Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектно — исследовательская деятельность» 6 класс, ФГОС



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Тоболовская средняя общеобразовательная школа
с.Тоболово, Ишимский район, Тюменская область
Согласованно
Старший методист:
_____________И.В.СироткинаСогласовано
Заместитель директора:
_____________Н.И.ПлесовскихУтвержденноДиректор МАОУ Тоболовская СОШ:
_____________Н.Ф. Жидкова
Приказ от_31.08.2016 №
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Проектно - исследовательская деятельность»
6 класс, ФГОС
2016-2017 учебный год

Пояснительная записка.
Сегодня недостаточно дать детям только определенную сумму знаний — ведь им предстоит трудиться в стремительно обновляющемся мире. И необходимо с первых школьных лет прививать подрастающему поколению трудолюбие и умение творчески мыслить.
Проектный метод обучения является сердцевиной методики технологического образования. Это интегрированный вид деятельности по созданию изделий и оказанию услуг, имеющих личную и общественную значимость. Теория и практика проектного подхода показывают, что он обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся. Кроме того, создается положительная мотивация для самообразования. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.
Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Ученик, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе, если попадет туда. Если же по окончании школы, он пойдет на производство, в сферу услуг и т.д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.
Программа курса «Проектная деятельность» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Ключевые аспекты программы учитывают цели и задачи образовательной программы и программы развития школы.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Программа «Проектно-исследовательская деятельность» предназначена для учащихся 6 классов. Количество учебных часов в неделю – 1 час, в год – 34 часов.
Программа имеет научно-исследовательскую направленность.
Учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Знания, полученные на уроках могут быть использованы для принятия правильного решения по оптимальной форме вещи, которая планируется. Изучая основы материаловедения, обучающиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования и математики.
При выполнении практических работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе, приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует последующую деятельность.
Актуальность курса заключается в том, что проектная деятельность позволяет заинтересовать учащихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить возможности.

Цель занятия курса - в воспитании человека, умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять
.
Основные задачи программы
Образовательные:
дать представление об элементарных методах исследования;
научить постановке цели исследования и формулировки задач;
сформулировать умение анализировать данные и делать выводы;
научить планированию деятельности;
научить самоанализу и рефлексии, презентации хода своей деятельности и результатов;
научить правильно оформлять отчетность по творческому проекту;
совершенствовать практические умения и навыки учащихся в обработке различных материалов;
ознакомить учащихся с профессиями, связанными с обработкой материалов, с профессией дизайнер.
Развивающие:
развивать художественную инициативу;
развивать самостоятельность и способность решать творческие задачи;
развивать зрительное восприятие;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца;
воспитывать привычку к выполнению качественной работы;
воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
содействовать профессиональному самоопределению.
Обучение групповое и индивидуальное.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Обучающиеся должны знать:
элементарные методы исследования;
что такое творческий проект;
какова основная цель любого проекта;
алгоритм выполнения проекта;
структурирование содержательной части проекта;
что содержит техническая документация проекта;
технологию выполнения объекта проектирования;
требования к защите проекта;
правила техники безопасности;
сведения о свойствах пряжи;
правила работы с технологическими картами и схемами.
Обучающиеся должны уметь:
осуществлять поиск нужной информации, анализировать ее;
четко сформулировать цель и задачи проекта;
обосновать необходимость изготовления данного изделия и его значимость;
дать характеристику изделия, рассказать об особенностях;
сформулировать наиболее важные результаты своей работы, сделать вывод;
назвать основные элементы себестоимости проектного изделия и результаты вычисления;
дать оценку качественным показателям своего проекта;
правильно оформлять отчетность по творческому проекту;
самостоятельно выполнять проектный образец изделия;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный объект проектирования;
эстетично оформлять изделия;
соблюдать правила техники безопасности;
работать индивидуально и коллективно.
КРИТЕРИИ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ
В процессе обучения осуществляется контроль уровня знаний и умений обучающихся. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения этапов проекта и практической работы. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные разделы творческого проекта, здесь необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к маленькому автору. Выбирается дифференцированный подход к обучающемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.
Контролируется качество выполнения проекта по всем разделам с учетом следующих критериев:
• качество выполненного изделия, соответствие сложности изделия уровню знаний и умений обучающихся, самостоятельность при выполнении работы;
•полнота описания этапов работы, качество исполнения эскизов, чертежей;
•художественная выразительность и оригинальность творческих работ.
«Зачёты» за проделанную работу проводятся в виде защиты творческого проекта. Каждое выступление обучающегося оценивается в баллах (от 0 до 5) по определенным критериям с занесением результатов в таблицу.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА
Фамилия, имя уч-ся
№ п/пОценивание результатов Балл Итого
1 Оформление доски или стендов иллюстративным материалом, графической документацией, фотографиями, рисунками, схемами, наглядно представляющими суть проекта.
Электронная презентация проекта 2 Устный доклад:
Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполняемой работы.
Аргументированность предлагаемых конструктивных решений, подходов, выводов, использование литературы.
Оригинальность темы, аргументации материального воплощения и представления проекта. Объем и глубина знаний по теме или предмету.
Культура речи, манера держаться, умение использовать наглядные средства, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории. 3 Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта 4 Техническая документация:
Качество записи — оформление, соответствие стандартным требованиям.
Качество эскизов, схем, рисунков, чертежей, технологической карты.
Объем, полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, завершенность 5 Материальное воплощение проекта и его качество. Итого Формами подведения итогов работы могут быть: открытые занятия, выставки, творческая защита, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках, конференциях — школьных, районных, городских. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
ЛИТЕРАТУРА
-Гринченко Т. О. «Методика организации исследовательской работы»: Презентация. Мурманск, 2009. – 19 с.
-Еременко С. Е. «Как организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся»: Презентация. Мурманск, 25 с.
-Нессонова О. А. «Технология. 5 – 9 классы. Организация проектной деятельности». – Волгоград: Учитель, 2009 – 207 с.
-Пономарева Н. А. «Технология. 5 – 11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся». – Волгоград: Учитель, 2010. – 107 с.
- Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой.- М.: Вентана – Граф, 2003. -296 с.: ил.
- Метод проектов в технологическом образовании школьников: 6 класс: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой. - М.: Вентана – Граф, 2004.
- Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. Учебно – методическое пособие для учителя.- Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1998. – 232с.
- Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя / М. И. Гуревич, М.Б. Павлова, И.Л. Петрова, Дж. Питт, И.А. Сасова / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2004. – 144с.: ил.
- Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. Л. Н. Морозова, Н. Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.
- Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт. – сост. В.Д. Симоненко – 2-е изд.,перераб. – М.: Вентана – Граф, 2006.- 256 с.: ил.
- Симоненко В. Д., Бронников Н. Л., Самородский П. С., Синица Н. В. Технология:Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под. ред. В. Д. Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 2005. – 240 с.: ил
Календарно-тематическое планирование.
№ п/пНаименование раздела.
Тема урока
Кол-во часов Дата Понятия Цели Основные виды деятельности учащихся Техническое оснащение
план факт Введение (1 ч.)
1 Что такое проект и чем интересна проектная деятельность.
Основные элементы проектной деятельности. 1 7.09 проект, проблема, информация Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.
Беседа
Презентация исследовательских работ учащихся. Слайдовая презентация
Этапы работы над проектом ( 11 часов)
2 Что может быть объектом проектной деятельности. Виды проектов и их характеристика.
1 14.09 проблема, объект исследования. Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.
Схема проекта 3 Выбор темы проекта. Планирование. Особенности и структура проекта. Пр.работа «Составление плана проекта» 1 21.09 наблюдение, эксперимент, опыт.
Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.
Слайдовая презентация
4 Критерии оценки. Оформление проекта и сопроводительной документации
1 28.09 вопрос, ответ. Цель: развитие умения оформления проекта
Круглый стол 5-6 Доклад. Подбор материала. Обработка материала.
Печатная и электронная версии. 2 5.10
12.10 гипотеза, вопрос, ответ. Цель: развитие навыков написание докладов, умении представлять доклад публике
Практика:. Презентации электронных версий докладов 7-8 Подготовка проекта к защите. Публичное выступление 2 19.10
26.10 ПК, проектор, экран, презентация
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 9 ч.)
9 Выбор темы проекта. Обоснование темы проекта 1 9.11 Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Практическая работа
Составление «звездочки обдумывания».
10-11 Планирование индивидуального проекта
Критерии выбора модели проекта
1 16.11
23.11 Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования.
Практика
Таблица
План проекта ( различных по срокам выполнения)
12 Практическая работа Составление плана работы над проектом
2 30.11 эксперимент, экспериментирование, анкетированиеанализ, синтез. Цель: уметь составлять план исследования
Практика
Анкетирование
Эксперимент 13-14 Подготовка чернового варианта проекта 2 7.12
14.12 Цели:
Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала.
Практика Оформить технологическую карту выполнения изделия.
15 Сбор материалов
1 21.12 Анализ, синтез, вывод Цель: Знать правила и способы сбора материала. Практика, работа в группах компьютер
16-17 Работа над проектом 2 28.12
18.01 Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Цели: Знать способы обобщения материала
Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.
Таблицы: экономическая оценка проекта компьютер
18 Оформление проекта. подготовка проекта к защите. 1 25.01 Проект.
Защита проекта Цели: Оформление проекта. Работа над изделием Пр.р. оформление проекта
19 Реклама 1 1.02 Практическая работа
Разработка рекламы, товарного знака изделия (услуги). Конкурс «Реклама и ее обыгрывание». Таблицы «.Виды реклам»
Подготовка группового проекта. Создание презентаций PowerPoint. Человек и природа
20 Обоснование темы проекта.
Объединение по группам
Распределение обязанностей
Составление плана работы над проектом
1 8.02 Цели: составление плана работы над проектами . Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Беседа, исследовательская работа в группах Таблицы
План проекта
Распределение обязанностей
21 Мой дом – моя крепость…
1 15.02 Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;
Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
22-23 Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. 2 22.02
1.03 каталог Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта. и составлять список литературы по теме исследования.
Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Библиотечный каталог,
интернет-ресурсы
24-26 Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Запуск программы PowerPoint, подготовка к работе
3 15.03
22.03 презентация Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации Практика Слайдовая презентация
27 Создание презентации. Режимы просмотра слайдов. Ввод и редактирование текста. 1 5.04
презентация Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации Практика презентация
29-30 Форматирование слайдов и презентаций.
2 12.04
19.04 презентация Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации Презентация 31-32 Вставка рисунков, диаграмм, графических объектов. Настройка времени показа и анимации.
2 26.04
3.05 презентация Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации Презентация 33-34 Защита проектов. 2 10.05
17.05 Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Конференция ПК, проектор, экран, презентация