Патриотическое воспитание учащихся Обощение опыта


Актуальность
Социальный мир XXI века, в который вступает Россия, требует своего собственного осмысления, связанного со сменой вектора общественного развития, норм и ценностей, уклада жизни. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе, особенно среди молодежи, явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. После потери былых идеологических опор, для значительной части молодежи характерна потеря мировоззренческих и нравственных ориентиров, отсутствие четкой системы ценностей. Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность современного российского общества и его будущего..
Развитие цивилизационного, гуманного, гражданского общества невозможно без формирования патриотизма на основе знания истории своего Отечества, развития социальной активности подрастающего поколения.
В последние годы внимание российского общества все больше концентрируется на проблеме формирования мировоззренческих, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения. Многочисленные социологические исследования показывают, что у значительной части населения произошла деформация такого глубокого нравственно-патриотического качества, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, к своему народу, к России. Общепризнанные ценности великой отечественной культуры, как народной, так и классической, вытесняются схематизированными стереотипами массовой культуры, ориентированной на западный образец жизни в примитивно-облегченном его восприятии. В качестве «героя нашего времени» и примера для подражания представлен «негативный лидер», добивающийся успеха любой ценой. Ему присущи агрессия, цинизм, эгоистичность, примитивность.
Формирование патриотизма нами осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм в условиях внеурочной деятельности путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей-патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравствен­ную значимость личности. Основными направлениями патриотического воспитания являются: духовно-нравственное, военно-патриотическое, краеведческое и гражданское.
Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества. Таковыми были дела и поступки, помыслы великих сынов и дочерей России Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Первого, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Николая Пирогова, Александра Пушкина, Екатерины Дашковой, Льва Толстого, Дмитрия Менделеева, Константина Ушинского, Контантина Циолковского, Николая Островского, Антона Макаренко, Михаила Шолохова, Константина Жукова, Ивана Кожедуба, Дмитрия Карбышева, Александра Матросова, Олега Кошевого, Сергея Королева, Василия Сухомлинского, Андрея Сахарова, Мустая Карима, Расула Гамзатова, Юрия Гагарина, Андрияна Николаева, Владимира Куца, Виктора Чукарина, Ирины Родниной, и многих патриотов нашей страны, оставивших заметный след в истории нашей многонациональной Родины. Все они являются примером верного служения Отчизне, а для учащихся - примером для подражания,.

Основные цели и задачи работы:
Цель: формирование ценностного отношения к своему Отечеству, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветания России и готовности к её защите.
Задачи:
объединение учителей и учащихся в единое творческое коммуникационное пространство для формирования патриотизма и гражданской солидарности;
создание условий для гармоничного развития личности, знающей историю России, чтящей её прошлое, берегущей традиции Отечества, активно участвующей в созидательной деятельности на благо своей Родины;
формирование чувства гордости за свою страну, основ российской гражданской идентичности;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций личности.

















Результаты анкетирования учащихся (сентябрь 2012 г):

Всего было опрошено 150 учащихся 5-11 классов (опрос проводился по желанию)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Учащимся на выбор были предложены разнообразные формы организации работ по патриотическому воспитанию (допускалась возможность выбора нескольких форм одним респондентом – не более трёх). По результатам опроса были определены наиболее перспективные и востребованные формы, определены мероприятия.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
План работы на 2012-2013 учебный год

№ п/п
Мероприятие
Дата
проведения
Результат

1
Сбор творческой группы (учащиеся и педагоги СШ №35)
Сентябрь
Скоординирован подробный план работ, определены ответственные

2
Проведение анкетирования учащихся и обработка результатов (для определения перспективных форм работы)
Сентябрь - октябрь
Опрошено не менее 150 человек (разные классы)


Концерт ко дню окончания II Мировой войны «День мира»
Сентябрь
Мероприятие для жителей посёлка (200 зрителей)

3
Подготовка и проведение литературного праздника, посвященного жизни и творчеству Н.А. Некрасова
Декабрь
конкурс рисунков и иллюстраций;
конкурс стихотворений собственного сочинения;
конкурс инсценировок;
мероприятия с библиотекой №5 пос. Угловое

4
Литературно-музыкальный спектакль «И снова о любви»
Апрель
Реализован творческий межшкольный проект

5
Проведение анкетирования учащихся (для отслеживания качественных изменений в ходе деятельности по проекту)
Май
Опрошено не менее 150 человек (разные классы)


















Литературный праздник, посвящённый творчеству
Н. Некрасова
(декабрист и жена)










Изготовление костюмов
и декораций

Музыкальный спектакль
«И снова
о любви»
Нико Пиросмани и актриса (Миллион алых роз)





Ромео и Джульетта





План работы на 2013-2014 учебный год

№ п/п
Мероприятие
Дата
проведения
Результат

1
Сбор творческой рабочей группы
Сентябрь
Скоординирован подробный план работ, определены ответственные

2
Проведение мероприятий, посвящённых Дню пос. Угловое (совместно со школой искусств пос. Угловое, Домом офицеров, творческих коллективов г. Артёма)
Сентябрь
Мероприятия для жителей посёлка Угловое

3
Просмотр фильмов патриотического содержания с последующим обсуждением
Ноябрь-февраль
Показаны фильмы: «Андрей Рублёв», «Офицеры», «Баллада о солдате»

4
Литературный праздник, посвящённый жизни и творчеству Н.В. Гоголя (205 лет со дня рождения)
Март
конкурс творческих работ;
конкурс презентаций;
конкурс стенгазет;
викторина;
литературно-музыкальная композиция

5
Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасённый» ко дню Победы советского народа в ВОВ
Май
Общественно-значимое мероприятие для посёлка

6
Проведение экспедиции в одно из исторических мест Приморья
Май
20 участников, экспедиция 6 дней


























Спектакль «За себя и за того парня»





















Литературный праздник, посвящённый жизни и творчеству
М.Ю. Лермонтова


План работы на 2014-2015 учебный год

№ п/п
Мероприятие
Дата
проведения
Результат

1
Сбор рабочей группы проекта (учащиеся и педагоги СШ №35)
Сентябрь
Скоординирован подробный план работ, определены ответственные

2
Проведение анкетирования жителей посёлка и школьников (для определения перспективных направлений и форм работы)
Сентябрь
Опрошены все ученики школы №35 (5-11 кл)

3
Литературный праздник, посвящённый жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова (200 лет со дня рождения)
Октябрь
конкурс творческих работ;
конкурс презентаций;
конкурс стенгазет;
викторина;
литературно-музыкальная композиция

4
Изготовление наглядности для формирования образовательной среды
Ноябрь
Разработаны баннеры: 1. Россия в космосе – Гагарин, Циолковский
2. Александр Невский, князь Владимир 3. Сталин, Жуков
4. Кутузов, Суворов, Уша-ков

5
Показ фильмов патриотического содержания
Апрель
Показан фильм: «Гагарин. Первый в космосе»,

6
Организация творческих мероприятий для вовлечения учащихся в творческую и исследовательскую деятельность
Ноябрь-март
Творческие конкурсы

7
Спектакль «За себя и за того парня» ко дню Победы советского народа в ВОВ
Май
3 спектакля для учащихся, жителей посёлка

8
Проведение комплексной экспедиции в одно из исторических мест Приморья (г. Облачная)
Август
25 участников, экспедиция 8 дней






















Восхождение на г. Пидан (акция на День Победы)


















Проведение концерта для жителей посёлка Угловое 2 сентября (окончание II мировой войны) «Хотят ли русские войны»






План работы на 2015-2016 учебный год

№ п/п
Мероприятие
Дата
проведения
Результат

1
Сбор рабочей группы проекта (учащиеся и педагоги СШ №35)
Сентябрь
Скоординирован подробный план работ, определены ответственные

2
Проведение концерта для жителей посёлка Угловое 2 сентября (окончание II мировой войны) «Хотят ли русские войны»
Сентябрь
Не менее 300 зрителей. Мероприятие проведено силами творческих коллективов АГО

3
Проведение акции «Воспоминания о будущем!» в память об окончании II мировой войны
Сентябрь
В мероприятии приняло участие не менее 200 человек

4
Изготовление наглядности для формирования образовательной среды
Ноябрь-декабрь
Разработка баннеров: 6. Достоевский, Толстой; 7. Пушкин, Лермонтов, Рубцов

5
Организация творческих мероприятий для вовлечения учащихся в творческую и исследовательскую деятельность
Ноябрь-декабрь
Творческие конкурсы


Литературный праздник, посвящённый жизни и творчеству К. Симонова (100 лет со дня рождения)
Октябрь
конкурс творческих работ;
конкурс презентаций;
конкурс стенгазет;
викторина;
литературно-музыкальная композиция

6
Изготовление наглядности для формирования образовательной среды
Январь-май
Разработаны баннеры: 8. Ломоносов, Капица, Попов, Ландау;
9. Глинка, Рахманинов, Чайковский; 10. Пётр I и Екатерина II; 11. Серафим Саровский, Нестор летописец, Карамзин; 12. Россия многонациональная

7
Организация творческих и памятных мероприятий для учащихся
Январь-май
Творческие конкурсы по тематике проекта (Великие люди и великие вехи России)

8
Восхождение на г. Пидан (акция на День Победы)
Май
30 участников, экспедиция 3 дня


Ожидаемые результаты:
воспитание гражданственности, патриотизма;
повышение интереса к истории Отечества;
формирование, сохранение и развитие чувства гордости за свой посёлок, город, край, страну;
активизация участия учащихся и педагогов в работе по гражданско-патриотическому воспитанию
возрастание значения моральных ценностей у молодёжи;

Вывешивание баннера на фасаде родной школы «На нас смотрит наше будущее – сделаем его лучше!»

Заключение:
Становится все более очевидным, что именно высокая патриотическая идея, идея государственности и есть тот каркас, то основание, на котором только и может выстраиваться духовность современного российского общества и его будущего. Социальная дифференциация в обществе отводит каждому гражданину свое место в социальной жизни: один производит материальные ценности, другой посвящает себя воспитанию и образованию подрастающего поколения, третий творчеству в области науки, культуры, четвертый задействован в управлении государством.
В связи с этим, основанием миссии человека в окружающем его мире можно считать патриотизм, как основу и вектор созидательной деятельности, которая включает в себя гордость и верность традициям и культуре своего народа, деятельность, направленную на экономическое процветание Отечества благодаря личному вкладу каждого человека.









13PAGE 141115


13PAGE \* MERGEFORMAT141115