Обощение опыта работы учителя русского языка и литературы Макоевой Э.М.


ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №1 с.Чикола
Ирафского района
Макоева Э.М.
СОДЕРЖАНИЕ:
Основные вопросы и проблемы, решаемые на современном этапе развития общества.
Личностно ориентированное обучение
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Информационно - коммуникативные технологии.
Выводы.
Литература.
Основные вопросы и проблемы, решаемые на современном этапе развития общества.
«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»
На современном этапе развития общество предъявляет серьезные требования к качеству образования. Нужны инициативные творчески мыслящие личности, способные актуализировать свои потенциальные возможности и прогрессивно преобразовать общество.
Главная задача - создать условия для самореализации личности, сделать учащегося своим партнером в сложном процессе развития, обучения и воспитания.
Нужна новая парадигма (теоретическая модель) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. Повышая интерес к своему предмету, учитель не преподносит информацию в готовом виде, а занимает учащегося интенсивной мыслительной деятельностью. Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий, таких, как проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, исследовательская. В своей преподавательской деятельности я использую элементы личностно –ориентированного подхода, здоровьесберегающих и ИКТ.
Личностно ориентированное обучение
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей (отсюда происходит и название технологии). «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.
Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников, а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.
Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения у других учителей и собственной жизнедеятельности).
Задачи учителя при проведении личностно ориентированного урока:
Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно - неправильно»).
Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.
Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.
Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.
Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.
Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
Помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность.
Поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
Побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.
Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять возможности для естественного самовыражения ученика.
Критерииэффективностипроведения личностно ориентированного урока:
-использование проблемных творческих заданий;
-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и
форму работы;
-создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
-сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности;
-оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа
ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
-оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья.
Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Сейчас для ведения здорового образа жизни человеку надо прилагать определенные интеллектуально-волевые усилия, поскольку реальные условия жизни сейчас таковы, что естественным образом здоровый образ жизни не складывается. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, школа на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Информационно - коммуникативные технологии.
В «Проекте современной модели образовании, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики и описывающей стратегию развития системы образования до 2020 года» написано: «Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получающих поддержку в рамках НПО, показывает, что владение ИКТ, умение заботиться о своём здоровье, вступать в кумманикацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций современного человека:
1. Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
2. Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
3. Самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
4. Самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)».
Таким образом главной целью филологического образования является достижение нового качества общеобразовательной подготовки школьников.
Не секрет, что интерес учеников к изучению русского языка языка и литературы снижается. Одной из причин подобной ситуации является несоответствие объёма информации, которую ребёнок должен освоить, и отводимым для этого временем в рамках школьного урока.
Ещё одну серьёзную причину снижения интереса учащихся к изучению русского языка и литературы автор опыта видит в преобладании репродуктивных заданий в большинстве учебников. Может ли подобная ситуация способствовать развитию творческой личности?
Таким образом, возникает противоречие между традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний и необходимостью применять новые средства и методы для повышения уровня развития творческого начала личности школьника.
Помочь в разрешении данного противоречия может внедрение информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы – это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность учащихся.
Сам факт проведения урока русского языка в кабинете, оснащённом компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребёнок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Вырастает интерес ученика к предмету русского языка. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки профессионального общения.
Я убеждена, что задача каждого учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку, литературе я активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.
Основная цель – создание на уроках русского языка и литературы условий для развития творческой личности учащихся в результате внедрения информационных технологий.
Ставлю перед собой следующие задачи:
В рамках урока помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, то есть поставить и достичь своих учебных целей.
Чтобы учащиеся не только усвоили программу, но и приобрели умение сознательно работать с предложенным материалом.
Использовать компьютер в качестве средства для развития личности учащихся, для повышения эффективности процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самореализации.
Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, во внеклассной работе по русскому языку и литературе.
С какой целью я применяю компьютер на  уроках? 
   Во-первых, для того, чтобы решать  практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;- обогащение словарного запаса;- овладение нормами литературного языка;- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
  Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает  или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
 В-третьих, применение информационных технологий позволяетформировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и  учебные компьютерные программы по русскому языку
Одним из преимуществ использования новых информационных технологий является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Информационные технологии можно использовать для всех типов уроков:
изучение новых знаний и формирование новых умений;
практического применения знаний, умений;
обобщения и систематизации изученного;
контроля и коррекции знаний, умений;
комбинированные (смешанные);
Используя компьютер, мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
- на зрительное восприятие;
- вставку букв;
- постановку знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов.
Приведём примеры использования ИКТ на уроках русского языка.
Мультимедийные презентации.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке .2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  
Презентации можно использовать на любом этапе урока:
На этапе объяснении нового материала
На этапе закрепления
На этапе повторении, когда надо за короткий промежуток времени воспроизвести теоретический материал
На этапе контроля .Тестирующие программы со справочным материалом не только являются средством проверки знаний, умений и навыков учащихся, но и помогают быстро и эффективно восполнить пробелы в знаниях. Например, компьютерная программа «Фраза» имеет диагностические тесты по всем разделам, а также систему обучающих упражнений, заданий, контрольных диктантов. Обучающие упражнения сопровождаются справочным теоретическим материалом, научная база которых соответствует школьной программе и требованиям ЕГЭ.
Интерактивные таблицы.
Использование интерактивных таблиц позволяет, с одной стороны, реализовать системный подход в обучении русскому языку, а с другой – активизировать внимание и мышление учащихся на уроке. Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Если научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы, то этим самым они научатся овладевать описательным материалом на основе его прогнозирования. Им остается сравнивать результаты своего прогностического описания с теми данными, которые изложены в учебниках, и в случае ошибок вносить соответствующие поправки и коррективы.
Электронные учебники - это средство обучения на компьютерном диске, хранящем и представляющем аудио-, видео-, текстовую и графическую информацию. Он рассчитан на самостоятельную работу с компьютером в интерактивном режиме. На компьютер возлагаются функции учителя по управлению, обучению и контролю на всех этапах, т.е. он играет роль, по определению Пашковой Г.И., «электронного учителя». «Электронный учитель» осуществляет индивидуально с учеником актуализацию знаний, формирование новых понятий и способов действий, а также их применения. Учитель выступает в роли консультанта и управляющего. Ученик работает с рекомендуемым учителем электронным пособием. При этом обучающийся сам выбирает способ и темп освоения изучаемого материала. С помощью электронного пособия учитель контролирует каждого обучаемого: следит за степенью выполнения задания, выявляет затруднения, затем консультирует индивидуально каждого учащегося, отвечает на вопросы, диагностирует причины возникающих затруднений, дает рекомендации, помогает определить путь решения проблемы.
Таким образом, компьютер как средство обучения вносит изменения не только в содержание, методы обучения, но и создаёт новые формы учебного процесса.
Яркими, интересными, запоминающимися становятся и уроки литературы с применением компьютера.
Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством иллюстративного материала к учебникам и низким его качеством считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе PowerPoint.
Презентации применяю при рассказе о биографии писателей , при виртуальных экскурсиях по литературным местам , при проведении тестирования на знания текстов литературных произведений .
Используя отдельные «изюминки» различного рода электронной продукции, демонстрирую учащимся видеоролики по теме, показываю фрагменты фильмов. Звуковые файлы помогают познакомиться с вариантом авторского прочтения стихотворения или с декламацией произведения в исполнении известного актёра . Такой иллюстративный компьютерный материал со временем выстраивается системно, являясь хорошим подспорьем в дальнейшей работе, как самому педагогу, так и для других коллег – словесников.
Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». В своей педагогической деятельности я стараюсь использовать прием яркого эмоционального начала урока. Такой используемый прием на уроке литературы развивает эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость учащихся.
Таким образом, на уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.
Использование ИКТ во внеклассной работе
left0
Дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы дают возможность проявить себя каждому школьнику, в отличие от традиционной предметной олимпиады, в которой принимает участие лишь небольшой круг детей, имеющих "отлично" по предмету. Нестандартные творческие задания позволяют ученикам с разным уровнем обученности проявить фантазию, творчество, смекалку.
Уже который год мои ученики участвуют в Интернет-олимпиаде «Русский медвежонок» по русскому языку.
Широко используются ИКТ и на различных этапах проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Уже неоднократно доказано, что метод проектов позволяет школьникам проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой. Школьник сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником (просто выполнив очередное упражнение), или обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, электронным ресурсам). Ребята анализируют, сравнивают, выбирая самое важное и занимательное.
Педагогические функции средств ИКТ позволяют сделать предположение, что они могут использоваться в ходе проектной деятельности школьников в качестве:
источника информации;
средства коммуникации;
средства обработки результатов эксперимента;
средства представления результатов исследования.
Так, информационные технологии открывают широкий доступ к огромным ресурсам электронных библиотек, различных специализированных сайтов и систем мультимедиа.
Незаменимы стали ИКТ при подготовке классных часов и внеклассных мероприятий по предмету.
Можно сделать вывод, что использование ИКТ на уроках и во внеклассной работе   дает высокие результаты:  
развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с  изучаемым материалом.
Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Заключение
Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках позволяет перейти от учения, как процесса запоминания, к самостоятельной познавательной активности, к дифференцированному обучению, серьезной мотивации деятельности при решении практических задач, стимулирует учащихся к непрерывному саморазвитию. Происходит развитие и формирование таких качеств личности как умение делать выбор, умение принимать самостоятельное решение, нестандартность мышления. В целом они позволяют повысить качество обучения, создать условия для системного логического мышления у будущих выпускников и специалистов.
Cписок литературы.
1. Г. К. Селевко. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М. 2005г.
2. В. В. Гузеев. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2004г.
3. Г. К. Селевко. Технологии развивающего образования. М. 2005г.
4. Г.К. Селевко. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М. 2005г.
5. Г.П. Соколова. Уроки русского языка и словесности. М.2003г.
6. Т.О. Скиргайло. Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров.М.2004г.
7. С.И. Львова, И.П. Цыбулько. Настольная книга учителя русского языка. М.2007г.