Консультация для педагогов ДОУ на тему Игровые обучающие ситуации, как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками


Игровые обучающие ситуации,
как нетрадиционная форма речевой работы с дошкольниками
Мир ребенка, как и взрослый мир, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. Чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, во-первых, можно отнести обогащение детей впечатлениями об окружающем мире, во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.); в-третьих, активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
Освоение мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношений к жизни происходит у детей дошкольного возраста в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.
Для развития полноценного игрового общения можно использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС). Известно четыре вида таких ситуаций: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы и ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Ситуации-упражнения, где ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.
Ситуации-оценки предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его.
ИОС сама по себе, без конкретного содержания, специально вносимого в нее педагогом, не формирует положительные качества и знания детей.
Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.
Разрабатывая и внедряя сценарии активизирующего общения, возможно решать важные задачи – коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности.
В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике «золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже и не догадывались». Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.
Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.
Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.