Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Веселые петельки


Рассмотрена и рекомендована
методическим объединением
Протокол № 3 от 11.01.2016 г.
методист _______________Смыкалов В.Е.
Утверждаю
______________________Директор МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров и школьников Н.В. Хижнякова
Принята на педсовете № 5
от 15.01.2016 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОЛЬХОВАТСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Весёлые петельки»»
Тип программы – модифицированная
Адресат программы – обучающиеся 6 - 14 лет
Срок реализации – 3 года
Разработала - педагог дополнительного образования
Худомяс Наталья Павловна
Реализует - руководитель объединения
«Весёлые петельки» - Худомяс Наталья Павловна,
Дата разработки программы – 2012 год, р. п. Ольховатка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вязание крючком является одним из традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Это древний, в то же время современный вид рукоделия. В наши дни стало модным носить вязаную одежду и иметь в интерьере изделия, связанные крючком и спицами. Разнообразие вязаных вещей огромно: от мелких сувениров и игрушек до изделий, которые можно носить в любую погоду и в любое время года. Занятие вязанием развивает художественный вкус, фантазию, трудолюбие.
Программа «Весёлые петельки» является модифицированной и имеет художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам, для оформления интерьера своей комнаты, для создания одежды. То есть учащиеся учатся своими руками создавать работы в технике декоративно-прикладного творчества.
Отличительные особенности
В рамках предлагаемых занятий по основным темам, предполагается несколько уровней сложности выполнения практических заданий, поскольку у многих детей первого года обучения нет специальных навыков, скорость и степень обучения разные. Практические задания подобраны таким образом, что отвечают запросам детей
Программа 1-го года обучения на начальном этапе придерживается принципа репродуктивного копирования с помощью педагога (I уровень обученности), позднее - самостоятельная работа с помощью педагога (II уровень обученности); к концу учебного года предполагается самостоятельная работа без помощи педагога (III уровень обученности) и – творческая работа (IV уровень обученности).
Структура занятий изменяется в соответствии с возможностями детей. Центральная фигура занятий – ребёнок, его деятельность, успехи, ошибки. Педагог – организатор, помощник и руководитель. Предусмотрена и индивидуализация процесса обучения: по способностям и по темпам усвоения детьми программы. Программа предполагает работу с одарёнными детьми, которая будет строиться в рамках основной группы с использованием дифференцированного подхода. Обучение будет по основной программе, а практическая работа повышенной категории сложности.
Новизна программы заключается в том, что в образовательный процесс введено такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком, что способствует развитию таких качеств, как настойчивость, терпение; формированию хорошего эстетического вкуса, обогащению собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком.
разноуровневая система обучения;
работа с одарёнными детьми с использованием дифференцированного подхода.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Ручное вязание способствует развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, прививает навыки общественно-полезного труда.
Данная программа рассматривает практически все виды вязания крючком. Это ажурное вязание, филейное вязание, вязание ирландского кружева, при помощи которых можно создавать различные изделия: салфетки, панно, прихватки, создать узоры для наволочек, манишек, кофточек, платьев, жилетов. И ещё включает в себя освоение основного и базового курса обучения вязанию спицами. Отличается своей универсальностью, мобильностью и многофункциональностью. Посещая одно объединение, дети смогут получить основные умения и навыки, и достичь хороших результатов в освоении двух видов вязания.
В объединении могут заниматься дети 6 – 14 лет. Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. Комплектование групп проводится с учётом возраста детей и их способностей. Для лучшего восприятия и усвоения материала с детьми младшего возраста (6-9 лет), занятия проходят в игровой форме и с большим количеством наглядного материала. Повышенные способности ребенка и его достижения, дают ему возможность переходить к изучению более сложного материала и служат основанием для перевода его на другой год обучения, по усмотрению педагога, тем самым процесс обучения носит индивидуализированный характер.
Реализация данной программы осуществляется на основе следующих принципов:
комплексное решение задач обучения и воспитания;
последовательность и непрерывность педагогического процесса, то есть программный материал располагается в единой последовательности с учётом возрастающей детской компетенции;
наглядность методической продукции;
использование разнообразных форм организации занятий: рациональное сочетание фронтального и индивидуального взаимодействия педагога с детьми.
Уровень реализации программы:
I год обучения- ознакомительный основной уровень (знакомство с условиями работы и техникой безопасности на занятиях; освоение основных приемов и навыков в вязании крючком, создание простых изделий).
II год обучения- базовый уровень (изучение истории возникновения вязания, совершенствование ранее полученных умений, знакомство с конструированием одежды, освоение новых стилей вязания и создание большого ассортимента изделий с применением всех изученных техник).
III год обучения- углубленный уровень (быстрый курс обучения вязанию спицами повышенной сложности, в него входит знакомство с основными приёмами вязания спицами, освоение различных видов вязок, вязание одежды и конструирование, украшение и оформление изделий).
Программа предусматривает 432 часов за весь период обучения, в том числе:
первый год – 144 часа (два раза в неделю по 2 часа);
второй год – 144 часа (два раза в неделю по 2часа);
третий год – 144 часа (два раза в неделю по 2часа).
Организация учебного процесса в виде групповых или индивидуальных занятий с учетом возрастных особенностей. Формы проведения занятий – теоретические и практические. Основной формой проведения занятий является практическая работа. Занятия проходят в комбинированной форме, где сочетаются, теоретическая и практическая деятельность.
Предлагаемые формы обучения нацеливают детей на развитие определённых навыков и умений самостоятельной деятельности:
практические (упражнения по образцу, самостоятельное выполнение заданий) – для закрепления теоретического материала по пройденным темам, формирования практических навыков при обучении вязания крючком, формирование навыков в исследовательской работе;
зачётные (беседы, тесты, практические и творческие работы) – получение информации об уровне знаний, умений, навыков каждого ребенка и систематизация знаний, умений, навыков по определённым темам;
дискуссии (ответы и вопросы, обмен мнениями, сообщения детей с их последующим обсуждением) – развитие интереса к вязанию крючком, углубление знаний и формирование устойчивых навыков в работе.
сообщения, рефераты, исследовательские проекты – расширение у детей информационно-познавательной базы, умений и навыков, умения детей отбирать содержание материала, связанного с тематикой, формирование потребности расширения своих знаний и превращение их в способы практической деятельности;
консультации (индивидуальные занятия, беседы, диагностика затруднений) – выявление и предупреждение индивидуальных затруднений, оказание помощи в преодолении затруднений.

Срок реализации программы: 3 года.
Общее количество часов- 432
1 -й год обучения -144ч.
2 -й год обучения -144ч.
3 -й год обучения -144ч.
Режим занятий:
1 -й год обучения - 2 занятия в неделю по 2 часа (из них 1 час теория, 3 часа- практика);
2 -й год обучения - 2 занятия в неделю по 2 часа (из них 1 час теория, 3 часа- практика);
3 -й год обучения - 2 занятия в неделю по 2 часа (из них 1 час теория, 3 часа- практика).
Основная цель – приобщение учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком и спицами. Развитие и формирование художественного вкуса и творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить основам декоративно-прикладной работы;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий;
развивать индивидуальные способности обучающихся
Воспитательные:
воспитывать уважение к труду;
формировать чувство коллективизма;
воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
воспитывать нравственные качества детей / взаимопомощь, добросовестность, честность /;
формировать чувство самоконтроля.
Познавательные:
развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивающие:
развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
формировать интерес к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.
Мотивационные:
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;
развивать активную деятельность.
Эстетические:
воспитывать аккуратность, культуру поведения;
формировать умение видеть красоту посредством демонстрации и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.
Социально-педагогические:
формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.
Учебно-тематический план
объединения «Веселые петельки»
1 – й год обучения
№ п/п Тема Всего часов В то числе
Вводное занятие. 6 4 2
1 Знакомство с работой объединения, условиями работы и техникой безопасности. 2 2 2 Занятие «Пушистое солнышко». 2 2
3 Материаловедческое занятие «Встреча с мастером крючком». 2 2 Основные приемы вязания крючком. 24 9 15
1 Занятие «Наша первая петелька». 2 1 1
2 Занятие «Цветочная поляна». 2 2
3 Занятие «Петелька за петелькой». 2 1 1
4 Занятие «Красивые занавески». 2 1 1
5 Коллективная работа. Разрезная картинка «Аквариум». 4 1 3
6 Изготовление кулона». 2 1 1
7 Занятие «Улитка». 2 1 1
8 Занятие на развитие воображения «Кто спрятался в клубке». 2 1 1
9 Упражнения в вязании столбиков без накида, с накидом. Вязание образцов. 4 1 3
10 Пышные столбики. 2 1 1
Вязание по кругу. 12 4 8
1 Вязание по кругу. Изготовление кошелька. 6 1 5
2 Юбка для куклы. 2 1 1
3 Шапка для куклы. 2 1 1
4 Сумочка для куклы. 2 1 1
Прибавление и убавление петель. 26 5 21
1 Внешние и внутренние прибавления и убавления петель и столбиков. 4 2 2
2 Изготовление игрушки «Божья коровка». 8 1 7
3 Изготовление игольницы «Шляпа». 6 1 5
4 Изготовление карандашницы. 8 1 7
Вязание полотна квадратной формы. 18 3 15
1 Изготовление прихватки. 6 1 5
2 Изготовление чехла для телефона. 4 1 3
3 Изготовление сумки. 8 1 7
Вязание узорного полотна. 10 4 6
1 Запись узоров и их схемы. 2 1 1
2 Ажурные узоры. Вязание образцов. 4 1 3
3 Узоры с рельефными столбиками. 2 1 1
4 Узоры с пышными столбиками. 2 1 1
Вязание по схемам. 18 3 15
1 Изготовление салфетки. 8 1 7
2 Вязание шали. 10 2 8
Сувениры. 24 4 20
1 Настенное панно «Цветы». 6 1 5
2 Вязаные игрушки /по выбору детей/, /на развитие творчества и фантазии/. 6 1 5
3 Диванная подушка «Черепаха». 8 1 7
4 Игольница «Кактус». 4 1 3
Вопросы материаловедения. 2 2 Экскурсия в музей. 2 2 Итоговое занятие. 2 2 Итого: 144 42 102
Учебно- тематический план
объединения «Весёлые петельки»
2- год обучения
№ п/п Тема Кол-во
часов Теорет. Практ.
I. Вводное занятие.
1. История возникновения вязания. 2 2 -
II. Материаловедение. 2 2 -
III. Конструирование одежды. 4 2 2
IV. Топ. 18 2 16
1. Выбор модели. Работа со схемами. 2 1 1
2. Вязание изделия. 14 - 14
3. Оформление изделия. 2 1 1
V. Комплект «Шапка и шарф». 24 4 20
1. Выбор модели. Разработка схем. 2 1 1
2. Шапка. Вязание изделия. 8 - 8
3. Шапка. Оформление изделия. 2 1 1
4. Шарф. Выбор узора. Разбор схем. 2 1 1
5. Шарф. Вязание изделия. 8 - 8
6. Шарф. Оформление изделия. 2 1 1
VI. Сувениры. 20 4 16
1. Подарок к Новому году. Изготовление сувенира «Снеговик». 8 2 6
2. Грелка на чайник. 6 1 5
3. Кухонные прихватки «Подсолнух», «Гербера», «Матрешка», «Рыбка» ( по выбору учащихся ) 6 1 5
VII. Салфетки, скатерти. 40 7 33
1. Столовая дорожка. 8 2 6
2.Салфетка из мотивов 10 2 8
3. Скатерти. Знакомство с техникой изготовления. Выбор формы (квадратная, круглая). Выбор схемы для вязания. 2 1 1
4. Вязание скатерти. 20 2 18
VIII. Филейное вязание. 12 2 10
1. История возникновения филейного вязания. 2 2 -
2. Техника выполнения сеточного узора. Расчет петель. Убавление и прибавление пустых клеток. 2 - 2
3. Выполнение изделия в технике филейного вязания. 8 - 8
IX. Ирландское кружево. 18 4 14
1. История ирландского кружева. Сведения по выполнению ирландского вязаного кружева. 2 2 -
2. Схемы мотивов для ирландского кружева. (цветы,листья ) Соединение мотивов. Правила компоновки мотивов. 6 2 4
3.Выполнение изделия в технике ирландского кружева (по выбору учащихся). 10 - 10
X. Итоговое занятие. 2 2 -
XI. Проведение выставки. 2 2 -
Итого: 144 33 111`
Учебно-тематический план
Объединения «Весёлые петельки»
3- год обучения
№ п/п Темы занятий
в группе третьего года обучения Количество часов
всего теор. практ.
I. Вводное занятие. Техника безопасности. 2 2 -
II. Инструменты. Знакомство с пряжей. Соответствие номера спиц и толщины нити. 2 2 -
III. Подготовка ниток к вязанию. Обработка и выравнивание ниток. 2 1 1
IV. Основные приемы вязания спицами. 14 4 10
1. Набор петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. 6 2 4
2. Виды вязки на основе лицевой и изнаночной петель ( «резинка», «чулочная», «платочная» и др.) 6 1 5
3. Закрытие петель последнего ряда. 2 1 1
V. Вязание узорного полотна. 18 7 11
1. Различные виды резинок. 2 1 1
2. Вязка типа «букле». 2 1 1
3. Перемещенные петли. Жгуты. Косы. 4 2 2
4. Ажур и ажурные вязки. 6 2 4
5. Выпуклые вязки. 4 1 3
VI. Комплект «Шарф и шапка». 20 4 16
1.Шарф. Выбор узора. Расчет петель. 2 1 1
2. Шарф. Вязание изделия. 8 1 7
3. Шапка. Выбор фасона. Расчет петель. 2 1 1
4. Шапка. Вязание изделия. 8 1 7
VII. Варежки. (перчатки) 10 2 8
1. Варежки. Расчет петель. 2 1 1
2. Варежки. Вязание изделия. 8 1 7
VIII. Носки. Тапочки. 10 2 8
1.Носки. Расчет петель. 2 1 1
2. Носки. Вязание изделия. 8 1 7
IX. Сумка. 12 2 10
1. Сумка. Выбор фасона. Расчет петель. 2 1 1
2. Сумка. Вязание изделия. 10 1 9
X. Сувениры к праздникам. 8 2 6
XI. Вязаные юбки. 18 5 13
1. Прямые юбки. 4 2 2
2. Юбка клеш и полуклеш. 4 2 2
3. Выбор фасона. Вязание изделия. 10 1 9
XII. Сборка и тепловая обработка изделия. 2 1 1
XIII. Украшение вязаных изделий. 8 4 4
XIV. Меланж. 2 1 1
XV. Многоцветные узоры. 4 1 3
XVI. Орнамент в вязании. 4 2 2
XVII. Конструирование одежды. 6 2 4
XVIII. Итоговое занятие.
Выставка детских работ. 2 2 -
Итого 144 46 98

Содержание программы «Веселые петельки»
год обучения
Вводное занятие / 6 часов /.
Теоретические знания Знакомство с работой объединения. Условия работы и техника безопасности труда. Режим работы и правила поведения на занятиях. Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. История появления вязального крючка. Знакомство с различными видами пряжи и их свойствами.
Практическая часть. Умение правильно держать крючок в руке, подцеплять нитку крючком.
Основные приемы вязания крючком /24 часа /.
Теоретические знания. Знакомство с техникой выполнения первой петли, схемой изображения воздушной петли. Прием вязания цепочки из воздушных петель, вязание столбиков без накида, столбиков с накидом, пышных столбиков их графическое изображение.
Практическая часть. Выполнение аппликаций с использованием первой петли, воздушных цепочек.
Вязание по кругу /12 часов /.
Теоретические знания. Знакомство с принципом вязания по кругу /от середины, замыкая каждый круг, по спирали /. Познакомить с историей возникновения сумок и кошельков. Знакомство с различными видами отделки.
Практическая часть. Вязание шапки, кошелька, сумок в форме круга, овала.
Прибавление и убавление петель /26 часов /.
Теоретические знания. Знакомство с видами и способами выполнения прибавления и убавления петель и столбиков. История создания сувенира и его назначение.
Практическая часть. Изготовление игольницы, карандашницы.
Вязание полотна квадратной формы. /18 часов /
Теоретические знания. Познакомить с двумя способами создания квадрата – от угла или из центра. Зарисовка схем вязания. Показ образцов вязания. Беседа о том, как можно использовать этот способ вязания при изготовлении различных ковриков, наволочек на диванную подушку, сумок, прихваток и т. д.
Практическая часть. Упражнение в вязании полотна квадратной формы. Вязание изделий / прихватка, чехол для телефона, сумка /. Оформление изделий.
Вязание узорного полотна /10 часов /
Теоретические знания. Запись узоров и их схемы. Ажурные узоры, узоры с рельефными столбиками и пышными столбиками. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов.
Практическая часть. Вязание образцов. Зарисовка схем узоров.
Вязание по схемам /18 часов /
Теоретические знания. Беседа об использовании узорного полотна при вязании одежды предметов интерьера. Показ образцов, схем. Выбор схем для вязания изделий.
Практическая часть. Проработка узора. Вязание и оформление изделий / салфетка, шаль / изделий.
Сувениры /24 часа /
Теоретические знания. Сведения об истории возникновения сувенира, его разнообразие и значение в нашей жизни и интерьере. История игрушки. Знакомство с технологией изготовления изделий.
Практическая часть. Вязание изделий и расчет петель. Оформление
Вопросы материаловедения /2 часа /
Теоретические знания. Происхождение и свойства ниток, применяемых при вязании. Виды волокон /натуральные и химические /. Виды и применение химических волокон. Качество и свойство изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязаного полотна. Свойства трикотажного полотна. Уход за вязаными изделиями.
Экскурсия в музей. /2 часа /
Посещение музея народного творчества. Беседа о народных традициях и увиденных экспонатах.
Итоговое занятие. /2 часа /
Подведение итогов работы объединения. Организация выставки лучших детских работ.
Содержание программы «Веселые петельки»
2 год обучения
I. Вводное занятие. / 2 часа /.
Теоретические знания. Вязание – один из видов декоративно-прикладного искусства и его роль в быту. История возникновения вязания крючком и его видов. Правила безопасности при работе с инструментами.
II. Материаловедение. / 2 часа /
Теоретические знания. Рассмотреть различные виды пряжи . Происхождение и свойства ниток, применяемых при вязании. Свойства трикотажного полотна. Освоить способ определения пряжи по качеству.
III. Конструирование. / 4 часа /
Теоретические знания. О вязании изделий по выкройке. Построение чертежей выкроек. Снятие мерок.
Практическая часть. Построение чертежа выкройки жакета с вшивным рукавом. Построение чертежей выкройки юбки.
IV. Топ, летняя майка. / 18 часов /
Теоретические знания. Выбор фасона изделия. Разбор схем узоров. Выбор пряжи для вязания. Расчет петель.
Практическая часть. Вязание деталей изделия. Оформление изделия.
V. Комплект «Шапка и шарф». / 24 часа /
Теоретические знания. Построение чертежа, выбор узора. Два способа вязания шапки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Узоры для отворота шапки. Разбор схем выполнения узоров. Подбор пряжи и узора. Орнамент в изделии. Значение цвета в построении орнамента. Свойства цвета: цветовой тон, яркость и насыщенность. Теплые и холодные цвета.
Практическая часть. Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вязание образца. Вязание и оформление изделий.
VI. Сувениры. / 20 часов /
Теоретические знания. История сувенира, его назначение. Вязаные декоративные изделия в быту. Способы оформления сувенирных изделий.
Практическая часть. Вязание и оформление декоративных изделий и сувениров.
VII. Салфетки. Скатерти. / 40 часов /
Теоретические знания. Из истории возникновения салфетки. Об использовании салфеток, скатертей в интерьере. Выбор схем для вязания.
Практическая часть. Вязание изделий. Накрахмаливание салфетки. Растягивание салфетки.
VIII. Филейное вязание. / 12 часов /
Теоретические знания. Из истории возникновения филейного вязания. Краткий учебный курс вязания сеточным узором. Сеточный узор I, сеточный узор II. Прибавление и убавление пустых и полных клеток.
Практическая часть. Вязание образцов. Вязание изделия в технике «Филейное вязание». Обработка и оформление изделия.
IX. Ирландское кружево. / 18 часов /
Теоретические знания. Из истории кружева. Суть работы в ирландской технике. Работа с журналами мод. Кружева в одежде на картинах великих художников. Общие правила соединения мотивов.
Практическая часть. Вязание образцов- сеточка: «пико», « чешуйки», «гипюр». Выполнение мотивов для ирландских кружев: Кружочек, клевер, листик, стебель с кружочком, цветочек, розетка и ромашка. Создание изделия из мотивов.
X. Итоговое занятие. /2 часа/
Подведение итогов работы объединения. Заполнение анкеты. Награждение самых активных участников.
XI. Проведение выставки. / 2 часа /
Организация и проведение выставки работ учащихся.
Содержание программы «Веселые петельки»
3 год обучения
I. Вводное занятие. Техника безопасности. ( 2ч. )
История развития трикотажного производства. Ручное вязание - один из видов декоративно-прикладного искусства. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы.
II. Инструменты. Знакомство с пряжей. Соответствие номера спиц и толщины нити. ( 2 ч. )
Необходимые инструменты и оборудование для занятий художественным вязанием: наборы спиц, сантиметровая лента, линейка, ножницы для рукоделии, устройство для перемотки новых ниток (не обязательно), нитки разных цветов.
Соответствие толщины спиц толщине нити.
III. Подготовка ниток к вязанию. Обработка и выравнивание ниток.( 2ч. )
Подготовка к работе новых ниток. Крашение ниток. Стирка и хранение шерстяных изделий. Методы борьбы с молью.
IV. Основные приемы вязания спицами. ( 14ч. )
1. Набор петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли.
Набор петель начального ряда. Лицевая петля. Краевая (кромочная) петля. Понятие и роль образца вязки. Вязание образца лицевой (платочной) петлей. Понятие плотности вязания. Изнаночная петля. Вязание образца изнаночной петлей. Расчет необходимого для изделия числа петель по образцу вязания Вязание образцов разной плотности.
2. Виды вязки на основе лицевой и изнаночной петель ( «резинка», «чулочная», «платочная» и др.)
Две петли вместе сверху (за переднюю стенку). Три петли вместе. Чулочное вязание. Выполнение образцов. Кромочный край. Вязка «путанка».
Две петли вместе снизу (за заднюю стенку). Убавление петель. Прибавление петель (разные способы). Закрепление последнего ряда. «Полое вязание». Изготовление образцов вязок, пройденных на занятии.
3. Закрытие петель последнего ряда.
V. Вязание узорного полотна. ( 18ч. )
1. Различные виды резинок.
Простая резинка с различным ритмом чередования лицевой и изнаночной петель. Прямой и обратный накиды. Английская резинка (или рельефная).
Выполнение образцов вязки резинок.
2. Вязка типа «букле».
Снятые петли/ с накидами. Освоение нескольких видов буклированной вязки.
3. Перемещенные петли. Жгуты. Косы.
Перемещенные петли. Одноцветные жгуты. Освоение 2—3 образцов техники вязания жгутов.
4. Ажур и ажурные вязки.
Понятие ажура, его преимущественное использование. Вытянутые петли с накидами. Удлиненные петли. Вязка «сетка из вытянутых петель».
5. Выпуклые вязки.
Освоение 2—3 видов вязки выпуклых узоров. Накладной карман, технология его изготовления и крепления к изделию.
VI.Комплект «Шарф и шапка».
1.Шарф. Выбор узора. Расчет петель.
2. Шарф. Вязание изделия.
3. Шапка. Выбор фасона. Расчет петель.
4. Шапка. Вязание изделия.
VII.Варежки. (перчатки)
1. Варежки. Расчет петель.
2. Варежки. Вязание изделия.
VIII.Носки. Тапочки.
1.Носки. Расчет петель.
2. Носки. Вязание изделия.
IX.Сумка.
1. Сумка. Выбор фасона. Расчет петель.
2. Сумка. Вязание изделия.
X.Сувениры к праздникам.
XI.Вязаные юбки.
1. Прямые юбки.
2. Юбка «годе».
3. Юбка клеш и полуклеш.
4. Выбор фасона. Вязание изделия.
XII.Сборка и тепловая обработка изделия.
XIII.Украшение вязаных изделий.
XIV.Меланж.
XV.Двухцветная вязка.
XVI. Многоцветные узоры.
XVII.Орнамент в вязании.
XVIII.Конструирование одежды.
XIX.Экскурсия в музей.
XX.Итоговое занятие.
Освоение 2—3 видов вязки выпуклых узоров. Накладной карман, технология его изготовления и крепления к изделию.
VI. Комплект «Шарф и шапка». ( 20ч. )
Шарф. Определение размера шарфика. Подбор узоров с учетом имеющейся пряжи. Расчет петель. Плотность и четкость вязки. Практические занятия. Вывязывание и отделка изделия.
Шапочка. (Чертёж выкройки на данный размер. Расчет петель. Вывязывание формы шапочки путем убавления и прибавления петель. Отделка шапочки.
Практические занятия. Вывязывание и отделка изделия.
VII. Варежки. (перчатки) ( 10ч. )
Снятие мерок руки. Подбор узора и расчет петель с учетом орнамента (при вывязывании перчатки учитывается расчет петель на пальцы).
Практические занятия. Вывязывание и отделка изделия.
VIII. Носки. Тапочки. ( 10ч. )
Снятие мерок, расчет петель с учетом узора (если изделие с орнаментом, то с учетом расположения орнамента).
Практические занятия. Вывязывание и отделка изделия.
IX. Сумка. ( 12ч. )
Процесс выполнения изделия (краткая запись). Дать два-три способа выполнения. Размер сумки, подбор узора, расчет петель.
Практические занятия. Вывязывание и отделка изделия.
X. Сувениры к праздникам. ( 8ч. )
Беседа о необходимости традиций семейных праздников и значении в создании праздничного настроения сувениров, выполненных собственными руками. Сувениры маме, бабушке, родным н близким, друзьям. Вязка «узелки». Вязание сувениров по выбору учащихся (спортивные и другие шапочки, варежки, перчатки, гольфы, шарфы и т. п.).
Практическое задание.
Связать образец вязки «узелки», связать сувениры близким.
XI. Вязаные юбки. ( 18ч. )
1. Прямые юбки.
Расчет петель для передней и задней половинок юбки прямого силуэта. Освоение 2—3 видов вязок, пригодных для изготовления прямой юбки.
Практическое задание.
Выполнить образцы вязок, выполнить переднюю половинку юбки в уменьшенном виде.
2. Юбка клеш и полуклеш.
Освоить в образцах виды вязок, пригодных для клешевых юбок. Изготовление индивидуальной выкройки в полный размер (если воспитанница не планирует вязать юбку для пополнения гардероба, то в 1/4 или 1/8 натурального размера).
Практическое задание.
Выполнить образцы вязок, приступить к выполнению юбки (в натуральную величину или в 1/4, 3/8 размера),
3. Выбор фасона. Вязание изделия.
XII. Сборка и тепловая обработка изделия. ( 2ч. )
Влажно-тепловая обработка деталей вязаного изделия.
Особенности обработки ажуров и выпуклой вязки. Освоение 1—2 видов буклированных вязок.
XIII. Украшение вязаных изделий. ( 8ч. )
Аппликация. Материалы, используемые для аппликации, их обработка и способы прикрепления к вязаному изделию. Выпуклая аппликация, использование для ее изготовления ваты, синтепона и других материалов. Прикрепление аппликации вручную. Одноцветная и многоцветная аппликация. Шаблон для раскроя частей аппликации из плотных тканей. Вязка «соты».
Практическое задание.
Выполнить образцы одноцветной и многоцветной аппликации на образцах трикотажного полотна. Завершить работу над свитером из остатков пряжи.
Крученый пояс. Техника изготовления крученого пояса. Вязание декоративного шнура. Изготовление помпонов и кистей. Бахрома, ее изготовление и прикрепление к изделию.
XIV.Меланж. ( 2ч. )
Понятие о меланжевой нити, принципы подбора меланжа. Наиболее часто применяемые сочетания цветов. Петли для пуговиц. Обтянутая (обвязанная) пуговица. Вязка «ушки».
Практическое задание.
Выполнить образец вязкой «ушки», обвязать пуговицу.
XV. Многоцветные узоры. ( 4ч. )
Жаккардовые рисунки и вязки. Методика вязания нитями одновременно от нескольких клубков разного цвета, перекрещивание ниток на изнаночной стороне изделия во избежание образования отверстий, не предусмотренных вязкой.
Практическое задание.
Выполнить образцы жаккардовых вязок; подготовить одежду (куртка, блузон, спортивный костюм, платье из плотной ткани и др.), из которой выросли, для переделки (удлинения) при помощи фрагмента, выполненного жаккардовой вязкой. Приступить к изготовлению детали жаккардовой вязкой.
Освоение 2—3 многоцветных узоров.
Практическое задание.
Выполнить образцы жаккардовой вязки, завершить выполнение детали для переделки выбранного изделия.
XVI. Орнамент в вязании. ( 4ч. )
Геометрические орнаменты. Двух- и одноцветные геометрические орнаменты, подбор цветовых сочетаний и методика (Вывязывания. Изготовление схемы орнамента на миллиметровой или клетчатой бумаге — основа успеха при вязании орнамента. Выбор изделия для вязки с орнаментом.
Практическое задание.
Выполнить образцы орнаментов.
Цветочные орнаменты. Одно-, двух- и многоцветные орнаменты. Освоение методики их вязания на образцах.
Практическое задание.
Выполнить фрагменты цветных орнаментов. Придумать и выполнить двух-трехцветную схему для зимнего большого шарфа (или шарфа-капюшона), другого изделия по выбору участников факультатива.
XVII. Конструирование одежды. ( 6ч. )
Особенности выполнения индивидуальной выкройки для трикотажных изделий. Типы фигур и учет их специфики при изготовлении индивидуальной выкройки. Подгонка типовой выкройки подходящего размера к фигуре каждого учащегося. Увеличение размера выкройки. Уменьшение размера выкройки.
XVIII.Итоговое занятие. Выставка детских работ. ( 2ч. )
Подготовка помещения и изделий к выставке, изготовление рекламы, объявлений и т. п., приглашение гостей на выставку.
Торжественное открытие выставки изделий объединения: демонстрация крупных моделей авторами, обмен мнениями по поводу представленных работ, вручение сувениров авторам лучших работ.

Планируемые результаты

В результате освоения данной программы происходит духовное, нравственное,
художественно-эстетическое развитие личности; вырабатываются специальные умения и
навыки изготовления различных видов вязаных изделий.
Кроме того, учащиеся на 1 году обучения, в конце года
должны знать:
-Правила поведения и технику безопасности на занятии;
-Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон;
-Инструменты и материалы для вязания крючком;
-Основные приёмы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида и с накидом;
-Условные обозначения, сокращённая запись знаков для вязания крючком;
-Способы вязания по кругу;
-Прибавления и убавления петель.
должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;
- Правильно пользоваться крючком, ножницами;
- Правильно читать условные обозначения;
- Подбирать материалы для вязания;
- Выполнять основные узоры;
- Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.
Приобретают навыки:
    - умения изготавливать подарочные изделия
    - умения вязать изделия «на себя»
     -умения коллективно работать и создавать коллективные работы.

К концу 2 года обучения, учащиеся
должны знать:
- историю вязания крючком;
- состав и свойства материалов для вязания;
- как снять мерки и построить чертёж выкройки;
- технику филейного вязания;
- технику вязания ирландского кружева;
- особенности вязания некоторых видов изделий;
- требования техники безопасности и правила личной гигиены при работе с нитью,
ножницами и крючком;
- последовательность выполнения деталей изделия;
- особенности сборки, виды швов.
должны уметь:
- самостоятельно моделировать, конструировать и создавать вязаные изделия;
- выполнять все стадии изготовления вязаных изделий;
- рационально использовать материал.
- соблюдать правила поведения на занятии и ТБ при работе с инструментами;
- снимать мерки и выполнять расчет петель;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
Общая результативность проявляется в следующем:
- у детей проявляется устойчивый интерес к занятиям по
изготовлению вязаных изделий;
- к истории вязания крючком;
- вырабатывается избирательный художественно-эстетический вкус;
- развиваются воображение, фантазия.
К концу 3-го года обучения, учащиеся

должны знать:
- требования техники безопасности и правила личной гигиены при работе с нитью,
ножницами и крючком;
-инструменты и материалы для вязания спицами;
- основные приёмы вязания спицами;
- вязание узорного полотна;
- современные тенденции в моде вязаной одежды;
- особенности ухода за вязаной одеждой;
- понятие пестрое вязание, способы замены нитей;
- понятие орнамент, способы его выполнения;
- виды украшения вязаных изделий;
- понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец»;
- особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок, варежек, шапок;
- последовательность выполнения деталей изделия;
- особенности сборки изделия, виды швов;
- технологию выполнения вязаных изделий разного покроя.
Должны уметь:
- соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- вязать узоры в технике пестрого вязания;
- выполнять орнамент;
- правильно снимать мерки;
- подготавливать образцы вязания для расчета петель;
- самостоятельно выбирать фасон узор приготовить расчет петель;
- снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек;
- вязать носки, перчатки, варежки, шапки;
- вязать по выкройке и по расчету;
- определять плотность вязания;
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
-свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
- правильно соединять элементы между собой, выполнять швы различных видов;
- выполнять заключительную отделку готовых изделий.
Приобретают навыки:
- умения строить чертеж-выкройку, моделировать;
- вязания различных моделей «на себя» как по журналам, так и по своим разработкам;
- умения самостоятельно разрабатывать и создавать творческие проекты с использованием знаний умений и навыков полученных за период обучения;
- заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.

Результатами обучения по данной программе могут являться положительные психические изменения (развитие памяти, внимания, мышления, моторики рук), развитие творческих способностей, профессиональное самоопределение учащихся, а также  повышение престижа объединения.
Календарный учебный график работы объединения:
с 1сентября 2015г. по 31 мая 2016г.
- количество учебных недель 36, учебных дней – 72 дня.
- продолжительность учебного года
- каникулы с 31.10.2015г.- 8.11.2015г.
с 30.12.2015г.- 10.01.2016г.
с 26.03.2016г.- 3.04.2016г.
с 31.05.2016г.- 1.09.2016г.
- сроки проведения аттестации: Промежуточная-
Итоговая-
Условия реализации программы
Одним из важных факторов, напрямую влияющих на успешность и результативность осуществления образовательной программы, является условия реализации образовательной программы.
Кадровое обеспечение. Обучение в объединении осуществляет педагог с высшим образованием и дополнительной специальностью психолога, имеющий высшую квалификационную категорию и удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации с 11 марта 2014г. по 17 апреля 2014г.
Работа ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МКУ ДО Ольховатского Дома пионеров и школьников. Для успешного функционирования кружка необходимо хорошее учебно-материальное обеспечение, которое включает:
- помещение для занятий, которое должно соответствовать всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;
- материалы и инструменты, которые приобретаются самими учениками и имеются у педагога (крючки для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);
- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.
Материально-техническое обеспечение
Специально оборудованный кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям и эргономическим подходам. Помещение для занятий должно иметь хорошее, качественное освещение. Удобная для рукоделия мебель: высота стула соответствует высоте стола. Столы и стулья должны быть удобными, соответствовать возрастным особенностям обучающихся детей.
Программа может быть реализована при наличии минимального набора инструментов, приспособлений, материалов для вязания.
1. Правила техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами
2. Наличие инструментов:
- крючки для вязания различной толщины;
- ножницы;
- швейные иглы;
- булавки;
- сантиметровая лента;
- электрический утюг, гладильная доска
3 Наличие материалов:
- пряжа и нитки разной толщины и цветов;
- калька;
- миллиметровая бумага;
- акварельные краски.
4 Специальная и учебная литература для детей и педагога
5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:
- таблицы:
«Основные приёмы вязания»,
«Условные знаки и сокращения » для вязания крючком
«Способы введения крючка в петлю»,
«Вязание круга, квадрата»,
«Филейное вязание»;
- схемы изделий;
- коллекция ниток;
- образцы вязания;
- изделия: панно, вязаные поделки;
- инструкционные карты;
- дидактические карточки;
- альбомы с фотографиями вязаных работ;
- видеокассеты о русских народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве России.
Дети самостоятельно приобретают инструменты и материалы для занятий: набор крючков, иглы, нити шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, фурнитуру , тетрадь для записей, сантиметровую ленту, бумагу для выкроек, пакет для хранения ниток и изготовляемого изделия, альбом или листы бумаги для прикрепления образцов.Руководителю нужно иметь запасные инструменты и материалы. При необходимости они могут служить наглядным материалом на занятиях, а также использоваться кружковцами.
Контроль в процессе обучения осуществляется по результатам выполнения практических
работ. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Программа предусматривает мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.
Теоретические знания по технологии изготовления вязаных изделий определяются в ходе
теста-игры «Знаток вязаного мастерства», для проверки по истории вязание крючком проводится игра-обзор. Умения и навыки определяются в процессе диагностики: начальной, которая проводится в начале учебного года и позволяет определить первоначальные практические навыки, и итоговой, которая проводится в конце учебного года и позволяет выявить уровень освоения данного практического материала.
Мониторинг результатов образовательной деятельности объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах»
Содержание дополнительных образовательных программ «Вязание крючком» и «Вязание на спицах» учитывает потребности воспитанников в овладении данным видом прикладного творчества.
Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса воспитанников к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.
Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.
Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому искусству как вязание крючком и спицами крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединениям «Вязание крючком» и «Вязание на спицах». (См. Таблицу №1)
Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.
Таблица №1
Система мониторинга объединения «Вязание крючком».
Вид мониторинга Цель мониторинга Диагностические средства Участники Сроки Подведение итогов
Входящий Выявление уровня подготовки воспитанников, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы. Метод наблюдения, анкетирование Воспитанники, родители Сентябрь Октябрь
Текущий Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения. Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры) Воспитанники В течение года В течение года
Итоговый Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения. Тестирование, анализ выставочных работ Воспитанники Апрель, май Май
Опросники для обучающихся объединений «Вязание крючком» и «Вязание на спицах».
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+».
Критерии оценки:
Знаю, умею – 5 баллов;
Делаю с помощью педагога – 4 балла;
Не знаю, не умею – 3 балла.
Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.
Высокий уровень – 5-4,5 баллов;
Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;
Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.
Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам первого года обучения.
№ Знаешь ли ты? Знаю
Умею Делаю с помощью педагога Не знаю
Не умею
1 Правила техники безопасности 2 Что такое «раппорт» 3 Виды крючков 4 Виды пряжи Можешь ли ты? 5 Делать воздушные петли 6 Делать столбики с накидом 7 Делать столбики с 2-3 накидами 8 Делать пышный столбик 9 Делать ракушку 10 Делать витой столбик 11 Делать рельефный столбик 12 Делать перемещенный столбик 13 Делать крестообразный столбик 14 Вязать по описанию 15 Составлять схемы 16 Вязать по схеме 17 Прибавлять петли 18 Убавлять петли Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание крючком» по итогам второго года обучения.
№ Знаешь ли ты? Знаю
Умею Делаю с помощью педагога Не знаю
Не умею
1 Правила техники безопасности 2 Особенности вязания продольных и поперечных кружев 3 Правила вязания в филейной технике 4 Правила вязания брюггского кружева 5 Правила вязания ирландского кружева Можешь ли ты? 6 Вязать поперечные кружева 7 Вязать продольные кружева 8 Читать схемы филейного кружева 9 Вязать филейное кружево 10 Прибавлять и убавлять филейные клетки 11 Выполнять тесьму брюггского кружева 12 Выполнять соединения в технике брюггского кружева 13 Читать схемы брюггского кружева 14 Вязать сеточки фона в технике ирландского кружева 15 Вязать мотивы в технике ирландского кружева Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание спицами» по итогам третьего года обучения.
№ Знаешь ли ты? Знаю
Умею Делаю с помощью педагога Не знаю
Не умею
1 Правила техники безопасности 2 Что такое пестрое вязание? 3 Что такое техника цветения? 4 Что такое орнамент? 5 Особенности ухода за вязаной одеждой. 6 Виды украшений вязаных изделий. 7 Понятия «пропорции фигуры», «выкройка-основа», «контрольный образец». 8 Особенности кругового объемного вязания. Можешь ли ты? 9 Вязать в технике пестрого вязания 10 Вязать орнамент 11 Снимать мерки. 12 Рассчитывать количество петель для вязания носок, перчаток, варежек, шапочек. 13 Выполнять различные виды швов при сборке деталей трикотажного изделия. 14 Изготавливать помпоны, кисти, шнуры. 15 Вязать цветы. 16 Вязать по выкройке и по расчету. 17 Определять плотность вязания. Опросник обучающихся по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах» по итогам третьего года обучения.
№ Знаешь ли ты? Знаю
Умею Делаю с помощью педагога Не знаю
Не умею
1 Правила техники безопасности 2 Особенности ухода за готовыми вязаными изделиями. 3 Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец». 4 Особенности снятия мерок. 5 Особенности вязания по выкройке и по расчету. 6 Виды швов. Можешь ли ты? 7 Вязать мягкие игрушки 8 Снимать мерки 9 Определять плотность вязания 10 Вязать по выкройке спинку и полочку 11 Вязать по выкройке рукава 12 Вязать по выкройке карманы 13 Вязать по выкройке воротники различных видов 14 Выполнять трикотажные швы различными способами Диагностический инструментарий
Тест
Тема: Вязание на двух спицах.
Данный тест может проводиться в конце первого года обучения по дополнительной образовательной программе «Вязание на спицах».
1. Спицы бывают:
а) стальные; б) фарфоровые; в) пластмассовые; г) деревянные.
2. Номер спицы соответствует:
а) длине спицы; б) диаметру спицы в мм; в) толщине спицы в см.
3. Первую петлю при вязании:
а) вяжут лицевой петлей; б) снимают, не провязывая; в) вяжут изнаночной петлей.
4. Сколько способов вязания лицевой и изнаночной петли существует?
а) два; б) три; в) один.
5. В схемах вязания значком «О» обозначают:
а) лицевую петлю; б) изнаночную петлю; в) накид.
6. Накиды используют:
а) для чулочного вязания; б) платочного вязания; в) ажурных узоров; г) вязания английской резинки.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называется:
а) платочной вязкой; б) резинкой; в) чулочной вязкой.
8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов; б) чередованием лицевых и изнаночных петель; в) чередованием лицевых петель и накидов.
9. Пряжа, скрученная из нескольких ниток разного цвета, называется:
а) коллаж; б) меланж; в) букле;
10. Орнамент это:
а) чередование фигур; б) художественное украшение; в) способ вязания.
Анкета для обучающихся
Цель: выявить круг интересов детей в декоративно-прикладном творчестве, отношение к искусству «Вязание крючком»
1. Фамилия, имя _______________________________
2. Чем ты любишь заниматься в свободное время?__________________
______________________________________________________________
3. Как часто ты интересуешься журналами по вязанию? (Часто, редко, затрудняюсь ответить)
4. Есть ли у вас дома самодельные предметы? (вязанные вещи, вышитые изделия, резьба по дереву и т.д.) _______________________________
5. Кто из родственников, друзей занимается в свободное время рукотворным ремеслом? Каким?_______________________________
_____________________________________________________________
6. Как ты считаешь, необходимо ли развивать в себе творческие способности или без этого можно обойтись?_____________________
7. Заниматься в нашем кружке ты хотел(а) давно или желание возникло неожиданно? ________________________________________________
8. Поддерживают ли тебя родители, другие родственники, друзья в том, что ты посещаешь занятия нашего кружка? ______________________

Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Отметьте, что для Вас является самым важным, значимым результатом занятий в
кружке:
Желание ребенка заниматься любимым делом.
Желание развить способности ребенка.
Желание дать ребенку разностороннее образование.
Желание занять свободно время ребенка.
Желание найти ребенку друзей.
Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут ребенку в учебе в школе.
Желание подготовить ребенка к выбору профессии.
Надежда, что занятия в Доме детского творчества помогут исправить недостатки ребенка.
Желание дополнить основное образование ребенка.
Другое ________________________________________

Кроссворд «Вязание крючком» (2 год обучения)
1 2 3
4 5 6 7 8 Вопросы:
По горизонтали:
2. Графическое изображение узора вязания.
4. Он может быть с накидом, без накида, пышный, рельефный и крестообразный.
6. Повторяющаяся часть рисунка.
7. Узор для манжет, связанный рельефными столбиками.
8. Вязаное кружево, имеющее два ровных края для пришивания.
По вертикали:
Последовательный ряд воздушных петель.
3. Элемент, связанный из нескольких воздушных петель.
5. Размер крючка.
6. Несколько столбиков с одним, двумя или большим количеством накидов, вывязанных из одной петли.
Ответы:
По горизонтали: 2. Схема; 4. Столбик; 6. Рапорт; 7. Резинка; 8. Прошва.
По вертикали: 1. Цепочка; 3. Пико; 5. Номер; 6. Ракушка.
Дидактические игры
Цель: проверка и закрепление ЗУНов воспитанников на занятиях.
Данные игры могут применяться для закрепления навыков по каждой теме.
1. «Найди и назови».
Описание: берем готовое изделие или иллюстрацию в книге. Воспитаннику предлагается назвать и показать элементы вязания, с помощью которых было изготовлено изделие.
2. «Угадай и свяжи».
Описание: водящий выполняет какой-нибудь элемент вязания, отгадать предлагается второму воспитаннику. Если он правильно угадал, то сам становится водящим. Если нет, то вопрос адресуется другому.
3. «Кто вперед».
Описание: Педагог произносит название элемента вязания, который необходимо связать, за какое-то время. Дети выполняют задание. Выигрывает тот, кто больше и аккуратнее выполнит элементов.
4. «Пойми меня».
Описание: водящий или педагог показывает какой-нибудь элемент вязания первому игроку, который должен показать этот элемент следующему и т.д.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Цепочка – это ряд... а) бегущих петель; б) воздушных петель; в) лицевых петель.
2.Крючок для вязания состоит из: а) головки, захвата, стержня, ручки; б) стержня, зацепа, рукоятки; в) головки, стержня, ручки. 3. Номера крючков и спиц соответствуют их… a) диаметру б). длине в). радиусу
4.На что указывает номер пряжи? а) на номер контролера; б) на дату выпуска; в) на толщину нити.
5.При вязании крючком (на спицах) нить должна быть: а) в два раза толще крючка (спицы); б) в два раза тоньше крючка (спицы); в) равна толщине крючка (спицы).
6.Для окончания вязания крючком: а) провязывают закрепляющий ряд; б) обрывают нить и протягивают ее в последнюю петлю; в) закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити.
7.При вязании крючком в три приема провязывают: а) столбик с одним накидом; б) столбик с двумя накидами; в) пышный столбик.
8. При работе крючком лишнее: а) крючок б) наперсток в) нити
9. Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для: а) ажурных узоров б) гладких, рельефных и многоцветных в) одноцветных декоративных изделий
10. Стирать пряжу рекомендуется: а) в горячей воде с содой б) в холодной воде с мылом в) в теплой воде с растворенным стиральным порошком, для ручной стирки.
Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.
Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшие участники награждаются почётными грамотами.
Материально-методическое обеспечение:
1.  Таблицы условных знаков
2.  Инструкция по технике безопасности труда на занятии
3.  Схемы узоров
4.  Литература по списку
5.  Материалы сети Интернет
6.  Крючок
Организация учебного процесса в виде индивидуальных занятий с учетом возрастных особенностей и способностей детей. Формы проведения занятий – теоретические и практические. Основной формой проведения занятий является практическая работа.
Также запланированы посещение выставок народно-прикладного творчества, музеев и встречи с интересными людьми. В работу объединения включены мастер-классы ; обучающие семинары; конкурсы, фестивали. Итогом работы объединения являются личные достижения учащихся, победы и участия в конкурсах, выставках своих изделий. Создание качественно выполненных изделий.

Список литературы
Ракова С.А. «Вязание крючком», 2003г.
Новикова И.В. «Вязание крючком» (5-7 лет), 2007г.
Гурбина Е.А. «Вязание крючком» 5-7 классы,2007г.
Еременко Т. И. «Кружок вязания крючком», 1984г.
Кришталева В. С, Вязание узоров крючком», 1988г.
Андреева Р. П. «Новые узоры для вязания крючком», 2000г.
Подписки журналов «Диана креатив»,«Валентина», «Вязание, модно и просто».
 8. «Вяжем крючком для всей семьи». «Ниола пресс», 2011.
9.  В. С. Кришталёва “Вязание узоров крючком” Москва Легпромбытиздат 1989.
10.  Е. Г. Жадько «Посиделки с рукоделием», «Феникс», 2005 год.
11.   М. Максимова, М. Кузьмина «Волшебный крючок». «ЭКСМО-Пресс», 1998 год.
12.   Н. В. Фарафошина “Художественное вязание” “Алфавит” 1993.
13.  Н. С. Шевченко “Волшебный крючок” Ростов-на-Дону “Феникс” 2003.
14. Т. А. Терешкович “Школа вязания” Минск “Полымя” 1995.
15. Т. А. Терешкович «Рукоделие для дома: 103 оригинальные идеи», 2004 год.
16.Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова //
17 Будур Н. «Курс женских рукоделий», Москва, изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2000 г.
18. Власова А.А. «От умения к мастерству», С-Петербург, 1992 г.
19. Мещерякова С. «Всё о вязании: от советов до секретов», Москва, 1999 г.
20. Мульш А.Я. «Рукоделие в школе», Москва, изд-во «Просвещение», 1974г.
21. Пучкова Л.С. Кружок художественного вязания. М., 1987 г.
22. Ярмулавичене О.С. Вязание крючком. М., 2000 г.
23. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова //
24.. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.