Обощение опыта Воспитание культуры здоровья посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс младших школьников

Отдел образования управления образования,
культуры, молодежной политики и спорта
администрации Красненского района


Воспитание культуры здоровья посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс младших школьников




Автор опыта:
Затонских Нелли Леонидовна,
учитель начальных классов
МОУ «Новоуколовская средняя
общеобразовательная школа»






Красненский район
2010 год


Содержание:


Информация об опыте . 3

Технология опыта 7

Результативность опыта .15

Библиографический список .. 18

Приложение к опыту .. 19















Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. Педагогический коллектив работает над методической проблемой «?». Концепция Модернизации Российского Образования в числе приоритетных задач школы ставит сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Несмотря на целенаправленную работу по обеспечению качества образования, созданию условий по сохранению здоровья учащихся, всё-таки отмечается тенденция ухудшения здоровья детей. Возможно, в современных системах воспитания и обучения не отводится подобающего места тому, чтобы с детства последовательно учить человека умению оценивать состояние своего здоровья. Ребенка не учат умению  «прислушиваться»   к состоянию своего организма, понимать посылаемые им сигналы тревоги, описывать свое физическое и психическое состояние и уж тем более не учат своевременно предпринимать соответствующие меры. Налицо противоречие между потребностью современного общества в личности, способной к осознанию ценности своего здоровья, обладающей здоровыми жизненными навыками и стихийным, бессистемным формированием культуры здоровья в процессе сотрудничества педагогов и родителей в условиях школы.
А ведь именно культура здоровья личности является важнейшей качественной характеристикой уровня развития, способом и мерой реализации сущности сил, способностей; она предстает в процессе воспитания как преемственное освоение различных сфер жизнедеятельности, что возможно лишь при развитии ее социальной активности. При этом формируется не только потребность в тех или иных видах активности, но и умение их реализовать, что является одним из основных направлений становления культуры современной конкурентоспособной личности.
Негуманистическая ориентация общества, экономический кризис, отсутствие продуманной экологической политики, нравственный дискомфорт и череда стрессов привели подрастающее поколение, как отмечают исследователи, к уходу в виртуальный мир - в мир алкоголизма, наркомании, асоциальности во всех ее проявлениях. О здоровье подрастающего поколения, в абсолютном его понимании, говорить не приходится. Нарастающий информационный поток и, как следствие, интенсификация образования и обучения детей еще больше обострили проблему здоровья, его сохранности и укрепления. Согласно исследованиям (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.) ведущими среди причин, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья детей, являются: неправильный образ жизни, выражающийся в гиподинамии, чрезмерной учебной нагрузке, неправильном питании, а также отсутствие знаний о здоровье и здоровом образе жизни у учащихся, педагогов и родителей. Исходя из вышесказанного, задача учителя обусловлена необходимостью пропаганды здорового образа жизни. В деятельности каждого классного руководителя приоритетным направлением должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий, сохранение и укрепление здоровья детей, создание здоровьесберегающего образовательного пространства.
Технология опыта Затонских Н.Л. встраивается в концепцию развития школы и является составной частью программы развития учащихся как личности. Она не изменяет содержания и режима деятельности в целом, находится в рамках требований к государственному образовательному стандарту.
Актуальность опыта
Еще на заре развития всеобуча было замечено, что школа может оказывать весьма неблагоприятное влияние на развития здоровья детей и подростков. В частности, Генрих Песталоцци в начале Х1Х века указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное “удушение” развития ребенка, в т.ч. “убийство” его здоровья. Постепенно в общественное сознание стали входить такие понятия как “школьная близорукость”, “школьные сколиозы”. В настоящее время мы уже имеем дело буквально с “эпидемией” школьных форм патологии. Существует множество программ во всеобуче, но ни одна из них не предусматривает сохранение и развитие здоровья ребенка как точку отсчета всего учебно-воспитательного процесса. Вместе с аттестатом зрелости каждый четвертый ребенок получает нарушение в работе сердечно-сосудистой системы, каждый третий - близорукость, нарушение осанки, заболевание брюшной полости и т.п. По данным статистики выяснилось, что на усталость жалуются 80% первоклассников, из-за чего только за 9 месяцев обучения у каждого четвертого ребенка врачи впервые отметили отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, а у некоторых под влиянием школы даже замедлился рост. Сам факт, что эти болезни начинаются уже с 1 класса, еще раз показывает, что они являются следствием школьной жизни. И весь комплекс этих заболеваний приобретен детьми за время учебы в школе (патология зрения, позвоночника, нервно-психической сферы, сердечно-сосудистой системы).
Обратим внимание на то, как сидят за столом наши дети, как они пишут. Согнувшись в крючок, и низко-низко склоняясь над тетрадью, они буквально носами водят по строчкам. Эта поза разрушительно действует на здоровье ребенка. В этих условиях поджато сердце и легкие, искривлен позвоночник, сильно напряжены многие системы мышц, зрение, сдавлены сосуды, питающие головной мозг, натянут шейный симпатический ствол и многое другое. Отсюда вся статистика заболеваний. У ребенка все закрепощено. Энергетический потенциал не реализуется. Не удалось принципиально поправить ситуацию ни разработкой все новых типов парт, ни улучшением освещенности. Опыт предлагает способы решения проблемы бессистемного формирования культуры здоровья детей посредствам внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. При этом формирование культуры здоровья рассматривается как неотъемлемая часть развития личности, целями деятельности которой должны стать:
-осознание ценности здоровья
- формирование мотиваций на повышение уровня здоровья
- овладение необходимыми двигательными навыками и умениями, современными способами оздоровления
-  формирование стиля жизни, обеспечивающее саморазвитие здоровья.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что именно в начальной школе важно научить ребенка осознать себя как часть природы и понимать ответственность перед обществом за сохранение своего здоровья. Огромную роль в решении этой задачи играет классный руководитель и педагоги, именно они в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Опыт отражает современный подход к формированию ЗОЖ у детей, предлагает комплексное воздействие на укрепление здоровья ребенка и рассматривает здоровье, как состояние физического, психического и социального благополучия. Положительной чертой опыта является сочетание принципов научности, доступности, интегративности с позитивным опытом педагогов.
Длительность работы над опытом
Над данной проблемой Затонских Н.Л. работает 3 года.
Диапазон опыта
Диапазон опыта по данной проблеме может быть применен как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности классного руководителя.




Новизна опыта
Новизна опыта состоит в комбинировании двух групп здоровьесберегающих методов: специфических (характерных только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогических (применяемых во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.
Теоретическая база опыта
Теоретической базой опыта стали основные положения отечественной психологии о высокой восприимчивости детей младшего школьного возраста к социально-педагогическим воздействиям (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), философские, психологические и педагогические теории отношений (А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев, И.Ф. Харламов, Л.В. Занков), теоретические концепции ценностей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, О.Г. Дробницкий, Я.М. Архангельский). Диагностическую и методологическую базу опыта составили методики С.Е. Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой, опыт учителей-практиков, опубликованный в научно – методическом журнале «Начальная школа».
Изучение опытных экспериментов В.Ф.Базарного и Э.Я. Оладо, результаты которых явились основанием для рекомендаций внедрения в учебно-воспитательный процесс методики периодически меняющихся динамических поз (В.Ф. Базарный,1981г.)
Публикация В.Ф.Базарного «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде» с подробным описанием применения методик сенсорно-координатных и офтальмологических тренажей, теория «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий. Разработки В. Ф. Базарного признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.






Раздел II.
Технология опыта
Постановка целей и задач педагогической деятельности
Целью своей работы Затонских Н.Л. считает воспитание культуры здоровья путем реализации здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию через содержание и методику преподавания. Поставленная задача решается по двум основным направлениям: информационно-обучающая деятельность по проблемам здоровья и внедрение в педагогическую практику методов, форм и приемов, направленных на предупреждение переутомления учащихся, нарушений осанки, зрения. Информационно-обучающая деятельность учителя включает в себя обучение учащихся грамотной заботе о своем здоровье, формирование культуры здоровья, мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Поэтому цель - здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому одной из задач, которые ставит автор опыта - научить ребёнка заботиться о своем здоровье, чтобы эта забота стала привычкой, а не обязанностью, что для школьника предусматривает:
- знание правил личной гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются  в особой защите;
- знание способов и приемов здоровьесбережения.
Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с СанПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.






Организация учебно-воспитательного процесса

Продумывая систему занятий, первоначально учитель определяет, что является фундаментом нездоровья его воспитанников. Как правило, в традиционной учебно-воспитательной системе основным источником школьных патологий являются следующие причины: - большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья. - зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом. - уроки в школе проходят в основном в режиме дальнего зрения, и частично ближнего. -дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой. - обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний. - дети в школе перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме.
- отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).
- пассивное отношение педагогов к собственному здоровью в значительной степени определяет недооценку роли их педагогической деятельности в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Исходя из этого, Затонских Н. Л. планируя занятия, тщательно продумывает задания, связывая их со здоровьесберегающими технологиями, для этого начальным этапом по формированию культуры здоровья Затонских Н. Л. считает изучение уровня сформированности культуры здоровья, с целью выявления которого использует диагностические методики С.Е. Шукшиной, А.Д. Кошелевой, Г.А. Урунтаевой, в которых обозначены следующие критерии и показатели:
-критерий достаточности знаний (наличие знаний о физическом, психическом, социальном здоровье);
-сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками);
-критерий отношения (значимость здорового образа жизни, устойчивость интереса к физическому, психическому, социальному здоровью).
-позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций);
На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни сформированности культуры здоровья у детей младшего школьного возраста: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Ребёнок знает правила ухода за своим телом (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения), бережно относится к своему здоровью. Сформировано положительное представление о самом себе. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала о физическом, психическом, социальном здоровье, способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками, устойчивый интерес к здоровью, активность при решении проблемных ситуаций.
Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о физическом, психическом, социальном здоровье. Однако ребенок не всегда может развернуть знания в ряд последовательных шагов. Проявляется эмоциональная реакция на новизну материала, способность к сочувствию, наличие положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками, но интерес к физическому, психическому, социальному здоровью не устойчивый.
Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о физическом, психическом, социальном (духовном) здоровье. Эмоциональная реакция на новизну материала, любознательность способность к сочувствию проявляются не всегда. Отсутствует интерес к физическому, психическому, социальному здоровью.
Исходя из полученных результатов, учитель составляет план по отбору и внедрению необходимых методов здоровьесбережения, комбинировании двух групп: специфических (характерных только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогических (применяемых во всех случаях обучения и воспитания). Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью, поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Так как урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя, то Затонских Н.Л. проводит анализ критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и его построения на здоровьесберегающей основе, так как считает это важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. (Приложение № 3). Следующий этап - непосредственно информационно-обучающая деятельность учителя, включающая в себя обучение учащихся грамотной заботе о своем здоровье, формирование культуры здоровья, мотивация школьников к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек через содержание учебных предметов и воспитательных моментов.
Современное представление о здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что " здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Состояние благополучия (в современном представлении – качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Поэтому Затонских Н.Л. основным критерием здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательной работы считает соответствие ее базовым потребностям и психофизиологическим возможностям ребенка. Так, А.М. Кушнир говорил, что предметом педагогики должны быть «закономерности зависимости аксиоматики природного устройства человека и эффективности учебно-воспитательных воздействий».
Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы
Особенность воспитания культуры здоровья - комплексное взаимодействие множества факторов, при этом необходимо понимать, что профессиональные риски педагогического труда во многом определяются реализацией учителем «традиционных» подходов к обучению, которые, как было уже доказано, негативно влияют на здоровье школьников. Возникает необходимость найти такие формы и методы работы, которые обеспечивали бы эффективное решение сохранения здоровья детей.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных метода построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий: во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне; во-вторых, главная цель, которую ставит Затонских Н.Л. - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого учитель постоянно поддерживает у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
-показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
-проявлением и тренировкой познавательной активности;
-показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности. В организацию урока Затонских Н.Л. обязательно включает три этапа: - 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); - 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы; -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы; Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление. Распределение интенсивности умственной деятельности на своих уроках Затонских Н.Л. определяет с точки зрения здоровьесбережения: продолжительность, объем нагрузки и характерными видами деятельности.


Часть урока
Время
Нагрузка
Деятельность

1-й этап. Врабатывание
5 мин.
Относительно невелика
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность
20-25 мин.
Максимальное снижение на 15-й мин.
Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв
10-15 мин.
Небольшое повышение работоспособности
Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута 80%;
25-35-я минута 60-40%;
3540-я минута 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения - залог здоровьесбережения. Для снятия усталости Затонских Н.Л. также применяет «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную В.Ф. Базарным, основанной на режиме «динамических поз», или вертикализация позы - это использование настольной конторки или просто смена позы детей: за столами – сидя, а потом стоя. Чаще Затонских Н.Л. практикует режим динамических поз (без использования специальной мебели конторок). Учитель периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) переводит детей из положения сидя в положение свободного стояния. Дети переводятся, безусловно, в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно оказалось поднимать детей тогда, когда учитель что-либо объясняет, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.
Внедряя данную технологию, учитель ставит цель выработать у детей потребность в этом режиме, чтобы эта поза стала для них привычной, и они легко могли переключаться от одной деятельности к другой. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Уходя от банальных физминуток и коррекции посадки учащихся, Затонских Н.Л. использует для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции схемы зрительных траекторий - офтальмотренажёры, расположенные на верхней части стены (Приложение №). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных). Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказываются в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “коромысла”. На них развешивается различная наглядность к уроку, а работа строится в зависимости от творчества учителя. “Коромысла” во время работы должны находиться в движении, что достигается путем удара по ним указкой.
На уроках письма Затонских Н.Л. применяет методику «алфавит телодвижения», где, воспринимая названную букву, дети, используя мышечное чувство, соединяя абстрактное представление с мышечным, телом рисуют любую букву, а это движение, мышление, развитие.
Большой эффект для снятия глазного напряжения получается при работе с мелкими сюжетными картинками. При этом учитель дает задание: внимательно рассмотреть рисунки, сравнить их, найти общее и отличия. Богатый материал для этой работы имеется в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка». В своей Затонских Н.Л. использует коврик из геометрических фигур ( Приложение № коврик ). Дети получают задание: из каких геометрических фигур состоит коврик? сколько треугольников? (квадратов, кружков), какие фигуры одинакового цвета?
На уроках математики применяются карточки с числами разног цвета (Приложение № карточка). Учитель дает задания:
- Зачитать числа, записанные синим, красным цветом.
- Найти все четные числа.
Среди физкультпауз учитель использует простое и доступное упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения. Очень нравится детям «медвежьи покачивания». Это тоже одно из наиболее полезных релаксационных упражнений. Оно расслабляет глаза, мозг, позвоночник, шею.
Используя на уроках игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок различных отступлений позволяют, по мнению Затонских Н.Л., снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
В своей работе Затонских Н.Л. использует также режим меняющихся рабочих мест учащихся, предложенный В.Ф. Базарным. Проведенный им анализ эмоционального самочувствия детей убедил, что существующая практика размещения рабочих мест учащихся по строго фиксированным рядам оказался наименее благоприятным. Более эффективным оказался тот режим, при котором расстановка столов (конторок) меняется 1-2 раза в месяц (Приложение № размещение)
Возвращаясь к основным методам построения урока с целью воспитания культуры здоровья, следует отнести создание благоприятного психологического климата на уроке, которому Затонских Н.Л. отводит одну из главных ролей, так как считает, что доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. В своих взаимоотношениях с детьми учитель добивается того, чтобы учащиеся входили в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого взаимодействия не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Немаловажную роль в воспитании культуры здоровья Затонских Н.Л. отводит пропаганде здорового образа жизни. Так, на уроках окружающего мира и ОБЖ практически любую изучаемую учитель использует для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Это позволяет не только осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Особое место в воспитании культуры здоровья Затонских Н.Л. уделяет детскому хоровому пению (одной из методик здоровьесбережения, предложенной В.Ф.Базарным), включая его на уроках технологии во время какой-либо практической деятельности учащихся, а также на переменах и в группе продленного дня.
Во внеурочной деятельности проводятся классные часы («Мойдодыр», «Береги здоровье смолоду»), для родителей организуются ознакомительные лектории, встречи с медицинскими работниками, школьным психологом, ведется тетрадь взаимодействия с родителями «Гостевая книга», практикуются открытые занятия, информационные письма и памятки, анкетирование, семинары-практикумы, тренинги. С интересом участвуют ученики в составлении памяток здоровья. Работа над составлением памятки ведется совместно с родителями учащихся. Памятка включает различные темы:
мысли о здоровье (цель - составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни);
азбука здоровья (цель– узнать как можно больше о витаминах, их группах, их пользе нашему организму);
зеленая аптека (цель – познакомить детей с лекарственными растениями, их целебными свойствами, правилами сбора и хранения);
осторожно – ядовито (цель – узнать о ядовитых растениях, грибах, познакомиться с симптомами отравления этими растениями);
если хочешь быть здоров – закаляйся (узнать из литературных источников о закаливании, его роли в сохранении и укреплении здоровья человека, формах и средствах закаливания;
пить и курить – здоровью вредить (найти сведения о влиянии алкоголя, курения на здоровье человека, собрать данные об их вреде на детский организм).
Ученики с помощью учителей и родителей работают с литературными источниками, собирают и оформляют материал по теме. На классных часах или в урочное время дети демонстрируют свои работы.

Следуя, преемственности учебно-воспитательной работы начального и среднего звеньев, Затонских Н.Л. выступает с презентацией «Организация урока с внедрением здоровьесберегающих технологий» на педагогическом совете.

Раздел III
Результативность опыта
Опыт показал, что внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий даёт свои положительные результаты, снижая показатели заболеваемости детей, улучшая психологический климат в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителю становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. Все это позволяет не только сохранить физическое здоровье школьников, но и улучшить его. Сравнивая результаты медицинского осмотра детей, который проводился по двум показателям: осмотр костно-мышечной системы: осанка и плоскостопие, осмотр окулиста, позволяет увидеть положительную динамику:
Медицинский осмотр учащихся (январь 2009 год)
Осмотр костно-мышечной системы
Осмотр окулиста


осанка


норма –9 чел.
нарушение осанки –10 чел.
норма – 15 чел.
спазм аккомодации – 4 чел.








Повторный медицинский осмотр учащихся (январь 2010 год)
Осмотр костно-мышечной системы
Осмотр окулиста


осанка


норма – 12 чел.
нарушение осанки – 7 чел.
норма – 16 чел.
нарушение – 3 чел.





При оценке общего физического здоровья учащихся учитывались следующие показатели: физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни, степень готовности к здоровому образу жизни.
Анализ результатов медицинских обследований выявил следующие результаты: произошли положительные изменения в готовности школьников к здоровому образу жизни. Количество уроков, пропущенных учащимися по болезни, сократилось в течение всего периода обучения (3 года) на 45%.
У учащихся сформированы навыки заботы о собственном здоровье. По результатам наблюдений и опроса родителей 85% детей соблюдают режим дня, правила личной гигиены и научную организацию умственного труда.
В рамках психологического сопровождения отслеживалась школьная тревожность. (И.С.Якиманская. Технология личностно – ориентированного образования./И.С. Якиманская, отв.ред.М.А.Ушакова –М:Сентябрь,2000.)
Уровень школьной тревожности

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 141513 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По результатам уровень тревожности за период обучения с 2-го класса по 4-й класс понизился на 26,50 %.
"Самооценка” (определялась по шкале самооценки, автор Е.В. Сидоренко): если в 2-м классе высокую самооценку имели 5% учащихся, а низкую самооценку – 31%, то к концу 4-го класса учащихся с высокой самооценкой возросло до 50%, а с низкой сократилось до 5%.
Для оценки социальной адаптированности учащихся использовалась комплексная диагностика уровня комфортности учащихся.
Анализ полученных результатов за период обучения в начальных классах:
высокий уровень комфортности возрос на 29%,
недостаточный и критический уровень комфортности – снизился на деятельности», результаты которой выявили положительный рост психологического состояния- 30%.
Для определения эмоционального состояния учащихся в реальных условиях занятия была проведена анкета-опросник «Типичные психологические состояния учащихся в учебной деятельности», которая выявила положительный рост эмоционального состояния детей.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
По итогам мониторинга нам было важно выявить взаимосвязь показателей здоровья у школьников с уровнем их обучаемости. В связи с этим, интересно было выяснить: как связаны показатели здоровья учащихся с успешностью обучения. Соотносились результаты диагностики здоровья каждого ребенка с результатами их обучения в школе (качество знаний). Оказалось, что успешность обучения находится в прямой зависимости от здоровья учащихся: более успешно обучаются дети с высокими показателями здоровья. Таким образом, можно сделать вывод: использование здоровьесберегающих программ в образовательном процессе позволяет не только воспитывать культуру здоровья, но и способствует развитию познавательных процессов, повышению работоспособности, творческой активности учащихся.





Библиографический список:
Антропова М. В. Работоспособность учащихся и её динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968 г.
Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995 г.
Базарный В.Ф. Повышение эффективности становления психомоторных функций в процессе развития и обучения детей с помощью произвольных ритмов телесных усилий. – Сергиев Посад, 1996 г.
Базарный В. Ф. Нервно – психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995 г.
Желтухина Е. Л. “Способы повышения умственной работоспособности. Профилактика утомления органов зрения и слуха”- // Школа здоровья – 2002 г.- №4 – с. 55-59.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. – М.: Вако, 2007 г.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: Вако, 2004 г.
Степанов С. Р. Популярная психологическая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2003 г. – с. 110-122.
Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону: Феникс,1997 г.
Уфимцева Л. П., Трубачёва Т. П. “Принципы и методы здоровьесберегающего обучения учащихся вспомогательных школ”-// Дефектология – 1995 г. - №3 – с.31-35.







Приложение

1.
Приложение № 1 -
Примерный перечень ключевых компетенций

2.
Приложение № 2 -
Схема анализа эпизода

3.
Приложение № 3 –
Методы и приемы обучения по литературе

4.
Приложение № 4 -
Образы помещиков в поэме Н. Гоголя «Мёртвые души». Урок-исследование

5.
Приложение № 5 -
Опорная таблица анализа эпизода (главы) в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»

6.
Приложение № 6 –
Урок литературы «Тема Родины в лирике А.Ахматовой»

7.
Приложение № 7 -
Творческие работы учащихся

8.
Приложение № 8 -
Победы в региональных и муниципальных конкурсах











































































Затонских Нелли Леонидовна

13PAGE 15


13PAGE 14915














































Root Entry