Обощение опыта


Роль компьютерных технологий в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дроздова Ю.С., учитель-логопед МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Бийска
Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. При этом для учащихся он выполняет различные функции: источника информации, учителя, рабочего инструмента, наглядного пособия, тренажера, игровой среды, средства диагностики и контроля. 
Речевая направленноесть обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания. В связи с этим организация целенаправленной коррекционно-логопедической работы, развивающей не только познавательную, но и речевую деятельность детей младшего школьного возраста – весьма актуальна
Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, необходим не стандартный подход к наглядным материалам на логопедических занятиях. Компьютерные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютер может использоваться на всех этапах формирования универсальных учебных действий. Специализированные или адаптированные компьютерные программы ( главным образом обучающие, диагностические и развивающие), применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
Из собственного опыта хочется отметить что, использование информационных технологий на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.
Логопедические занятия по коррекции дисграфии можно вести с помощью “Word” - текстового редактора. Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха.
Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с младшими школьниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом при овладении письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторною анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера. Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст можно отпечатать с помощью принтера или лучше записать его правильный вариант в тетрадь.
Из собственного опыта хочется отметить что, использование ИКТ на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-логопеда. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование же компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес - сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. 
На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Искатель», «Приключения Гарфильда», «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры). Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья. 
На логопедических занятиях я активно использую авторские презентации. Они направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями. Авторские презентации реализуют принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности. Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую. 
Также на логопедических занятиях оправдывает себя использование проектора и средств мультимедиа, так как логопед имеет возможность показать фрагменты различных игр для фронтальной работы, более красочно продемонстрировать объяснение темы, что делает коррекционное занятие для учащихся более интересным.
Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских компьютерных игр. Нами было изучено и апробировано в коррекционном процессе достаточно много учебных программ для детей младшего школьного возраста, такие как: «Фраза», «Кроссворд», «Rus», «Читай-ка» и др. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья; ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. На логопедических занятиях активно используются авторские презентации. Мультимедийные презентации направлены на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук. Презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Хочется отметить, что решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка.
Таким образом, информационные технологии существенно помогают логопеду в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей с нарушениями речи.