Развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей школьников через индивидуальное сопровождение на уроках физической культуры.

Развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей школьников через индивидуальное сопровождение на уроках физической культуры.

«Я» возможно только потому,
что есть «мы».


Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих, интеллектуальных и физических возможностей личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Достижение данной цели стало возможным при реализации ФГОС в образовательных учреждениях.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость дифференцированного подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Индивидуальное сопровождение никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни».
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.
Дифференцированный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
А. С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Считая, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С младшего школьного возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, физическую активность, инициативу.
Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.
Преимущественное большинство людей – правши. И в образовательных программах нет разделений по этому признаку. Поэтому в своей работе я уделяю много внимания данной проблеме, т.к. для левшей необходимо выполнение тех же упражнений, но с учетом их индивидуальной особенности. Например, ученица 7 «А» класса Виктория Сущенко пишет левой рукой, соответственно играя в футбол наносит удары по мячу левой ногой. Поэтому на тренировках создаются условия для индивидуальной работы с данным ребенком.
Немаловажным фактором успешности команды девочек является именно эта особенность Вики, ведь она забивает большое количество мячей в ворота соперников, т.к. вратари не ожидают ударов левой ногой.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей школьников через индивидуальное сопровождение приводит к положительному результату не только самого ребенка, но и его окружение, ведь каждый человек – часть общества.
15