Логопедическая неделя в школе как нетрадиционная форма коррекционной работы во внеурочной деятельности



Логопедическая работа в условиях начальной школы должна строиться с учётом особенностей ,возможностей и развития учащихся . Наряду с традиционными формами проведения занятий, коррекцию можно проводить и в нетрадиционной форме(во внеурочной деятельности).
В условиях внедрения в начальное образование Федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья задача совершенствования социального воспитания и развития креативных способностей детей и подростков является одной из приоритетных. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Управлять воспитательным процессом значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.
Проблемы взаимодействия внеклассной работы с учебным и воспитательным процессом широко освещены в работах известных отечественных ученых и педагогов-практиков, таких как А.Г. Харчев, П.Н. Мальковская, В.Г. Немировский, Т.Н. Калечиц, Л.Е. Никитина и др.
Успеху внеурочной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
Форм внеклассной работы огромное количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. По мнению большинства ученых и педагогов-практиков, наиболее распространенными формами внеклассной работы могут быть индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте.
Формы массовой работы, как правило, наиболее распространены в общеобразовательных учреждениях. Они рассчитаны на одновременный охват многих обучающихся, им свойственны красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей и подростков. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся.
Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Доказано, что речевое общение осуществляется по законам данного языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Уровень владения русским языком у детей с билингвизмом различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.
Для преодоления таких трудностей коррекционная работа основывается на совместной работе всех участников образовательного процесса, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Для двуязычных детей русский язык – это как иностранный. А для детей с умственной отсталостью – это еще сложнее. Речевые навыки нужно развивать и на русском языке. Во время уроков учащиеся чувствуют себя скованно, не могут полностью раскрыть себя. Во внеурочной деятельности они чувствуют себя раскованно, даже неуспешный ученик в классе может показать себя как хороший артист.
Исходя из выше сказанного, перед учителями и специалистами выдвинуты основные задачи коррекционной работы:
обогащать и уточнять словарный запас детей ;
формировать навыки словообразования и словоизменения;
учить произносить слова различной слоговой сложности языке;
обучать правильному согласованию различных частей речи ;
отрабатывать понимание пространственного значения предлогов ;
обучать правильному грамматическому оформлению предложений ;
учить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи ;
воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.
Как уже было сказано ранее, для успешного решения данных задач огромную роль играет внеклассная работа. На протяжении многих лет как итоговое занятие в конце учебного года учителем – логопедом проводились логопедические утренники на различную тематику. Сценарии для утренников приходится разрабатывать самим.
Мы понимаем, что в коррекционной работе целесообразно использовать разные виды терапии.;
- самостоятельность - от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
- творчество – от подражания взрослому в действии и выразительном слове
к совместному составлению словесных описаний по пантомимическим этюдам, темпоритма, музыкальной композиции;
- эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
- произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимание образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
- связную речь – от продолжения фраз взрослого в рассуждениях о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит - формирование нравственного, эмоционального и волевого компонентов.
Одной из новых форм нашей работы является ежегодное проведение “Логопедической недели”, которая проводится в последней учебной четверти (март-апрель).
При её проведении решаются следующие задачи:
закрепление знаний, полученные за год обучения;
развитие познавательных и психических процессов;
создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
осуществление взаимосвязи в работе педагогов.
Поскольку, в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта. Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. 

С 04.04.2016 по 8.04.2016в рамках «Логопедической недели» в нашей школе были проведены: конкурс сочинений« Если бы я был волшебником» для начальных классов, конкурс совместного творчества учеников с родителями. Это сочинение стихотворения в предверии «Дня Космонавтики». После проведения этого конкурса , была создана «Поэтическая тетрадь»куда вошли все стихи созданные учениками в совместной деятельности с родителями. Так же был проведен конкурс чтецов « Марсианские стихи»,конкурс на лучшую эмблему школьного логопункта, после чего была создана выставка эмблем и определены победители в различных конкурсах.
Примечательным моментом нынешней «Недели», мы считаем, проведение тестовых заданий .В тестовых заданиях участвовали все дети, посещающие логопункт в течение учебного года. Как правило, на олимпиадах и викторинах школьного или муниципального уровня по русскому и родному языку эти дети не участвуют, так как у них отмечаются грубые и стойкие нарушения письменной и устной речи. А на тестовых занятиях у них появилась возможность самовыразиться и занять призовые места. Это, считаем мы, является высоким показателем логопедической коррекции.
Целью « Логопедической недели» в нашей школе являлось повышение интереса к логопедическим занятиям.
Задачи: развитие коммуникативных способностей учащихся, развитие познавательных и психических процессов, пропаганда логопедических знаний среди педагогов.
Неделя по логопедии проводилась начальной школе так же с целью привлечения интереса младших школьников к звучащей стороне родного языка, расширения кругозора детей в области словесности, развития творческих способностей и воспитания умения выполнять предложенные логопедом задания точно в срок. Для каждого класса были приготовлены разного уровня задания, которые ежедневно менялись. Ученики могли выполнять задания во время внеурочной деятельности, опуская свои ответы в специальные конверты (для каждого класса свой).
В конце каждого дня учитель –логопед проверяла ответы и подсчитывала баллы индивидуально для каждого ученика, утром задания менялись на новые и так до конца недели.
Во всех мероприятиях ребята активно проявляли все свои знания, полученные на уроках и логопедических занятиях. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышают мотивацию и интерес к чтению. 
Итоги и выводы:
Положительным и важным на мероприятии было то, что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.
Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.
Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках  по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись,  и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники и победители в конкурсах были награждены грамотами за активное участие и победу.
Для всех классов был проведён конкурс на лучшую эмблему школьного логопункта и конкурс сочинений для 3-4 классов «Если был бы я волшебник..»
В этих конкурсах приняло большое количество участников.
Во всех мероприятиях ребята активно проявляли все свои знания, полученные на уроках и логопедических занятиях. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать свои знания и возможности для достижения хороших результатов, повышают мотивацию и интерес к чтению. 
Конкурс « Марсианские стихи»
Цель: развитие техники чтения учащихся 3-4 классов, без принуждения, на основе развития интереса к чтению.
Задачи:
1. Обучать приемам быстрого и правильного чтения.
2.Развивать слуховую и зрительную памяти, навыки воображения и восприятия, внимания.
3. Формировать умения правильно и осознанно читать.
4. Развивать логическое мышление, речь.
5.Формировать устойчивый интерес к чтению.
Предполагаемые результаты работы:
1.Повышение техники чтения.
2.Повышение зрительной и слуховой памяти.
3. Улучшение разговорной речи.
Конкурс сочинений на тему « Если был бы я Волшебник»
Цели и задачи:  развитие письменного творчества.
Образовательные задачи:
учить передавать свои впечатления ;
формировать у детей стремление использовать в высказываниях различные типы предложений (простые и сложные, раскрывая содержание продолжаем ;
учить отбирать содержание в соответствии с выбранной темой;
формировать у детей связной речи типа рассуждения;
Развивающие задачи:
развивать умение составлять творческие рассказы на предложенную тему: «Если был бы я Волшебник» сочинение фантастического содержания»;
совершенствовать творческое, логическое мышление, фантазию и воображение детей;
развивать умение находить причинно-следственные связи,
развивать письменную речь детей.

Конкурс написания стихотворения о космос в предверии «Дня Космонавтики»:
Цель: Воспитание таких нравственных качеств как патриотизм, гордость за свой народ и Родину.
Задачи:
( Привлечение внимания младших школьников к теме освоения космоса.
( Выявление наиболее способных, литературно - одаренных участников конкурса.
(Предоставление возможности творческого самовыражения.

Детям было предложено попробовать свои силы в сочинении стихов ( в данной работе приветствовалось участие родителей) и принять участие в конкурсе «Поэтическая тетрадь». Поскольку неделя была проведена в начале апреля, то в предверии « Дня Космонавтики», нужно было сочинить стихотворение вместе с родителями , посвященное космосу .Оформить на листе бумаги форматом А4.
Конкурс « Эмблема школьного логопункта»
Цель: разработка эмблемы для дальнейшего использования ее в качестве символики школьного логопедического пункта.
Задачи: - дать возможность учащимся, участвуя в конкурсе, ощутить себя частью большого школьного коллектива, осознать свою личную значимость для школы, развитие творческих способностей, познавательного интереса учащихся
ИТОГИ: 
Положительным и важным в проведении « Логопедической недели» было то , что все упражнения и задания были подобраны в зоне ближайшего развития детей, активизированы все психические процессы, задействованы все анализаторы, а разнообразные задания способствовали не только смене видов деятельности, но поддержанию интереса в течение всего мероприятия.
Поставленные цели и задачи были полностью реализованы, все дети были активны на протяжении всей недели. Проведенные мероприятия соответствовали возрастным особенностям учащихся. Для проведения мероприятий использовалась ИКТ-технология, что придавало мероприятиям эстетичность, красочность и наглядность.
Во всех мероприятиях ребята активно проявляли и использовали все свои знания, полученные на логопедических занятиях, а также на уроках  по русскому языку и чтению. Со всеми заданиями ребята справлялись,  и были готовы к новым более сложным испытаниям. По итогам проведения предметной недели активные участники и победители в конкурсах были награждены грамотами за активное участие и победу.
Проведение "Логопедической недели” активизирует начальные классы, сближает ребят и взрослых, даёт эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы важна для детей и педагогов. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказаться, развитию интеллектуальных и артистических способностей ребят, развитию любознательности, сплочению коллектива, и вызывает интерес к обучению. Помогает выявлять детей нуждающихся в помощи школьного логопеда.
Каждый год план «Логопедической недели» должен меняться и совершенствоваться, что способствует повышению интереса у детей и педагогов.
Деятельность детей должна быть организована по принципу «рядом», т.е чтобы они не взаимодействовали друг с другом, а каждый осуществлял одну и ту же деятельность самостоятельно. Воздействие логопедом должна происходить на каждого ребенка одновременно.
Выводы:
Участие учащихся на мероприятиях «Логопедической недели», предоставляет им возможность для самореализации, проявления своих творческих способностей и самостоятельности. При ее проведении решаются следующие задачи:
закрепление знаний, полученных за год обучения;
развитие познавательных и психических процессов;
создание условий для эмоционально-личностного благополучия детей;
осуществление взаимосвязи в работе логопеда, педагогов школы и родителей.
Проведение «Логопедической недели» активизирует всю начальную школу, сближает ребят и взрослых, дает эмоциональный настрой для обучения. Такая нетрадиционная форма работы, считаем мы, важна для учащихся нашей школы. Она способствует проявлению чувств, возможности свободно и открыто высказываться, развитию познавательных и артистических способностей воспитанников, развитию любознательности, сплочению коллектива и вызывает интерес к обучению.





















" Логопедическая неделя в начальной школе, как нетрадиционная форма коррекционной работы во внеурочной деятельности.»


Выполнила
учитель- логопед МОУ
« СОШ « Свердловский ЦО»
Маханова Наталья Александровна

Май 2016 год





Рисунок 1C:\Documents and Settings\Natasha\Рабочий стол\логопедическая неделя\1319689846_moy-pervyy-klass.jpgVђ Заголовок 115