Стилистика поведения учителя — словесника на уроке. Педагогическая поддержка учения школьников.

Стилистика поведения учителя - словесника на уроке.
Педагогическая поддержка учения школьников.

(из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ лицея №35
г. Ставрополя Мартыновской Инессы Юрьевны).

Совсем не вызывает спора идея о том, что искусство урока многогранно. Но природа урока литературы дает возможность особо рассматривать личность учителя, его стилистику.
На мой взгляд, стилистика поведения педагога - словесника на уроке играет очень существенную роль, так как учитель-центр, вокруг которого, и с помощью которого, приводятся в движение все составляющие его элементы. Это только он и только ему подвластно создать на уроке обстановку доверительности для ребят, которые сразу чувствуют наперед, что отношения с учителем не угрожают им свободно высказываться и быть раскованным.
Атмосферу доверия помогает создать голос, мимика, интонация, смысловые акценты на каких-то особо важных сторонах урока. Из практики я знаю, что старшие школьники любят оценивать поступки и действия героев, но у них не хватает опыта определить внутренние мотивы их поведения. Учитель, знающий эти особенности, никогда не пренебрегает их, пусть пока маленьким опытом, а поддержит, разовьет и психологически зафиксирует еще неглубокие высказывания и робкие мысли. Все это можно назвать внутренней стилистикой поведения учителя-словесника.
Сразу надо заметить, что «стиль» и «стилистика» - это не одно и тоже. Под стилем в педагогике и методике надо понимать совокупность компонентов и приемов, которые легко видимы и их легко вычленить из работы отдельного учителя. И стиль этот можно задать целой группе учителей. Под стилистикой же понимается то, как работают эти «компоненты». Как учитель ими оперирует во взаимодействии с учениками и как, на каких этапах обучения, мотивирует их уроки, заставляя играть собственное воображение и воображение обучаемых. Одним словом стилистика это - воплощение стиля в практике. И у каждого педагога она, безусловно, своя. Считаю очень важным фактором в стилистике поведения учителя оказание педагогической поддержки учения школьников. Ведь поддержка - это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать в жизни. Поддержка-это усиление и дополнение того, что уже умеет сам ребенок, придание ему уверенности в действиях. Так вот именно на нетрадиционных уроках ярко прослеживается педагогическая поддержка. Потому что на таких уроках перед ребятами по-особому раскрывается смысл процесса учения, ученик постигает его ценность, назначение, усиливается активность детей, вера в свои творческие силы, способности. Использую педагогическую поддержку самореализации школьника в учении с целью создания условий для самостоятельного добывания знаний (работа в библиотеках города с книгами); составление индивидуального плана изучения материала; организация групповой и индивидуальной работы с учетом стиля. Педагогическую поддержку можно считать удачной в том случае, когда в уроке будет много психологии, которая просматривается, прежде всего, в точности отношений "учитель-ученик". Поведение учителя должно убеждать учеников, что они ему интересны, и они для него важные персоны. Поэтому на своих уроках стараюсь относиться к ним, как к партнерам: советуюсь, обращаюсь с просьбами, выслушиваю их мнения, создаю обстановку доверительности на основе взаимности. Знаю, что при таком отношении к детям успех уроков обеспечен. Работая в школе, я поняла, что у школьников существует голод на общение. Это голод на достижение, когда ученик хочет овладеть навыком, радуется, когда у него получается; голод на признание, когда он только пишет, к примеру, сочинение удачно, но еще хочет, чтобы об его успехах сказали в классе, что я и делаю в обязательном порядке. Стилистика поведения учителя особо ярко видна на нетрадиционных уроках. Эта когда учитель так организует весь класс, что они вместе умеют или уже постигли искусство жить на уроке особой творческой жизнью. Дети делятся своими мыслями и переживаниями друг с другом, думают, рассуждают, может быть, горюют над судьбами героев, возмущаются, дают возможность другим увидеть движение собственной души. Да, именно "движение души", без которого будет не интересно учиться. Если взять уроки литературы. Ведь чем нам интересен тот или иной писатель? Не только интересной фабулой повествования, но и тем, как думают его герои, что переживают, как чувствуют и страдают. Именно ученику надо помочь увидеть и услышать этих героев, и тогда он для себя откроет настоящую литературу. В связи с этим я всегда стараюсь осмыслить проблему ''драматургии" нестандартного урока. Для этого отбираю материал к уроку, монтирую его в контексте, обдумываю интонацию и акценты с той целью, чтобы втянуть в орбиту своего урока учеников. Именно отбираю материал, чтобы он имел ударную силу, а не просто продумываю фрагмент урока, чтобы заполнить в нем вакуум. Эта может быть всего фраза из романа Л.Н. Толстого "Война и мир": "Хороша семья та, где спокойно живется старикам", которая заставит вернуться ко всему тексту и неоднократно, может быть, - к жизни. Разве неважно ученику определить для себя, к примеру, что такое “духовный” и “душевный” человек. Ведь он часто слышит эти слова из разных источников. И вот снова JI. Толстой... Духовная Наташа имеет слишком тонкую душу, умеет чувствовать и понимать, страдать, восхищаться, но, к сожалению, ей не дано, хоть бы на шаг, заглянуть вперед. Она живет сиюминутными страстями и чувствами, не думая о последствиях. Отсюда и ошибки. А вот ее антипод - княжна Марья, которая все время забывала о себе; угождала отцу, воспитывала племянника Николеньку, волновалась за судьбу брата Андрея. Всем отдавала много сердца, потому как понимала их больше, чем они себя. Поэтому только ей удается понять смертельно больного отца, определить диагноз, и сказать врачу, что у него "болит душа".
Анализ этой сцены, акцентировка на ней внимания учеников, дает им возможность в собственных сердцах кристаллы душевности, которые, конечно же, постоянно разрастаясь, сформулируют человека, способность понимать других и не только понимать, но и принимать их со всеми недостатками. Особое место в стилистике поведения занимает голос учителя. С помощью его он создает у школьников потребность учиться. Именно голос вдыхает в урок жизнь со все палитрой ее красок. Голос учителя, его тембр, интонации заставляет звучать художественное слово, которое несет ученику неоценимое богатство и неизмеримую глубину русского национального языка. Каждый жанр нетрадиционного урока требует от учителя особой стилистики поведения. Информативный урок, к примеру, нуждается в сдержанности, урок анализа текста требует творческого воображения и раскрытия способностей учащегося, формированию у них собственного отношения к произведению. A главное, по-моему мнению, развивает литературный вкус.

15