурсосберегающих технологий в сочетании с гибкой политикой на зарубежных рынках сырья.
Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon в производстве компьютерной техники и т.д. В конце ХХ века количество корпораций, компаний и фирм в Японии составляло свыше 1.8 млн. при этом промышленных – 720 тыс. Среди них было всего 632 предприятия, а это всего 0.1 %, на которых работало больше 1 тыс. человек.
Промышленность страны работает преимущественно на импортном сырье. Основу электроэнергетики составляют тепловые электростанции, которые производят 58% электроэнергии, атомне - 28% электроэнергии (50 атомных реакторов), гидроэлектростанции – 12 % электроэнергии. Япония уделяет большое внимание развитию альтернативных источников энергии: геотермальных и солнечных электростанций, которые уже производят около 2 % электроэнергии.
Япония – лидер мировой черной металлургии, здесь действуют почти два десятка металлургических заводов полного цикла, крупнейшие в Фукуяме, Кавасаки, Мидзусиме, Касиме, Кимицу, Токио, Осаке, Хиробати, Китакюсю, Муроране.
В химической промышленности основу отрасли составляют 16 нефтехимических комплексов; крупнейшие – в Кавасаки, Тиба, Касима, Гои, Йоккаити, Мидзусиме, Сакаи. Работают фармацевтическая, парфюмерная и лакокрасочная отрасли.
Цветная металлургия стремительно развивается в связи с ростом спроса на ее продукцию в самолетостроении, ракетостроении и электроники. Япония - большой экспортер редких металлов ( кадмия, селена, теллура, индия, германия, таллия, рения), которые получает из отходов.Основные центры: Ниихама (на Сикоку), Хитати и Асио (в северной части Хонсю).
Машиностроение является центром японской экономики. Страна дает 15% мирового производства машин и несколько тысяч их наименований. Экспорт машин в 9 раз превышает их импорт. Основные отрасли японского машиностроения являются крупнейшими в мире: электроника и робототехника (Японии принадлежит более половины промышленных роботов планеты), автомобилестроение, судостроение, станкостроение, тракторостроение. Основные центры сформировались в агломерациях Токио, Осаки и Нагои.
В Японии создан мощный научно – производственный комплекс, который имеет высокий уровень территориальной концентрации. Так на агломерацию Токио – Йокогама приходится 60% научных разработок и около 40% продукции отраслей высокой технологии.
В настоящее время Япония – высокоразвитая индустриально – аграрная страна. По общему объему промышленного производства она занимает одно из первых мест в мире.
Роль сельского хозяйства невелика. Земель, пригодных для земледелия, в Японии крайне мало. Сельское хозяйство базируется на выращивании риса и овощей. Но есть здесь и необычные фермы и поля, которые находятся в море. Японцы искусственно выращивают моллюсков, рыбу, креветок и морскую капусту. Кроме того, здесь занимаются шелководством ( высококачественный японский шелк ценится во всем мире).
В Японии развиваются все формы внешних экономических связей, однако основной остается внешняя торговля. В ХХІ веке Япония вероятно превратиться в мировой центр науки. По мнению американского профессора К. Пайла, именно этому государству «суждено было открыть новую стадию технической революции» и в будущем стать «глобальным лидером». Осуществится ли это, увидим, но согласитесь, предпосылки для этого есть.


Учитель: итак, мы прослушали информацию о состоянии экономики Японии и выяснили, что Япония является одним из центров мирового хозяйства и наиболее экономически развитой страной Азии, культура и традиции которой удивляют европейцев и сейчас. Сложный кодекс поведения, большое количество церемоний и традиций, которые составляют неотъемлемую часть японского культурного достояния, не имеют аналогов. Искусство, литература, музыка, театр уникальны и известны на весь мир. Еще одной жемчужиной японской культуры является национальная кухня, с историей и особенностями которой вас ознакомят учитель спецкурса «Познай себя» и четвертая группа учащихся - „Кулинары”.




Введение, история и традиции приготовления суши, виды суши.

Мы продолжаем наше путешествие по далекой и экзотической стране – Японии. Познакомимся с жемчужиной японской кухни – суши. Узнаем, что это за блюдо, из чего оно состоит, и главное, как самим приготовить суши. Поверьте, это просто и интересно!

В последнее время блюда страны восходящего солнца стали чрезвычайно популярными среди европейцев, о том свидетельствует множество японских ресторанов, суши-баров, которые открываются в нашей стране. И это не случайно. Натуральная и гармоничная японская кухня считается самой полезной в мире. Низкокалорийная, богатая белками и железом, она в то же время содержит мало холестерина и разного рода жиров. В сравнении с другими кухнями она почти лишена приправ, а она базируется на рисе, соевых продуктах (miso, tofu), рыбе, морепродуктах, водорослях и овощах. Знаменитая благодаря своим простым, прекрасно оформленным блюдам, в которых ни один из ингредиентов не портит естественного вкуса остальных.
Японская кухня простая, изящная и изысканная.Как приготовления пищи, так и
процесс приема пищи предоставляют человеку возможность задуматься, поразмышлять. Точное и внимательное следование традиционным рецептам превращают кулинарию в искусство. Японцы считают, что еда должна наслодить все ощущения. Именно поэтому в их кухне господствует особая тщательность и точность: глаз радуют нарочито скромные либо очень живописные композиции.

Пора узнать больше о том, что же это такое – загадочное СУШИ?!

4 группа. Кулинары.

Суши (яп.
·,
·,
·
·, суси) – традиционная японская закуска, состоящая из тонко нарезанного филе сырой (реже копченой) рыбы, морепродуктов или овощей, сваренного определенным образом риса, иногда обернутых в листья водорослей нори.
История суши насчитывает 1300 лет. Первые сообщения о суши поступает с 7 века, когда под воздействием буддизма в Азии было запрещено есть мясо, а для приготовления суши обычно используется рыба. Возникли суши как способ консервации рыбы в рисе - Наредзуси. За свою долгую историю, каждая часть Японии создала местные особенности суши. Например, на побережье в суши клали больше рыбы и
морепродуктов, а в центре островов больше клали риса. Однако основной принцип суши сохранился: рис, морепродукт и начинка (авокадо, огурец, даже кукуруза, сыр и прочее - все зависит от фантазии и возможностей).
Суши в том виде, в котором мы знаем его сегодня, первый раз приготовил японский повар Ханая Йохей (Hanaya Yohei). Некоторые из рецептов сохраняют свою форму на протяжении веков, а другие были скорректированы с учетом современной цивилизации.

Виды суши.

Сегодня мы познакомимся с двумя основными видами суши – нигири и норимаки.
Нигири-суши (нигиридзуси - суши, сделанные с помощью рук) - рисовый сплющенный шарик, смазанной хреном (васаби) и креветкой или рыбой на нем. Для приготовления используется рис наивысшего качества, приправленный уксусом. Главной составляющей этого блюда является, конечно, рыба, и исключительно ее самые вкусные части. Самый распространенный вид суши.



Норимаки – рисовые рулеты фаршированные различными видами начинки (рыба, овощи), завернутые в нори;








Слово учителя. Ингредиенты, необходимые для приготовления нигири-суши и норимаки

Рис (Нишики - Nishiki). Основа суши. Рис должен быть белый, легко клеится с круглым зерном.


Нори (Nori) – морские водоросли, которые напоминают тонкие темно-зеленые листки.
\

Соевый соус.



Васаби(Wasabi) – японский хрен ярко-зеленого цвета, очень острый. Обычно продается в виде пасты или в сухом виде (разбавляется с водой). Его маленький кусочек кладете на тарелку, на вкус разводите в миске с соевым соусом, потом в него мокаете суши.

Маринованный имбирь (Gari). Употребление тонко нарезанного имбирного корня позволяет оттенить вкус суши, подготовить вкусовые рецепторы к восприятию нового вида суши после предыдущего.


Филе рыбы (Shake kawa) - кусок рыбы (тунец, лосось, угорь) без костей и кожи.




Уксус яблочный, соль, сахар – для приготовления
соуса для риса.



Овощи – нарезанные тонкими ломтиками (например, огурец, авокадо, вареная морковь, вареные стручки бобов, вареные японские грибы и т.д.).

Необходимые принадлежности
Бамбуковый коврик (Makisu) – используется для скручивания норимаки.
2. Деревянная лопатка. 3. Острый нож с тонким лезвием. 4. Миска с водой. 5. Палочки (Hasi). 6. Набор посуды для суши: деревянная доска, тарелки, мисочки для соевого соуса


Правила приготовления суши

Приготовление РИСА:

Самое главное в суши – это, прежде всего, рис! Если рис сварен правильно, можно считать, что дело сделано.

300-400 гр. рис необходимо сначала тщательно промыть в холодной воде, пока вода не станет прозрачной (сначала она будет мутной от рисовой пудры)

Высыпьте рис в небольшую кастрюлю и залейте водой. Надо, чтобы уровень воды был на 3 см выше уровня риса. Накройте кастрюлю крышкой и дайте повариться на сильном огне ровно 5 минут, пока не закипит вода.

Снизьте огонь до минимума и дайте рису повариться с закрытой крышкой еще 15-20 минут, или до тех пор, пока вода полностью не испарится. Внимание! Рис нельзя перемешивать!

Снимите каструлю с огня, не открывать кришку, дайте ей постоять еще 10-15 минут.

После рис нужно выложить в широкую неглубокую посуду, добавить сваренный соус, перемешать рис деревянной лопаткой (лопатку втыкаете вертикально и проворачиваете рис).

Приготовление СОУСА для риса:

1. Пропорции риса к соусу 1:10 (на 300 грамм риса – 30 грамм соуса) 2. Смешайте яблочный уксус (4-5 столовых ложки) с сахаром (2 столовых ложки) и солью (2 чайных ложки).
3. Поставьте на маленький огонь и помешивайте до полного растворения (относительно полного, потому что сахар до конца не растворяется, сколько ни мешай). Как только начнет закипать, снимите с плиты и дайте остыть. Соус готов.


Приготовление нигири-суши:

Филе лосося (200 грамм) для суши лучше брать охлажденным.
Отмерьте с более толстой стороны 6-7 см и отрежьте перпендикулярно тушке. Этот кусок нужно очистить от кожи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Нарежьте поперек волокон прямоугольные кусочки толщиной 4-5 см, длиной до 8 см.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Слегка смочите руки водой, возьмите лосось в правую руку и положите кусочек рыбы поперек левой ладони. Смажьте рыбу небольшим количеством хрена васаби.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Правой рукой сформируйте шарик из подготовленного риса. Положите его в центр рыбы и придайте овальную продолговатую форм до 6 см.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Переверните заготовку и згладьте края пальцами правой руки.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Нигири-суши готово!
6. Подавайте на прямоугольном блюде, сбоку выложив маринованный имбирь и хрен-пасту wasabi, в отдельную тарелочку налейте соевый соус.












Приготовление норимаки:

На бамбуковый коврик-макису кладем нори грубой стороной вверх, длинным боком к себе.


На 2/3 нори кладем теплый рис. Предварительно смочив руки в холодной воде, чтобы рис не приставал к рукам. Разравниваем рис по поверхности нори.



Берем немножко пасты васаби и аккуратно наносим в центре риса длинной полосой.



4. Выкладываем в центре начинку: лосось с авокадо, или крабовые палочки с огурцом... и заворачиваем...


Ролл туго скручиваем при помощи циновки, затем заворачиваем обратно в коврик и равномерно сжимаем по всей длине, чтобы ролл не развалился, края приминаются вовнутрь большим пальцем и ролл вынимается из циновки. Лучше дать ролам немного полежать (минут 5-8, не больше), тогда их легче будет резать.



5. Прямо перед подачей на стол ролл режете на куски "на один укус" мокрым ножом (смачивать в воде после каждого пореза). Один ролл разрезается примерно на 6 порций.

Норимаки готовые!


Выступление учащихся. Техника пользования палочками.

В Японию палочки (хаси) пришли из Китая в 12 ст. и были изготовлены из бамбука. Считалось, что палочками едят бессмертные боги и императоры. Существует множество вариаций форм и размеров многоразовых палочек. Внешний вид палочек довольно разнообразен: их сечение бывает круглым, овальным, квадратным, с закругленными углами. Они бывают пирамидальной формы, с толстыми или тонкими концами, плоскими...
Доказано, что палочки тренируют мелкую мускулатуру, развивающую умственные способности, поэтому в Японии учат пользоваться хаси с малых лет.
Палочки для японца – не только повседневная личная вещь (их не принято предоставлять в пользование другим), но и священный символ. По поверью они приносят владельцу удачу и долгую жизнь, и поэтому неудивительно, что хаси считаются в Японии хорошим праздничным подарком.
Палочки подают в специальном бумажном чехле (хаши букуро), который часто является настоящим украшением и предметом коллекционирования. Он может быть розкрашений странными рисунками, а может содержать логотип ресторана.
Для палочек в Японии существуют специальные подставки: хасиоки. Это название образовано присоединением отглагольного существительного оки от глагола оку - класть, оставлять. На хасиоки палочки нужно класть тонкими концами, так, чтобы они смотрели влево. Если на столе нет хасиоки - хаси можно положить рядом на край тарелки или на стол. Хасиоки появились в древности, когда во время ритуальных жертвоприношений палочки, предназначенные богам, выкладывались на специальные подставки, чтобы не портить их.

Сейчас в большинстве японских ресторанов кладут одноразовые палочки (варибаси), которые сделаны из единого, грубо обработанного куска дерева, распиленного вдоль немного не до конца, так что перед употреблением их требуется разломить вдоль. Одноразовые палочки - относительно недавнее изобретение, появившееся в конце прошлого века.
Палочки стали неотъемлемой частью японской культуры и истории, пользование ими окружено массой условностей и церемоний. А из-за того, что японская кухня становится популярной в наше время, поэтому навыки пользования палочками будут полезны всем. Палочки трудны в освоении, но для того, кто научился владеть ими в совершенстве, являются удобным и универсальным столовым прибором.
Как же выбрать палочки своего размера?
Точно так же, как каждому человеку нужен свой размер одежды, размер и форму хаси тоже лучше подбирать индивидуально. Обычная их длина в полтора раза больше, чем хитоата - длина воображаемой гипотенузы, образующейся, когда вы складываете большой и указательный пальцы под прямым углом. Эта же величина используется при определении, в каком месте брать палочки рукой: для этого расстояние хитоата отсчитывается от тонких концов.



Выступления учащихся – «Японский кулинарный этикет» Слово учителя.
Как правильно пользоваться японскими палочками для суши

Расслабьте кисть и вытяните указательный и средний пальцы вперед, а безымянный и мизинец слегка согните.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Положите толстый конец одной из палочек на уровне примерно трети ее длины в ложбинку между большим и указательным пальцем правой руки, так, чтобы вторая точка палочки (примерно середина) опиралась на безымянный палец. Зафиксируйте «инструмент», нажав на него основанием большого пальца..

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Вторую палочку положите на первую фалангу у основания указательного пальца, а кончиками среднего и большого придерживайте ее ближе к середине.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Сжимайте и розжимайте концы палочек, манипулируя ими, как щипцами.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





V. Выводы, домашнее задание.

Итак, мы завершаем путешествие по интересной и загадочной Японии.
О чем вы узнали на уроке? (Ответы учащихся)

(Мы узнали об истории создания «экономического чуда» Азии – Японии, ее экономику и культуру; изучили особенности японской кухни, что такое суши, какие виды суши существуют, историю их возникновения. Что нужно иметь, чтобы приготовить суши, как готовить это блюдо, как кушать палочками. Какие правила поведения за столом существуют в японском этикете и тому подобное).

Надеюсь, у вас возникло желание продолжить знакомство не только с японской кухней, а узнать больше про историю, культуру и традиции этой древней и, в то же время, чрезвычайно современной страны – страны, где восходит солнце.

Задание домой:


Запишите рецепт приготовления одного из видов суши, который мы не рассматривали на уроке.
Учебник В.П.Максаковского (10-11 класс), стр 241-250, конспект.



Использованные источники.
А. Мещеряков. Визитная карточка японской кухни // Вокруг света. - №7 (2814). – Июль, 2008. – С.135-140.
Е.Гордейчук. Суши по-калифорнийски // Гурмэ (журнал о вкусной и красивой жизни). - №9. – Сентябрь, 2008. – С.62-65.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE 14115


13PAGE 141515