Презентация к выступлению Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации пятиклассников


Психолого-педагогическая диагностика уровня адаптации пятиклассников Адаптация – это способность организма подстраиваться под меняющиеся условия среды. Адаптация пятиклассников – сложный процесс, который в силу определённых причин может пройти неудачно. И тогда происходит противоположный эффект, именуемый дезадаптацией Признаки успешной адаптации:удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями. Причины и следствие неполной адаптацииПричины:•Продолжительная неуспеваемость или её снижение,•невозможность соответствовать прежним результатам и требованиям родителей в системе оценок,•проблемы в сфере общения, недовольство своим положением в коллективе сверстников,•неудовлетворённость потребностей и желаний и т.д.  Причины и следствие неполной адаптацииСледствие (нарушения в личностной и функциональной сферах):•Низкая или напротив защитно-высокая самооценка;•Прямая или косвенная оборонительно – защитная агрессия;•Чувство беспомощности и обиды;•Формируется мотив избегания неудач;•Расстроенность нервных процессов (частые заболевания, «школьный» невроз);•Повышенная возбудимость и импульсивность или напротив инертность, закрытость;•Формирование чувства неполноценности.•Проявление асоциальных форм поведения  Признаки дезадаптации:Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелания выполнять домашние задания.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Анализ анкеты для определения школьной мотивацииН.Г. Лускановой Анализ анкеты «Черты идеального учителя» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Черты учителяМне нравится(%)1. Хорошо знает предмет1002. Строгий, но дает прочные знания503. Относится ко мне по-человечески87,54. Считается с моими возможностями755. Общается с нами после уроков256. Не требует многого257. Интересно на уроках87,58. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое259. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим)12,510. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками12,5 Анализ анкеты «Чувства в школе» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Я испытываю в школеДаСпокойствие62,5Усталость62,5Скуку12,5Радость87,5Уверенность в себе25Беспокойство50Неудовлетворенность собой25Раздражение0Сомнение25Обиду0Чувство унижения0Страх0Тревогу за будущее50Благодарность62,5Симпатию к учителям100Желание приходить сюда87,5 Анализ анкеты «Отношение к учебным предметам» Анкета для пятиклассников и их родителей «Успешность обучения»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Как ты считаешь, как ты учишься?хорошо225%нормально337,5средне225%удовлетворительно112,5%Как вы считаете, справляется ли ваш ребенок с учебой в 5 классе?справляется450 %в большей степени справляется337,5%в меньшей степени справляется112,5% Анкета для пятиклассников и их родителей «Успешность обучения»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Какие предметы тебе даются с трудом?Нет таких225%математика337,5русский язык337,5английский язык225%история112,5%По каким предметам ребенок испытывает трудности?Нет таких450 %математика225%русский язык337,5%английский язык112,5% Анкета для пятиклассников и их родителей «Успешность обучения»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Как ты думаешь, что мешает тебе хорошо успевать по эти предметам?успеваю по всем предметам225%не понимаю материал337,5%трудно225%не знаю112,5%Что мешает ребенку полностью справляться с программой?Нет трудностей450 %не понимает 225%нет желания учиться112,5%часто болеет112,5% Анкета для пятиклассников и их родителей «Успешность обучения»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Кто и как может тебе помочь?я сам225%папа112,5%учитель337,5%Ольга Ивановна112,5% Общий уровень адаптации Основные задачи в период адаптации к 5 классу:•Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития;•Формирование умения учиться в новых условиях;•Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов;•Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;•Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;•Развитие ответственности и самостоятельности.•Развитие умения регулировать и контролировать эмоции и чувства. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.2. Уделять особое внимание организации учебного процесса: готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте); правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать рок со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука - это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.4.Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.5.Домашнее задание не оставляем на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению. Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.6.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе строится с частой сменой видов деятельности, включать физминутку.7.На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача - формирование речевых, коммуникативных умений. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 8. Задача учителя - знать затруднения в усвоении учебного материала своевременно прийти на помощь.