Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание приставок и суффиксов» 3класс


Тип урока: открытие нового знания
Тема урока: «Правописание приставок и суффиксов»Цель: формирование умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами – ек,- ик.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь выделять приставки и суффиксы в словах.
Метапредметные: понимание учебной задачи и умение решать её, умение делать выводы, проверка по учебнику сделанных выводов, преобразование полученной информации.
Личностные:  привитие интереса к предмету.
Методы: практические, методы стимулирования и мотивации учебно–познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля, создание ситуации успеха; словесный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения и необходимое техническое оборудование (ресурсы): Учебник:  Русский язык: 3 класс.
План урока:
Мотивация учебной деятельности (1,5 мин);
Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии (4 мин);
Выявление места и причины затруднения (1 мин);
Построение проекта выхода из затруднения (1 мин);
Реализация построенного проекта (5мин);
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (10 мин);
Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой (10мин);
Включение в систему знаний и повторений (10мин);
Рефлексия (2 мин)
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Ребята, повернитесь к друг другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II. Актуализация и фиксирования индивидуальных затруднений в пробном действии
Откройте свои тетради, подпишите число и классная работа.
- Посмотрите на ряд слов: норка дочка книжка.
- Выделите корень в этих словах. Выделите окончание.
- Кто догадался, какой частью слова является буква -к в этих словах? (суффикс)
-Запишите слова, выделите суффикс. Придумайте и запишите 1слово с
таким же суффиксом.(берёзка, осинка).
- Что такое суффикс?
Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- Какое значение придает суффикс - к этим словам? (умен.-ласкат.)
- Какая еще часть слова служит для образования новых слов? (приставка).
- Чем она отличается от суффикса? (стоит перед корнем).
III.Выявление места и причины затруднения
Откройте учебник на странице 124.
- Какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема: Правописание суффиксов и приставок.
- Какую цель поставим перед собой на урок?
Находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Выполним упражнение 239.

Вспомните! Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости – звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется эта приставка или этот суффикс, или проверить его написание по словарю.
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс, проверить по словарю)
Пишите приставки по памяти. Проверяйте гласные, подбирая слово с ударной приставкой (досуха). Пишите перед глухими согласными с, перед звонкими – з.
- Сейчас мы с вами будем записывать слова, разбирать их по составу и подчеркивать безударную гласную.
Побег, переход, проезд,
- В какой части слова находятся безударные гласные? (в приставке)
-Что же нам надо сделать, чтобы правильно написать безударную приставку? (Запомнить или посмотреть в орфографическом словаре).
Запишите слова: мамочка, кошечка, березонька.
- В какой части слова находятся безударные гласные? (в суффиксе).
- Что же надо сделать, чтобы правильно написать безударный суффикс?
- Когда мы применяем правило о Безударной гласной?
Прежде, чем применить правило о безударной гласной, нужно узнать в какой части слова стоит безударная гласная.
- Что мы будем делать, если безударная гласная будет находиться в корне слова? (надо подобрать проверочное слово).
- А если безударная гласная находится в приставке или суффиксе, что нам надо делать? (вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс).
V. Реализация построенного проекта
- Выполните упр. 240.
Слова с приставками: расколить, посади.
Слова с суффиксами: зёрнышко, солнышко.
В слове подсолнечник присутствует и приставка и суффикс.
- У меня для вас есть слова. Прочитайте их.
Смел_сть, бел_нький, ваз_чка, ключ_к, ореш_к - Определите, в какой части слова пропущена буква? (в суффиксе).
- Вставьте пропущенную букву и объясните ее написание.
Смелость, беленький, вазочка, ключик, орешек.
- Почему возникло затруднение? (есть суффикс -ек, а есть и -ик).
- Сегодня на уроке мы должны разобраться в каком случае пишется -ек, а в каком -ик.
Физкультминутка
Художник – невидимка Маршируют, высоко поднимая ноги.
По городу идет  
Всем щеки нарумянит Трут щеки ладонями
Всех за нос ущипнет. Щиплют себя за нос
А ночью он, пока я спал Маршируют на цыпочках
Пришел с волшебной кистью  
И на окне нарисовал Рисуют воображаемой кистью листья.
Сверкающие листья  
VI. Обобщения затруднений во внешней речи
Вы отдохнули и можете продолжить свою работу.
Выполните упр. № 242. Прочитайте группы слов.

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)
- Определите число первой пары слов. Орешек – орешки. Аналогично с другими словами.
- В каком суффиксе при изменении формы слова гласный звук сохраняется, а в каком гласный звук исчезает, выпадает? (в суффиксе – ек гласный звук выпадает).
- Кто может сформулировать правило?
Прочитайте правило правописания суффиксов – ик, -ек.
- Запишите слова так: сначала слова с суффиксом – ек, а затем с суффиксом – ик.
Прочитайте правило еще раз. Перескажите правило.
Выполните упр. № 243. Запишите слова в два столбика.

- Какое значение придают эти суффиксы? (уменьш.- ласкат.)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Вставьте подходящие по смыслу приставки, выделите их.
...летел ураган, ..бежал первым, ..шёл в дом, ..ехал из города, ..копал яму, ..вязала варежки, ..шёл друга.
- Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.
Замеч..к , ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.
VIII. Включение в систему знаний и повторений
Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?
- Когда в слове пишется суффикс – ек, когда – ик.
IX. Рефлексия. Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось… Почему?
- Как оцениваете свою работу?
Домашнее задание. Упр. 241(с. 125)