Родительское собрание в логопедической группе «Решение речевых проблем детей логопедической группы через тесное взаимодействие педагогов и родителей»


Родительское собрание в логопедической группе «Решение речевых проблем детей логопедической группы через тесное взаимодействие педагогов и родителей»
Цель: познакомить родителей с образовательными задачами обучения в логопедической группе, объединить усилия родителей педагогов и родителей по исправлению речевых нарушений у детей через тесное сотрудничество.
- Добрый день, уважаемые родители! Меня зовут Фиалова Татьяна Васильевна!
- Тема моего выступления «Решение речевых проблем детей логопедической группы через тесное взаимодействие педагогов и родителей»
- Сейчас я предлагаю принять участие в анкетировании «Знаете ли вы своего ребенка?». Вам будет предложено ответить на 9 вопросов в течение 1 минуты, затем мы подведем итоги. (Подведение итогов).
Согласно данным обследования на май 2015 года были получены следующие результаты (количество детей, испытывающие трудности в речевом развитии):
-12763517589500
Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор (раздать каждому родителю).
1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.
2. Общение ребенка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребенком взрослых и друзей
итог: спасибо всем.
Согласно разделу речевое развитие “Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой ребенок, поступающий в школу, должен:
правильно произносить все звуки родного языка;
различать и называть слова с определенным звуком;
уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
делить слова на слоги;
составлять слова из слогов;
иметь представление о предложении;
уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
подбирать синонимы и антонимы;
использовать разные способы образования слов;
пересказывать знакомые сказки и рассказы;
составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Сейчас я предлагаю каждому из Вас в радугу вписать 7 важных умений, которыми необходимо овладеть ребенку для успешного обучения в школу («методика «Радуга Ожиданий»).
Уважаемые родители! В конце учебного года наши ожидания оправдаются.
Советы родителям
Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?»
Уважаемые мамы и папы! Предлагаем вам определить уровень развития речи вашего ребенка. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты (обозначьте ответ):
Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
А. Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет; речь правильная, отчетливая
Б. в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения
2) Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки» ) ?
А. Называет
Б. Затрудняется
3) Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, жарко - холодно)?
А. Да
Б. Нет
4) Умеет ли составлять рассказ по картинке?
А. Умеет
Б. Умеет с помощью взрослых
5) Как декламирует стихи и рассказывает сказки?
А. Эмоционально, с выражением
Б. С трудом и без всякого удовольствия
6) Может ли рассказать об услышанном, прочитанном, увиденном?
А. Рассказывает сам
Б. Только по наводящим вопросам
7) Знает, употребляет в речи вежливые слова?
А. Да
Б. Нет
7) Умеет ли объяснять значение слов (например, пылесос - чтобы убирать пыль и т.д.)
А. Умеет
Б. Путает
8) Может ли придумать слова к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)
А. Да
Б. Нет
9) Считаете ли Вы, что Ваш ребенок нелюбознателен и плохо осведомлен?
А. Да
Б. Нет
Уважаемые родители!
Соотнесите свои ответы с ключом:
8-10 баллов - за ответы «a»- речь ребенка развита на должном уровне, значит нет повода для беспокойства
5-7 баллов - за ответы «а» - необходимо уделять внимание развитию речи Вашего ребенка
1-4 балла – за ответы «а» - следует особо обратить внимание на речь Вашего мальчика или девочки
Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы взрослые заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность. Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.
Игры на обогащение словаря:
«Угощаю».
Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Ищем слова».
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.
«Опиши предмет».
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
Игры на развитие фонематического слуха:
«Повтори правильно».
Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка и т. д. Советы родителям
Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком.
Помните, что основные собеседники для ребенка в семье – мама, папа, бабушка или дедушка.
Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время.
Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.
Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.
Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые.
Игры с целью развития грамматического строя речи
«Приготовим сок».
«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый) » и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? » «Один - много».
«Яблоко – много чего? (яблок) ; Помидор – много чего? (помидоров) » и т. д.
«Чей, чья, чьё».Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.
«Упрямые слова».
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.
«Придумай слово».
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 19
Нормы речевого развития дошкольников

Ребенок к шести годам:
может произносить все звуки
владеет грамматическим строем языка (употребляет различные грамматические формы: новые части речи, сложные синтаксические конструкции)
- составляет рассказы описания, по картине, из личного опыта и т.д.
- определять место звука в слове
Ребенок к семи годам:
может пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану, образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке
употреблять синонима, антонимы, сложные предложения разных видов
различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.