Кружковая работа как средство активизации познавательной деятельности обучающихся


Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Зюкайский аграрный техникум»
Кружковая работа как внеурочная форма активизации познавательной деятельности обучающихся.
Агеева Любовь Михайловна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей
2015г.
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО ) внеурочной деятельности обучающихся уделено особое внимание, определено пространство и время её организации в образовательном процессе. Всё это делает актуальным разработку различных видов и форм внеурочной деятельности, а также поиск дидактического материала, необходимого для организации внеурочной деятельности обучающихся.
Основная цель внеурочных форм организации дополнительного образования - активизация процесса познавательной деятельности, формирование профессиональных компетенций обучающихся, путем приобщения к нетрадиционному изучению материала.
Организация и проведение внеурочных занятий является неотъемлемой частью работы любого преподавателя, а особенно учителя по технологии, т.к специфика предмета предполагает не только приобретение обучающимися знаний, умений и навыков на уроках, но и их применение на практике в течение всей жизни.
Активность в обучении - дидактический принцип, требующий от преподавателя такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию у обучающихся инициативы и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них творческого воображения.
Создавая простор активности подростков, педагог должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность обучающихся, стремиться так организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. В процессе активной деятельности, обучающиеся не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские стремления и навыки, способность преодолевать препятствия, желание творить. К одной из внеурочных форм активизации познавательной деятельности обучающихся относится кружковая работа.
Значение кружковой работы состоит в том, что она расширяет и углубляет знания обучающихся, развивает их инициативу, творчество, кругозор, формирует у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа обучающихся является формой учебного процесса, в которой наиболее сочетаются обучение и практика.
Являясь руководителем кружка «Умелые руки», ставлю перед собой задачу - повышать качество подготовки специалистов, активизировать познавательную деятельность обучающихся, приобретение опыта практической работы, развивать стремление к саморазвитию.
Привлечение обучающихся к кружковой работе начинается со 2 курса, поскольку в соответствии с ФГОСами третьего поколения, начинается изучение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Занимаясь в кружке, обучающиеся учатся собирать, накапливать материалы и делать обзор по заданному вопросу, обучаются работать с научной литературой, начинают воплощать приобретенные теоретические знания в исследованиях.
На 3 курсе обучающиеся изучают профессиональный модуль «Технологии строительного производства». В рамках проведения кружковой работы, проектируют и изготавливают наглядные пособия, закрепляют навыки проведения наблюдений, эксперимента. К концу 3-го курса учатся обработке полученных результатов, готовят сообщения, проекты, с которыми выступают на заседаниях кружка, внутритехникумовских научно- практических конференциях.
В технологии строительного производства, как и во всех учебных дисциплинах, применима технология проектной деятельности, позволяющая продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, обобщать, интегрировать, делать их более практико-ориентированными. Проектная деятельность на основе компьютерных технологий помогает разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию обучающихся к самостоятельному изучению дисциплин.
В своей практике использую несколько видов проектов. Это- информационно- поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете технологии накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.Исследовательские, нацеливающие обучающихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у обучающихся научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению. Продуктивные, дающие возможность обучающимся проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации. Практико-ориентированные, направляющие действия обучающихся на решение реальных проблем.
Проект позволяет вовлечь обучающихся в коллективную деятельность, стимулирует их познавательный интерес. Обучающиеся получают удовлетворение от собственного труда. Проявляется внутренняя мотивация, побуждающая увлеченную, заинтересованную личность продолжить процесс погружения в проблему и вывести данного студента на качественно новый уровень познания. В процессе разработки и реализации проекта создаю условия для развития умения обучающихся учиться на собственном опыте и опыте других. У обучающихся появляется возможность проявить свои лучшие качества, кто-то умеет говорить, кто-то мастерить, а кто-то активно и грамотно использует мультимедийную технику. Таким образом, создается ситуация успеха для каждого, кто принял участие в работе. При возможности привлекаю к участию в проекте родителей обучающихся, что способствует повышению результативности проекта и упрочнению семейных взаимоотношений. В результате использования метода проектов у меня, как у преподавателя, происходит непрерывное повышение профессионального мастерства, и оно используется для оказания помощи обучающимся в усвоении учебного материала с учетом их индивидуальных особенностей, выбора жизненных и профильных ориентиров.Все проекты, подготовленные обучающимися в результате кропотливой работы, заслушиваются на открытых заседаниях кружка «Умелые руки», музея «Светелка», научно-практических конференциях, которые проводятся ежегодно. Примером может служить проект «Деревянное зодчество Древней Руси».
Цель проекта:
Изучение и сохранение культурного наследия. Внедрение новых инновационных форм организации творческой деятельности обучающихся. Расширение представления художественно-конструктивного творчества.
Данный проект был подготовлен группой обучающихся, каждая из которых работала по одному из направлений: «Русская изба», «Кружева родного дома», «Деревянных дел мастера».
Мини-проект: «Русская изба», 2013г, работа выполнена обучающимися группы С-491 Ивановой Оксаной, Вольхиным Кириллом.
Цель проекта: знакомство с технологией деревянного зодчества. Работа велась по плану:
-как рубили дома на Руси;
- традиции русского народа;
- внутренний интерьер русской избы.
Представлен наглядный результат –макеты деревянного зодчества.
Мини-проект: «Кружева родного дома», 2014г, работа выполнена обучающимися группы С-211 Караваевой Екатериной, Белоглазовым Тимуром. Цель проекта: Знакомство обучающихся с домовой резьбой крестьянской избы; Организация совместной творческой деятельности, выявление скрытых способностей обучающихся к реализации в творческой деятельности.
Представлен наглядный результат – это демонстрация фотовыставки домовой резьбы крестьянского дома.
Мини-проект: «Деревянных дел мастера», 2015г, работа выполнена обучающимися группы С-291 Лесниковым Кириллом, Туневым Константином, Яковлевым Антоном.
Цель проекта: Знакомство обучающихся с ремеслом мастеров деревянного зодчества; с русскими промыслами и традициями; Приобщение к ценностям русской народной культуры, развитие познавательного интереса и любви к выбранной профессии, воспитание духовной культуры.
Представлен наглядный результат – изделия из фанеры (выпиливание лобзиком).
Итогом многолетней работы обучающихся является музей «Светелка», где представлен интерьер русской избы.
Мне хочется отметить, что в настоящее время исследовательская работа обучающихся становится актуальной деятельностью внеучебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у обучающихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор. Обучающиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды, осуществляется воспитание у них целостного экологического сознания, углубление знаний о природе родного края.
Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Несмотря на то, что техникум расположен в сельской местности, отдаленной от научно-исследовательских институтов, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать студента, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно.
Таким образом, к 4-му курсу в ходе общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки осуществляется формирование исследовательских навыков, углубление знаний методик проведения исследований и обработки результатов для представления работ на научно-исследовательских конференциях различного уровня. Постепенно работа студентов в кружке приобретает все более ярко выраженный творческий характер. У будущих специалистов начинают формироваться определенные научные интересы, они закрепляют и совершенствуют приобретенные ранее знания, умения и навыки, развивается творческое мышление, формируется творческий подход к решению конкретных задач, умение самостоятельно принимать и реализовывать решения, использовать полученные знания в практической работе.
Самостоятельная работа студентов продолжается в виде выполнения курсовой или дипломной работы. Работа в кружке формирует у них такие важные качества, как чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело; развивает мыслительные способности; воспитывает дисциплинированность, целеустремленность и четкость в работе, аккуратность и настойчивость.
Научно- исследовательская работа является важным фактором подготовки молодого специалиста. Работа над выполнением исследований предоставляет им не только возможность научного познания, но и другие возможности: получение навыков публичных выступлений перед аудиторией, общение со студентами других учебных заведений, приобретение новых друзей на научных конференциях и круглых столах, развитие способности выражать свои мысли. Понимание студентами ценностной значимости широкой возможности научно- исследовательской работы для дальнейшего их роста стимулирует интерес к участию в научно-исследовательских мероприятиях разного уровня, самостоятельный поиск и разработку тем, поиск возможностей их представления и дальнейшего практического использования.
Выпускник техникума, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность и профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность и самодисциплина, предприимчивость и деловитость, способность к самоанализу и принятию ответственных решений.
Занимаясь с обучающимися техническим творчеством, исследовательской или проектной деятельностью, необходимо всегда помнить о главном — нельзя делать за него то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
Результатом работы нашего кружка являются участие и победы на краевых конкурсах: VIII Краевая научно-практическая конференция Агеев А.В., доклад на тему «Анализ причин аварий зданий и сооружений», сертификат участника, 2010г.
II Краевой конкурс-выставка технического творчества и прикладного искусства обучающейся молодежи в профессиональных учебных учреждениях СПО Пермского края, номинация «Технический дизайн в макетах», Безгодов К.И., Тебеньков Д.Ф., диплом III степени, Носков Я.Ю, Дементьев А.В., Уточкин А.Ю., Южанинов Д.Е., сертификаты участников, ноябрь 2011г.
III Краевой конкурс-выставка технического творчества и прикладного искусства обучающейся молодежи в профессиональных учреждениях СПО Пермского края, номинация «Технический дизайн в макетах», Вольхин К.А., диплом III степени, Сосунов К.Н., Лупачев М. А., сертификаты участников, ноябрь 2012 г.
Таким образом, кружковая работа:
помогает расширить познавательные компетенции обучающихся;
формирует профессиональные компетенции.
способствует саморазвитию и самореализации обучающихся;
развивает коммуникабельность;
помогает организовать досуг.
Список литературы:
1. Ананенко  В.Л.  Организация  проектно-исследовательской  деятельности  в  художественном  образовании  //  Социальная  сеть  работников  образования.  —  2010.  —  28  ноября  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://nsportal.ru/  (дата  обращения:  06.11.2014).
2. Заенчик Владимир, Медведев Павел, Шмелев Владимир, Пушкарев Александр, Сергеева Оксана «Техническое творчество учащихся: книга для бакалавров и учителей технологии», Издательство: "Феникс" , 2008
 3.Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, №1.4.Петров Ю. Н., ЗемлянскийВ. В. Дуальная система непрерывного профессионального образования в колледже // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный университет».
5.Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Санкт-Петербург:" Каро ”, 2005.6. Череватова  Е.А.  Программа  курса  проектной  деятельности  учащихся  образовательных  школы  «Школа  мастеров».  —  2014.  —  01  апреля  [Электронный ресурс] —Режим доступа.—  URL:  http://infourok.ru/material.html?mid=63806  (дата  обращения:  08.11.2014).