В чём я вижу смысл работы учителя-словесника


ЭССЕ
В чём я вижу смысл работы учителя-словесника?
В старании сохранить все то, что дано ребенку при рождении и поддержании его потенциальных возможностей.
Современные дети - это уже не чистый лист, на который учителем наносится знания. Сегодня к ним отовсюду поступает информация. Но в тоже время изобилие информации зачастую не приводим к системности знаний.
Возникает проблема: как подготовить ученика, умеющего находить и извлекать из обилия информации необходимую для него, причем проявлять при этом максимум самостоятельности.
Для остроты вопроса хочется сравнить две крайние позиции: молодые учителя активно используют современные информационные технологии, кажется, результат должен быть. Я же – работаю с мелом у доски, а мои ученики работают по тексту учебников, результаты работы налицо – 100 % качество сдачи ЕНТ.
Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Я задалась вопросом, как сделать так, чтобы ученики заговорили, чтобы я их увидела, а они меня услышали. Как сделать так, чтобы ученики заговорили языком прекрасных творений прозы и поэзии, языком информационных и научных текстов.
Ответы на эти вопросы подсказали сами ученики. Ученики от природы любопытны, часто говорят: «я сам», «я знаю», стараются самостоятельно добывать знания.
Одним из эффективных средств – в решении данных вопросов является работа по тексту как основной единицы обучения. Главная моя цель – научить учащихся правилам построения текста на примере текстовых фрагментов из классических произведений.
Вдумываясь в смысл текста, ученик сам выходит на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть средства он не сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но усвоит логику анализа: от содержания текста – к языковым средствам, которыми это содержание, усвоит, и по мере тренировки будет полнее и совершеннее анализировать предложенный текст. А это значит, что и свои тексты он будет строить всё лучше.
Я глубоко убеждена, что надо учиться у мастеров слова. Даровитый художник – всегда оригинал. Поэтому работая над текстом классиков, важно учить школьников быть очень внимательными к слову, и тогда мы учителя – словесники поможем овладеть языковой культурой.
Класс, в котором я проработала 7 лет, с 2002 – 2009 гг, отличались средним уровнем знаний, но детей связывала в классе дружба, отзывчивость по отношению друг другу, доброта к окружающим. Но у большинства не хватало словарного запаса, хотя ребята были творческие и активные. И последовательная и упорная работа с текстом, абстрактной лексикой позволили увеличить их словарный запас, они стали более раскованы в общении, т.к. работа с текстом – это прежде всего коммуникация, общение.