Педагогическая поддержка младших школьников


Педагогическая поддержка младших школьников – способ продуктивного развития личности
Сегодня, когда учитель имеет возможность выбирать развивающую образовательную концепцию, методику, хорошие учебники и учебные пособия, когда родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему, казалось бы, это позволит решить все проблемы ученика. Но не всё так просто…
Ребёнок приходит в школу со своими внутренними проблемами, противоречиями
. Актуальной является проблема эмоционального благополучия младших школьников в обучении.
Младший школьник находится в особой ситуации риска: именно ему необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме
Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психо-физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе,
обуславливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса. В этой ситуации возникает необходимость в педагогической поддержке ученика начальной школы.
Педагогическая поддержка – одна из категорий, о которой написано много. На первый взгляд, она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку преодолеть кризисный период развития и обрести своё
«Я».
Основная задача учителя не только устранить, но и помочь осознать причины трудностей учащемуся и найти способ решения проблем.
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:
Согласие ученика на помощь и поддержку, т.е. школьник либо сам просит о помощи, либо не отвергает, когда учитель предлагает. Только при полном доверии к взрослому, помощь будет принята ребёнком (возможно) и станет импульсом к активной внутренней работе.
Приоритет ребёнка в решении собственных проблем, т.е. педагог, помогает осознать суть проблемы или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
Соблюдение принципа конфиденциальности. Крайне важно для доверительного общения с детьми при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.
Доброжелательность и безоценочность, т.е. педагог «идёт от ребёнка». Он не сравнивает его действия с действиями других учеников, а старается понять и услышать причины, трудности и проблемы.
Защита прав и интересов ученика, подразумевается, что учитель при любых обстоятельствах держит сторону ребёнка (даже когда ученик нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребёнок более чем взрослый, имеет право на ошибку).
В 2009 году в нашей школе было сформировано всего два класса. Никакого специального отбора не проводилось, поэтому пришли дети с разным уровнем развития.
Свою работу я начала с проведения диагностики готовности детей к обучению, которая показала что уровень подготовки детей к обучению разный (высокий – 3 человек (11%), средний – 13 человек (53%), низкий – 9 человек(36%)). Данные диагностики позволили мне наметить путь организации индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Для детей с низким уровнем готовности, я составляю план коррекционно-развивающего обучения, и организую работу по группам. Мне помогают коррекционно-развивающие тетради («Я учусь писать и читать» (М.И. Кузнецова), «Я учусь считать» (Е.Э Кочурова)). Мои детям нравиться заниматься по этим тетрадям, поскольку они содержат упражнения и задачи нестандартного характера, требующие сообразительности. Без них бы я вряд ли смогла бы добиться результатов.
У каждого появляется шанс предложить своё правильное решение, самоутвердиться и заработать авторитет. Учащиеся приучаются работать с учебным материалом и добывать знания. Это вырабатывает объективную самооценку.
Особое место в моей работе занимают «Уроки творчества», на которых дети свободно мыслят и рассуждают, чувствуют себя комфортно и непринуждённо (фото).
Радует то, что даже самые застенчивые, смелее выходят к доске, легко и свободно отвечают на вопросы, принимают активное участие в обсуждении проблемы, запоминают и выполняют порядок, в выполнении операций. Такие формы работы развивают умение делового общения, взаимодействия, взаимопомощи, вселяют в ребёнка уверенность своих силах и способностях.
Начиная со 2 класса, я использую методики изучения особенностей личностного развития младшего школьника.
С помощью них мне удается многое узнать о каждом, и о классе в целом. Анализируя полученные результаты, создаю обстановку способствующую развитию способностей учеников и их личностному росту.
Для примера приведу результаты анкетирования «Уровень школьной мотивации и познавательной активности». Такую анкету провожу 2 раза в год, покажу данные в сравнении за 2 и 3 классы.
Анкета
2 класс 3 класс
Имя Уд. шк. жизн. Друж. отнош. Тревож. Самооц. Самочув. Уд. шк. жизн. Друж. отнош. Тревож. Самооц. Самочув.
Вика 1 0 3 1 3 4 5 3 2 5
Даша 2 1 3 3 2 2 5 3 3 3
Данил 2 3 4 5 3 3 5 4 4 5
Олег 3 4 0 2 3 4 5 2 1 3
Саши Е. 3 2 3 3 3 3 5 3 5 4
Настя 1 1 3 0 3 2 1 3 3 4
Андрей 3 3 3 3 3 4 5 3 5 5
Юля 2 3 1 4 2 3 3 4 3 2
Саша К. 3 4 1 3 2 5 5 3 5 1
Сергей 2 5 3 4 3 4 5 3 4 3
Артём 3 3 3 3 3 4 5 3 4 5
Тимофей 2 3 4 3 2 2 4 3 5 2
Настя 0 4 4 4 4 3 4 3 2 3
Оксана 2 3 3 3 3 2 3 3 3 4
Маша 3 2 1 2 2 5 4 3 3 3
Сеня 3 5 4 4 4 4 4 4 4 5
Сергей 3 3 3 2 2 3 5 3 4 3
Егор С. 2 3 3 5 3 3 4 3 5 5
Данил 3 5 4 4 3 5 5 4 5 1
Егор Т. 2 2 3 3 1 3 4 4 3 3
Андрей 3 3 3 3 1 5 4 3 2 3
Настя Ч. 3 3 3 3 4 4 5 3 3 4
Кристина 3 5 4 3 3 5 5 3 3 3
Илья 3 4 3 3 3 3 3 3 3 2
11 6 4 5 8 4 1 1 4 4
По первой шкале «Удовлетворенность школьной жизнью», хорошо просматривается – довольны ли ученики школьной жизнью, нравиться ли им учиться. Вызывают беспокойство дети, у которых балл ниже, чем 3. Это дети, которым не очень комфортно в школе. Таких детей во 2 классе – было 11 человек. Это много. Сыграли свою роль совокупность факторов: изменились привычные условия: безотметочное обучение, перешло в отметочную форму; добавился иностранный язык; некоторые поняли, что школа, это неизбежно.
Вторая шкала. Дружеские отношения. Отношения одноклассников друг к другу определяется их школьными успехами, и если у ребёнка не всё получатся в школе, то и отношения с одноклассниками построить не просто. Здесь опять нужна помощь учителя.
Третья шкала. Школьная тревожность тесно связана с успешностью в учёбе, а также часто порождается семейной ситуацией. Есть дети с повышенной тревожностью, которые хорошо успевают, ответственно относятся к учёбе. Благополучие им даётся слишком большой ценой. Им особо необходима педагогическая поддержка, т.к. школьная тревожность связана с неадекватной низкой оценкой. Это мешает проявлять свои знания в учебе.
Четвертая шкала, отражает степень уверенность ребёнка в своих силах. На самооценку сильно влияют школьные успехи, а также мнение близких людей: родителей, друзей, учителей. Повышая самооценку, ученик обретает уверенность в своих силах, улучшает учебные результаты и личностно растёт.
Пятая шкала. Самочувствие. Ребёнка с плохим самочувствием мы можем только направить для получения медицинской помощи, но наблюдение педагога окажут медику неоценимую помощь.
Уделяю внимание созданию особой эмоционально-положительной атмосферы обучения, каждый ученик может работать в ситуации успеха, постоянно получая положительные подкрепления своей учебной деятельности.
Анализируя данные анкеты, видно – «высокий уровень» школьной мотивации и познавательной активности имеют - 33% (было 11%), «средний» – 54%, - против 53%; «низкий» – 13%. – против 36% .Это значит, что учащиеся с радостью и готовностью идут на занятия.
Из выше сказанного хорошо видно, что педагогическая поддержка - важный инструмент для повышения самооценки младшего школьника .
Педагогическая поддержка может иметь форму индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей и носить профилактический (превентивный) и срочный (оперативный) характер.
Сначала о групповой форме поддержки:
Это может быть начало учебного года или после каникулярное время, когда ребёнок адаптируется к условиям школьной жизни. Вхождение ребёнка в учебную деятельность после длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Понимая такое состояние детей, я постепенно наращиваю интенсивность деятельности, использую игровые творческие формы работы, больше даю ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения (фото).
Работа с группами детей имеющих сходные проблемы. Эти группы формирую по результатам диагностик или по повседневным наблюдениям (например, неуспевающие по определённым предметам, или застенчивые, тревожные неуверенные в себе).
Включаю учащихся в коллективные творческие дела ,где ребёнок может раскрыть свои способности, интересы, склонности (совместные походы, уроки на природе).
Теперь об индивидуальных формах педагогической поддержки:
распространенной и серьёзной педагогической проблемой является проблема неуравновешенности учащихся младших классов.
Не всегда знаешь, как себя вести с чрезмерно упрямыми, обидчивыми, драчливыми школьниками или, например, с детьми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми и тревожными.
Они чаще, чем другие воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы.
Такие дети бояться выходить к доске, их лучше спрашивать в середине урока, их нельзя торопить с ответом, им надо дать время подумать,
Их нужно чаще хвалить, особенно когда ребёнок не умел что-то делать, а теперь научился. Важно чтоб такое же отношение было и дома.
Так же в классе есть другая группа детей, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне классе, обратить на себя внимание учителя. Они могут выкрикивать, вскакивать с места. Таких детей нельзя часто ругать, надо осторожно пользоваться похвалой. Если учитель хочет наказать такого ребёнка, то самое лучшее, что он может сделать – это не обращать на него внимания. Но если ребёнок ведёт себя хорошо, то поощряю его мелкими знаками внимания.
Здесь я беру на вооружение педагогические техники и приёмы, которые предлагаю вашему вниманию .Применяя эти педагогические техники, по другому видишь проблемы, позиция «борьбы с …», переходит в позицию «я позабочусь о тебе…».
Нельзя не согласиться со словами Ш.А. Амонашвили:
«Если ребёнку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как и все остальные, и что у него есть своя особая искра божия».