Конспект занятия по вокалу «Развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре».


Конспект занятия по вокалу
«Развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре».
Тема занятия «Развитие двухголосия»
Форма проведения: коллективная.
Тип занятия: закрепление умений и навыков.
Цель занятия: развитие навыков двухголосного пения в младшем хоре.
Задачи:
Образовательные:
формировать навыки пения a cappella;
добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;
выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
продолжать закреплять навык сольфеджирования по хоровым партиям, что способствует сознательному усвоению музыкального произведения.
Развивающие:
продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
продолжение развития гармонического слуха;
развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар (произведения русских классиков ,современных композиторов, народных песен).
Воспитательные:
воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
воспитывать интерес к народной музыке других стран на примере фр. нар. песни « Братец Яков»;
воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
воспитывать любвь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
индуктивный;
дедуктивный;
проблемно – поисковый;
объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;
побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставление песен, различных по характеру;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализация песен на слог и сольфеджио;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона («Мотылёк», «Весёлый лягушатник»), а так же выстраивание созвучий в двухголосии («Братец Яков);
образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением младших школьников;
юмор,одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:
психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;
личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;
учёт индивидуальных особенностей;
дифференцированный подход.
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений в 2-х экземплярах, ноты упражнений и попевок, хоровые партии.
Структура занятия
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания):
Выборочная проверка (два учащихся) игры хоровой партитуры «Расскажи мотылёк, муз. А.Аренского (3-5 цифры);
коллективное проговаривание 2-го куплета песни А.Журбина «Весёлый лягушатник».
Постановка цели и задач урока.
На этом уроке будет производиться работа над совершенствованием умений и навыков двухголосного пения в упражнениях на распевании, в песне А.Аренского «Расскажи мотылёк», фр. нар. песне «Братец Яков» (обр. Ан. Александрова).Основной этап.
4.1.Распевание
Разминка: - «Кривляние»,
- «Язычок»,
- «Замочки»(дети открывают рот по руке).
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, собрать внимание детей.
Упражнение «Чайка» («немой» звук);
Цель: поднять нёбо, сформировать положение «зевка»,высокая позиция.
«Восьмёрки»;
Цель: активизировать артикуляционный аппарат, работа над дыханием ,удлинением фраз.
Скороговорка («Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы»)
Цель: работа над унисоном, округлым звуком, чёткой дикцией, длиной дыхания, работа над многоголосием.
Этапы работы:
скороговорка повторяется несколько раз. Дети исполняют упражнение вместе, поднимаясь по полутонам вверх от ноты ФА до СОЛЬ;
затем предлагается исполнить упражнение каноном на 3 голоса( ноты СОЛЬ,СОЛЬ диез);
от ноты ФА скороговорка исполняется по звукам тонического трезвучия. Предварительно дети пропели по группам свои голоса(1,3 и 5 ступени).
«Воронина макаронина» Музыка и слова П. Синявского.
Цель: отработка активного выдоха, активного окончания, округлого звука.
4.2.»Расскажи , мотылёк» Музыка А. Аренского, слова А. МайковаЭтапы работы:
Беседа с детьми о характере, настроении песни : песня о бабочке, значит характер лёгкий , воздушный ,вдох тоже лёгкий ,короткий, звук округлый;
исполнение 1 и 2 цифры с текстом и аккомпанементом, затем без аккомпанемента. Необходимо отрабатывать интонацию на скачках, а также обращать внимание на исполнение фраз на одном дыхании; окончание на длинной ноте исполнять высоко, направляя вверх, и круглым звуком.
Спросить детей, какая фраза похожа на мелодию цифры 6.Дети: на 1 цифру, но изменилось окончание. Далее отработать интонацию 6 цифры.
3 и 5 цифра исполняется сольфеджио. Работать над длинным дыханием , интонацией на полутонах и скачках;
3 -5 цифры исполнить с текстом, предварительно прочитать выразительно текст, отметить различное настроение, обратить внимание на пропевание согласных на стыках слов;
исполнение песни от начала до конца с аккомпанементом , выразительно. Задание детям: ярко и сочно вести свою мелодию, которая не поддерживается аккомпанементом.
Физкультминутка: речевая игра «Аты-баты»
4.3.Французская народная песня «Братец Яков», обработка Ан. Александрова, русский текст И.Мазнина.
Этапы работы:
беседа о смене характера: живой, яркий, весёлый, но петь не крикливо ,а значит на хорошей опоре, активно;
исполнение 1 куплета в этом характере от начала до конца;
1-4 фразы с остановками на высоких звуках ,отрабатывать круглый звук ,острую дикцию в 1-ом и во 2-ом куплетах;
в 5-6 фразах активное дыхание, как «пружинка»,окончание фраз «подкинуть»; 7-8 фразах внимание к низким нотам: петь их высоко;
2 куплет – канон. Петь медленно по руке, выстраивая интонацию голосов. Задание детям: услышать свой и другой голос;
исполнение песни целиком.
«Весёлый лягушатник» Музыка А.Журбина, слова П.Синявского.
Этапы работы:
беседа о смене стиля и характера произведения .Настроить характер ,а значит и перестроить звук, дыхание(удивленное ,шутливое ,а значит коротко ,легко и чётко делать вдох);
пение на слоги «ЛЁ» и «КУ»(как будто забыли слова).Задания для детей:
- «зависать» на затакте (отработка интонации),
- окончания фраз короткие («выталкивать»),
- последнюю фразу на «КУ»;
исполнение 1- го куплета с текстом, с остановками, окончания направлять вверх, букву «В» - пропевать;
работа над припевом:
- «прокатиться» по букве «Р»,
- дыхание активное ,петь на опоре, как на батуте;
- на слог «ква» закусить губку;
исполнение от начала до конца с аккомпанементом.
Заключительный этап.
Подведение итогов, формирование выводов, определение домашнего задания: подобрать и играть на фортепиано фр. народную песню « Братец Яков».