Конструкт урока русского языка на тему: Правописание приставок и суффиксов


Конструкт пробного урока русского языка
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 46
Боярских Виктории Сергеевны
Дата: 12.10.16.
ОО: МУОШИ «Школа-интернат №27»
Класс: 4 «В».
ФИО учителя класса: Рассказова Наталья Владимировна.
ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна.
Тема урока: Правописание приставок и суффиксов.
Планируемые результаты:
Личностный: обучающиеся проявляют заинтересованность к уроку «русский язык», доброжелательное отношение друг к другу в процессе работы в парах.Метапредметный: обучающиеся демонстрируют навыки самоконтроля, устойчивость внимания через организацию парной работы, индивидуального контроля; проявляется зрительная и слуховая память посредством фронтального, индивидуального проговаривания и наглядности. Демонстрируют личностные УУД: самоопределение к деятельности; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в парах; познавательные УУД: общеучебные -формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; логические -анализ с целью выделения признаков, синтез; действия постановки и решения проблем:формулирование проблемы; регулятивные УУД: постановка учебной задачи, оценка своих действий, волевая саморегуляция.
Предметный: обучающиеся демонстрируют умения правильно писать приставки и суффиксы, знают орфограммы в приставках и суффиксах, применяют знания при выполнении самостоятельной работы.
Цель: создать условия для формирования знаний о правописании приставок и суффиксов.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся заинтересованность к уроку «русский язык», доброжелательное отношение к друг другу в процессе работы в парах.Коррекционно-развивающая: развивать навыки самоконтроля, устойчивость внимания через организацию парной работы, индивидуального контроля; развивать зрительную и слуховую память посредством фронтального, индивидуального проговаривания и наглядности. Развивать личностные УУД: самоопределение к деятельности; коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в парах; познавательные УУД: общеучебные -формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; логические -анализ с целью выделения признаков, синтез; действия постановки и решения проблем:формулирование проблемы; регулятивные УУД: постановка учебной задачи, оценка своих действий, волевая саморегуляция.
Образовательная: формировать знаний о правописании приставок и суффиксов и орфограмм в приставках и суффиксах, умение применять знания при выполнении самостоятельной работы.
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
Создание положительного эмоционального подъёма.
Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения
Принцип наглядности
Принцип систематичности и последовательности
Принцип доступности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип деятельности
Принцип психологической комфортности
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания
Методы формирования соц. опыта:
педагогическое требование.
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
Поощрение.
Создание ситуации успеха.
Художественное слово.
Методы обучения
Методы организации самостоятельной деятельности:
Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация.
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение, практическая работа.
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение.
Методы стимулирования познавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение.
Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей:
Постановка проблемы
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оснащение
Средства обучения:
Демонстрационные:
Карточка №1
Карточка №2
Слова
Карточки для самостоятельной работы
Индивидуальные:
Тетрадь
Учебник
Ручка
Карандаш
Информационные источники
ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
Учебник русского языка. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. 4 класс, 1 часть.
Методические рекомендации по русскому языку.
Урочная разработка. Кузовкова С.Г. , учитель высшей квалификационной категории, школа №39, г. Казань
Урочная разработка. Иванова А. Ю., г. Тамбов.
Тип урока: урок совершенствования способов действий.
План урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).
Информация о домашнем задании.
Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).
Двенадцатое октября.
Классная работа.
Ход урока
Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне. Педагогическое требование, беседа, художественное слово. Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!
- Добрые день, ребята! Меня зовут Виктория Сергеевна, и урок русского языка проведу у Вас я!
-Откройте тетради запишите дату, классная работа. личностные УУД: самоопределение; регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему. Беседа, повторение, объяснение, упражнение,
постановка проблемы и создание
проблемной ситуации, демонстрация, поощрение, создание ситуации успеха. - Ребята, чтобы начать изучать новую тему урока, я предлагаю вспомнить предыдущий материал.
-Кто может мне назвать тему прошлого урока? (Правописание гласных и согласных в корнях слова, удвоенных согласных в словах)
-Совершенно верно.
-На предыдущем уроке мы говорили о правописании удвоенных согласных в словах. Повторим еще раз слова с удвоенными согласными, правописание которых нужно запомнить.
-Для этого проведем с вами словарную работу.
Я буду вам диктовать слова, а вы будите записывать их в строчку, через запятую, подчеркивая удвоенную согласную.
-Миша будет работать у доски с комментированием, остальные записывают в тетради.
АЛЛЕЯ, МЕТАЛЛ, ПАССАЖИР, РАССТОЯНИЕ,
АППЕТИТ, АККУРАТНО.
-Таким образом, мы с вами еще раз повторили слова, которые нужно запомнить. Давайте прочитаем их хором.
-Чтобы нам легче было работать на уроке, давайте повторим с вами значимые части слова. Какие вы знаете?
-Правильно, это-окончание, основа, корень, приставка, суффикс.
-Для того чтобы сформулировать тему урока предлагаю прочитать слова и разделить их на 2 группы.
По..скочил, ключ..к, от..шёл, замоч..к, п..р..прыгнул, клюв..к.-На какие две группы можно их разделить? (слова с орфограммой в суффиксе, и в приставке).
- Какие орфограммы в приставках вы знайте?
( Безударная гласная в приставках, ……………..)
- Какие орфограммы в суффиксах вы знайте?
(Правописание суффикса - ек ( ик), - онок )
-Для чего нужно уметь определять состав слова? (состав помогает определять правильно орфограмму в слове).
-Давайте попробуем сформулировать тему урока. О чем мы сегодня с вами будем говорить? Сейчас мы говорили о приставках и суффиксах, умеем ли мы правильно писать их? Значит, как будет звучать тема урока?
-Тема сегодняшнего урока звучит так - правописание приставок и суффиксов.
-Давайте с вами сформулируем задачи урока. Что мы должны сегодня с вами вспомнить?
Вспомнить... (какие орфограммы встречаются в приставках и суффиксах)
научиться распознавать орфограммы в приставках
и суффиксах и правильно писать слова с этими видами орфограмм.
в приставках и суффиксах
Научиться распознавать…(орфограммы в приставках и суффиксах)
Проверить…(знания при выполнении самостоятельной работы)
-Таким образом, мы сформулировали тему, задачи урока. регулятивные УУД:волевая саморегуляция; постановка учебной задачи; осознание качества и уровня усвоения материала; составление плана и последовательности действий;
коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
познавательные УУД: формулирование проблемы; анализ с целью выделения признаков; поиск и выделение информации.
3. Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.
Задача: решить устно задачу и обсудить её решение. Беседа, упражнение, работа с книгой, демонстрация, временная работа в парах, создание ситуации успеха, поощрение, объяснение.-Для того чтобы начать изучать и повторять тему урока поработаем с учебником. Открываем учебник на странице 61, работаем с упражнением № 100.
- Рассмотрите таблицу. Какие части слова представлены в каждой группе?
( Приставки, корни, суффиксы)
-Как у нас пишутся приставки слитно с корнем слов или раздельно?
( Приставки пишутся слитно с корнями слов)
- Как различить приставки и предлоги? Предлоги пишутся слитно со словами или раздельно?
(Приставка служит для образования новых слов, а предлог для связи слов в предложении. Приставки пишутся слитно с корнем слова, а предлоги пишутся со словами раздельно. )
-Приставки бывают изменяемые и неизменяемые.
- Что вы знаете о правописании гласных и согласных в приставках типа
по-, до-, за-, про-, под-, от-….. ?
- Это неизменяемые приставки. Они пишутся всегда одинаково, их правописание надо запомнить.
- Используя данные части слова, составьте возможные слова. Выделите в этих словах значимые части слова. Работать будем по цепочке.
(запись на доске)
-Какую еще значимую часть слова использовали при составлении слов, но в таблице ее нет? (окончание)
-Совершенно верно- окончание.
-Таким образом, мы с вами потренировались составлять слова и выделили в них значимые части слова.
-Для того чтобы отработать умения предлагаю выполнить небольшое задание. Работаем самостоятельно в течение 1 минуты, можно совещаться в парах.
Задание 1.
Рассмотрите цепочки слов. Если вы считаете, что в скобках дана приставка соедините ее со словом и выделите, если же считаете, что в скобках дан предлог, то поставьте разделительную черту.
(от) резной, (от) грузка, (от) радный(про) сушка, ( про) книгу, (про) школу
(за) окном, (за) садом, (за) ехал
- Для чего нужны приставки в словах? (для образования новых слов)
- Для чего нужны предлоги в речи? ( для связи слов в предложении)
-Давайте проверим.
-Итак, ребята, мы с вами поработали со значимой частью слова - приставкой, научились отличать приставку от предлогов.
ФИЗ. МИНУТКА
-С какой значимой частью слова мы еще с вами не поработали?
-Правильно, нам надо поработать над правописанием суффиксов в словах.
-ик -ек -ок - онок- Перед вами суффиксы. Вспомните, вызывают ли затруднения правописание этих суффиксов в словах.
-Давайте проверим, какой суффикс в данном слове и почему?
Карандаш...к-В какой части слова пропущена буква? (в суффиксе)
-Какую гласную мы вставим?
-Как проверить правильное написание этих суффиксов?
(рассмотрим таблицу в учебнике стр. 62.)
- Как определить, какой суффикс надо писать в слове: -ик или - ек?
( Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает – суффикс – ик)- В именах существительных можно встретить суффиксы: – ок и -онок. Чаще всего эти суффиксы пишутся после шипящих.
(медвежонок, галчонок, мышонок, дружок).
-Когда в суффиксе существительного после шипящего пишется -о-?(под ударением)
( Чтобы правильно написать суффикс в слове, поставим ударение. Под ударением пишется -о-.)
-Для того чтобы было проще запомнить, какую букву в суффиксе нужно писать предлагаю составить алгоритм.
Алгоритм
1. Прочитай слово.
2 .Выдели суффикс в слове, если суффикс –ик /-ек
Надо изменить форму слова и посмотреть, что происходит с гласным. Если гласный выпадает, пишется суффикс - ек, а если не выпадает – суффикс – ик, например.
Билетик-билетика. Орешек-орешка.
Если суффикс, -ок/-онок, то после шипящих под ударением пишется –о-, например
Мышонок, кружок.
3. Вставь в суффикс гласную.
– С края парты каждый возьмите себе алгоритм. И прочитайте еще раз алгоритм про себя, расскажите его соседу по парте.
-Предлагаю проговорить 2 слова по алгоритму вслух, а затем в парах проговорите одно слово, которое представлено на доске. (мяч…к, еж…нок)
-Молодцы, справились с заданием.
-Теперь выполним следующее упражнение под № 103.
-Прочитайте задание вслух.
ДРУГ – ДРУЖОК - ДРУЖОЧЕК
-Как образовалось слово ДРУЖОЧЕК? ( от слова дружок с помощью суффикса – ек)
-Почему в этом слове пишется -ек? ( Потому что при изменении слова гласный суффикса выпадает: дружочек – дружочка)
-А как образовалось слово ДРУЖОК? (от слова друг с помощью суффикса – ок)
- Почему в суффиксе надо писать -О-? ( Буква – о- пишется в суффиксе существительных после шипящих под ударением)
-Правильно.
регулятивные УУД:волевая саморегуляция; коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные УУД:общеучебные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические УУД: анализ, синтез, сравнение.
5. Первичное закрепление.
Задача: проговорить новое знание устно. беседа, повторение.
-Мы с вами проговорили, а теперь самостоятельно запишите в тетрадь 3 и 4 цепочку слов, вставляя букву в суффикс и выделяя его.
-Я вижу, что вы уже закончили, давайте проверим.
-Итак, ребята, давайте вспомним, чем мы с вами занимались на протяжении всего урока. Давайте вернемся к задачам урока. Все ли задачи урока решены? (нет).
-Верно, у нас осталась последняя задача. Личностные УУД: самоопределение. Логические УУД: синтез.
Регулятивные УУД:
Волевая саморегуляция.
6. Самостоятельная работа
Задача: способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка. Практическая работа. -Чтобы закрепить умения и проверить ваши знания, предлагаю выполнить небольшую тестовую работу.
Внимательно читайте вопрос и отмечайте только один правильный ответ. Поднимите руку те, кто понял задание.
-Отлично, вы можете приступать, вам дается на выполнение 5 минут. Как закончите, поднимите руку.
Тестовая работа.
1.Приставка – часть слова, которая стоит:
а) перед корнем в) после окончания
б) после корня г) после суффикса
2.Не существует приставки:
а) с- в) з-
б) в- г) о-
3.Укажите случай раздельного написания.
а) (про)студа в) (про)лог
б) (про)мах г) (про)дрог
4.Укажите слово с приставкой с-.
а) (з, с)делка в) (з, с)десь
б) (з, с)дравие г) (з, с)дание
5.Суффикс служит для:
Приставка – часть слова, которая стоит:
А. перед корнем В. после окончания
Б. после корня Г. После суффикса
Не существует приставки:
А. с- В. по-
Б. з- Г. под-
Укажите случай раздельного написания предлога:
А. (про) студа В. (про) осень
Б. (про) мах Г. (про) дрог
Суффиксы служат для:
А. связи слов в предложении
Б. Изменения формы слова
В. образования новых однокоренных слов
Укажите слово с суффиксом - ик:
А. ключ…к В. замоч…кБ. кармаш…к Г. дружоч…к
6. Укажи слово с суффиксом –ок, изменив его:
А. петух В. нож
7. Найди слово с приставкой:
А. (к) воде В. (на) песок
Б. (по) белка Г. (с) лисой.

-Итак, я вижу, что вы уже закончили, давайте проверять. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сейчас я буду называть номер вопроса и букву, то есть правильный ответ. Если верно- ставите плюс, а если нет -минус. Поднимите руку те, кому понятно как будем проверять?
-Встаньте те, кто выполнил все верно, а теперь поднимите руку те, кто допустил 1-2 ошибки. Что нужно делать, чтобы не допускать ошибки?
-Молодцы.
а) связи слов в предложении
б) изменения слов
в) образования новых слов
г) соединения корня и окончания
6.Укажите слово с суффиксом – ик.
а) ключ..к в) замоч..к
б) кармаш..к г) дружоч..к
7. Разберите слова по составу и укажите лишнее слово.
а) белка в) липка
б) рыбка г) стопка познавательные УУД:общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
7.Информация о домашнем задании Объяснение - А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание, дома вам нужно выполнить упражнение №104. регулятивные УУД:волевая саморегуляция;
7. Рефлексия деятельности (итог урока).
Задача: способствовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Поощрение, беседа. -Ребята, наш урок подходит к концу. Предлагаю вернуться к задачам урока.
-Вспомнили мы с вами…, научились….
- Правописание каких значимых частей слова мы повторили?
- Что нужно помнить о правописании приставок? Суффиксов?
-У кого есть затруднения, что нужно делать, чтобы их преодолеть?
-Спасибо, ребята, за урок. Хочу вас поблагодарить за то, что вы мне помогали, активно отвечали. До свидания!
Личностные УУД: самоопределение.Регулятивные УУД: оценка собственной деятельности.