Урок литературы в 7 классе «В жизни всегда есть место подвигу…» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

«В жизни всегда есть место подвигам».
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
(ПО РАССКАЗУ М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»).
Цели урока:
1) обучающая: проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев;
2) развивающая: развивать навыки критического мышления, умение ставить и формулировать вопросы, проблемы, совместно искать ответы на них;
3) воспитательная: вырабатывать собственный взгляд на жизненные ценности; воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию,  добру, служению людям. Воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств.

Оборудование: портрет А.М. Горького; компьютер; мультимедийное
оборудование; книги с текстом рассказа Горького «Старуха Изергиль», видеоролик, детали для кластера, «сердца» для рефлексии


Ход урока
Орг. момент.
Работа с эпиграфом. (Слайд 1)
Мечтать - не значит жить!
Нужны подвиги, подвиги!
М. Горький
- Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Горького. Как вы понимаете их?

3. Постановка проблемы. Целеполагание.
- Что такое подвиг? «Подвиг – героический самоотверженный поступок, это естественное стремление пожертвовать собой во имя других».

- Подберите к слову «подвиг» однокоренные слова (двигать, движение души)
- Из какого изученного произведении Горького мы узнали о настоящем подвиге?
- Какова теме нашего урока? СЛАЙД 2)
- Какие задачи мы должны решить на уроке?
- Надо ли сегодня говорить о подвигах? Почему?

-Попробуем доказать, что люди, которые совершают подвиги, – герои.
Рассмотрим, какими чертами характера обладают герои, что их побуждает совершать поступки, называемые подвигами.

4. Работа по теме.
- С творчеством А.М. Горького мы с вами уже знакомы. Сегодня
обращаемся к раннему его произведению «Старуха Изергиль».

- Вспомните, что такое легенда. (СЛАЙД 3)
Именно легенда как нельзя лучше подходит для замысла – коротко,
взволнованно, ярко воспеть все лучшее, что есть в человеке.

- Каким должен быть, по-вашему, герой легенды?
Посмотрите мультипликационный фильм, созданный по мотивам произведения М. Горького. Подумайте, чем  легенда отличается от сказки? Что такое, по-вашему, подвиг? Каким должен быть человек, способный на подвиг? (просмотр видеоролика)

- Каков идеал человека у Горького?
Это человек сильный, яркий, стремится к свободе, готов жертвовать собой
во имя других.
- Что значит свобода для Горького?
Понятие «свобода» связано с понятием «подвиг».СЛАЙД 4)

- Каждый ли человек способен совершить подвиг?
Попробуем это рассмотреть на примере героев двух легенд – о Данко и Ларре. Их нельзя
рассматривать отдельно друг от друга, так как они яркие, сильные, смелые, гордые.
Это и привлекло внимание Горького.

5. Работа в группах
Задание. Составить словесный портрет (СЛАЙД 5)
1 – портрет Данко; 2 – портрет Ларры; 3 – общее, 4 – различие 5 - синквейн
Что объединяет и что различает героев?
(ответы учащихся)
(СЛАЙД 6)
- Каким вы видите Ларру?
Ларра внешне похож на человека. Гордый, смелый, бесстрашный. В гордом
одиночестве он противостоит людям, не боится суда, потому что не принимает
его.
Попробуем порассуждать: гордость, уверенность в своем превосходстве – это
сила или слабость Ларры?
После ответов детей подвожу их к мысли, что презрение и гордость – это
образ Ларры.
К чему ведет презрение моральных и нравственных норм?
(К духовному омертвению личности.)

- Способен ли Ларра совершить подвиг?
(Нет, потому что живет он ради себя. Он «хочет сохранить себя целым».
Он стал как тень. Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему.)

(СЛАЙД 7)
- Что сделал Данко для людей? Зачитать.
Какие художественные средства использует автор, чтобы показать
огромную любовь к людям, описывая сердце?
Градация – «оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца».
Повторы – пылало, ярко, факел, освещённый...
Перифраз – сердце – факел великой любви к людям, символ жертвенной любви.
Данко решил добыть свободу для людей своего племени. Освещая путь
вперед, он «сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду».

-Почему Данко берет на себя ответственность за людей?
Потому что «он лучший из всех» и верит в торжество добра. Он
ответственен за свои поступки.
- В чем заключается отличие двух противоположных позиций? Предлагаю выполнить следующую работу (можно по группам) Работая с легендой, выпишите слова, словосочетания, небольшие предложения, которые характеризуют особенности этих двух противоположных «лагерей» (поведение, внешний вид, действия и пр.) (Составление таблицы)
Данко
люди

«красивые – всегда смелы»
«в очах светилось много силы и живого огня»
«обладал мужеством вести»
«любил людей»
«огонь желания спасти их»
«сердце как факел»
«гордый смельчак»
..
Маленькие
Утомленные
«стыдно сознаться в бессилии»
Усталые и злые
«стадо овец»
Звери
.

 Вывод: именно такие люди, как Данко, способны на героический поступок, не жалея собственной жизни, во благо других. А люди? Способны ли они на самоотверженные действия?
-Какие чувства испытывал Данко?
1. В его сердце кипело негодование: «Вы только шли».
2. Но от жалости к людям оно погасло: «Вы шли как стадо овец»;
3. Вспыхнуло огнём желания спасти их.
Он простил им их грех.

-Можно ли назвать Данко героем? Обращаемся к эпиграфу. Правильно ли поступил Данко, пожертвовав собственной жизнью ради других? 
Вывод: Данко – личность героическая. Героизм – это способность человека
совершать то, что другим не под силу.

- Обращаемся к эпиграфу. Можно ли поступок Данко считать подвигом?
(Ответы) (Да, ведь он жертвует собой, спасая людей).

- Какими качествами обладает человек, совершивший подвиг?
1. Мужеством, которое включает в себя 7 добродетелей:
- стойкость в беде и борьбе;
- духовную крепость;
- доблесть;
- храбрость;
- отвагу;
- спокойную смелость;
- терпение.
2. Убеждённостью в необходимости идти навстречу опасности;
3. Благородством;
4. Любовью к людям;
5. Способностью жертвовать собой во имя свободы и счастья других.


- В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах».
- Разумен или неразумен поступок Данко?
- В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?
(Ответы учащихся)
Физминутка.
КЛАСТЕР. В рассказе "Старуха Изергиль" А.М. Горького перед читателем предстают три философии жизни: (соотнести) а) Ларры – жить без людей и только для себя; б) старухи Изергиль – жить с людьми, но для себя; в) Данко – жить с людьми и для людей.

- Что же такое настоящий подвиг? В чем настоящее бессмертие человека?
(Заканчивая рассказ размышлением «о великих горящих сердцах», Горький пояснил, в чём заключается истинное бессмертие человека. Ларра оттолкнул от себя людей, и о нём напоминает лишь тёмная тень в степи. А о подвиге Данко сохранилась огненная память: перед грозой в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца).

- Как вы думаете, есть ли в жизни люди, подобные Данко? Приведите примеры.
(СЛАЙД 8)

- Расскажите о своих дедах и прадедах, воевавших во время Вов. Были ли они похожи на Данко?

(СЛАЙД 9)
-Как узнать, у кого из нас сердце Данко?
- Уверен ли ты, что в нашем обществе оценят подвиг Данко?
- Кого сегодня можно назвать героем?
- Кого больше в нашем обществе – похожих на Данко или на Ларру?

ЗАДАНИЕ ПРО ЗАПАС:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] С каким чувством умирает герой, чем оно вызвано? - Каким же должен быть человек, по мнению Горького, способный на подвиг во имя людей?      Герой М. Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремиться пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них. Однако подвиг Данко - его утверждение нового отношения к жизни, человеку - так по-настоящему и не был понят соплеменниками, забывшими о своём спасителе. Осторожный человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.     Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.      Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она замыслу Горького? Докажите.Конец формы
- Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос: Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

VІ Итог урока. Формулирование результатов решения проблемы (СЛАЙД 10) Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигам»? Как вы его понимаете? (Изергиль сама на своём веку встречала свободолюбивых и мужественных людей. И потому собственный жизненный опыт привёл её к знаменательным выводам: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Важен и второй вывод Изергиль: «Каждый сам себе судьба!»).
5. Рефлексия.
- На столе у вас сердца. Поднимите их выше те, кто загорелся жаждой подвига, кого не оставил равнодушным урок и кто, подобно Данко, захотел осветить своим сердцем других.
-Я желаю, чтоб каждый из вас нашел в себе силы и желание быть полезным людям, обществу и тем самым зажег факел, освещающий путь другим, в своей душе и достойно пронес его по жизненному пути.

- А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. (СЛАЙД 11) К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению.


Учитель: Я хочу закончить наши размышления словами Б. Шоу:
«Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал
человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче,
прежде чем передать грядущим поколениям»






























МБОУ СОШ № 2



Открытый
урок литературы в 7 в классе
по теме
“В жизни всегда есть место подвигу”
(по рассказу М. Горького
«Старуха Изергиль»)




Учитель: Зеленкина Л. Н.








Март 2013 г.
Заголовок 115