Конспект урока на тему Правописание приставок и суффиксов


Тема: Правописание приставок и суффиксов –ик-, -ек-
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: коммуникативных УУД:
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;
регулятивных УУД:
формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
познавательных УУД:
формирование навыков работы с учебной информацией;
формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);
формирование способности решать проблемы поискового характера;
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;
создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;
включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.
Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.
Технологическая карта урока
№ п/п Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности.
(Зарядка для пальчиков и настрой на урок.)
- Ребята, повернитесь друг к другу и пожелайте друг другу успешной работы:
Желаю (соприкасаются большими пальцами) Успеха (указательными)Большого (средними)Во всём (безымянными)И везде. (мизинцами)Здравствуй! (прикосновение всей ладонью руки)Удачи тебе всегда! (пальцы детей переплетаются в замок). 
- А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.  Проверяют готовность к уроку Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
формирование положительного отношения к процессу познания;
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
2. Запись даты. Чистописание
- Запишите число, классная работа
Четырнадцатое декабря
Прописывание буквы Д, характеристика этой буквы. Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.
Личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
Регулятивные: формирование начальных форм рефлексии;
Предметные: включение учащихся в деятельность по формированию навыков каллиграфического письма включение учащихся в
3. Повторение правила работы в группе - Вспомним правила работы в группе:
Группой работайте,
Дружно, согласно,
Тогда все получится
Просто прекрасно.
Чтоб работу выполнять,
Нужно всем заданья дать.
Всю работу разделить,
Никого не позабыть.
Помогать друг другу нужно
И работать вместе дружно.
А когда закончим дело,
Поднимаем руки смело.
- Критерии оценивания работ:
1. Справились с работой.
2. Работа выполнена аккуратно.
3. Содержание соответствует заданию.
4. Выступали грамотно. Вступают в диалог с одноклассниками, распределяются по группам.
Повторяют изученные правила работы в группе.
Знакомятся с критериями оценивания.
Работают по инструкционной карте.
Обсуждают алгоритм действий для решения орфографических задач, используют его в практической деятельности Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова; Регулятивные:
- формирование начальных форм рефлексии: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
3. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы будем исполнять с вами роль спасателей, а спасти мы должны героя книги Лии Борисовны Гераскиной  «В стране невыученных  уроков», Виктора Перестукина, который за один учебный день умудрился получить 5 двоек. И обидевшись  на него учебные предметы, тетради отправили его «В  страну невыученных уроков». И он к нам  обращается  с письмом (Учитель зачитывает письмо)
Прочтите исправленные слова. Составьте предложение с данными словами и запишите в тетради. ДОРОГИЕ РЕБЯТА!ПОМОГИТЕ МНЕ ЗБЕЖАТЬ ИЗ ЭТОЙ СТРАНЫ, Я  ОБЕЩАЮ ХОРОШО УЧИТЬСЯ И СТАТЬ ОТЛИЧНЕКОМ. Витя Перестукин. Предметные:
развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Регулятивные: развитие умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в отношении предмета исследования;
4. Целеполагание.
Лексико-орфографическая работа
Учащиеся в сотворчестве с учителем формулируют тему и задачи урока. Подводит детей к формулированию темы и задач урока.
- Ребята, вы что заметили в письме?
- Давайте, исправим их.
В какой части слова находятся ошибки?
- Ребята, сформулируйте тему урока.
- Для того чтоб вы усвоили тему урока, какую цель поставим?
какие - задачи будем решать?
Задачи: находить в словах суффиксы и приставки, правильно обозначать буквами безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные звуки. Ошибки
Исправляют ошибки.
Тема: Правописание суффиксов и приставок.
Научиться правильно писать суффиксы в словах. 5. Закрепление знаний и способов действий по теме: Правописание суффиксов и приставок
Разбивка на группы - Русский язык очень богат на правила. Мы с вами изучили достаточно много орфограмм. Сейчас мы проверим ваши знания, но сначала сделаем упражнение для хорошей работы головного мозга.
Я начинаю, а вы продолжаете со своей группой.
Приставка – это…
Приставка служит …
Приставка стоит …
Суффикс – это значимая часть слова.
Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс стоит после корня.
Чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, надо вспомнить как пишется приставка или этот суффикс, или проверить по словарю.
Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие приставками?
325120116205002984510668000
За над на под по об до про пере3301311697300134620190500 Еньк оньк ик тель чик еват истРазбейте на группы. Физминутка
Ответ одного учащегося из группы
Коммуникативные: умение слушать, грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;
Познавательные: самостоятельное выделение нужной информации;развитие умения активно использовать памятки и словари,
Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации знания по изучаемой теме;
Личностные:
-формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с учителем и сверстниками; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
6 Отчет групп.
Самооценка и оценка проделанной работе. Проводит беседу обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Оцените свою работу. Отчитываются о проделанной работе, используя карточку-помощник. Личностные:
- оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
7 «Открытие» нового материала -Ребята, давайте вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке?
-Смогли ли мы её достичь?
- А всё ли знаете о суффиксах? Слайд 3
- Как вы думаете, почему появились герои из книги «В стране невыученных уроков»?
- Как вы думаете, в какой части слова пропущены буквы? Слайд 4
- Проверяем, какие буквы вставили.
- С какой проблемой мы столкнулись?
- Почему мы не можем определить, у кого правильно выполнена работа?
- Попробуйте сформулировать тему урока?
- Правописание суффиксов –ик-, -ек-».
- Что мы должны узнать на уроке?
- Мы должны узнать, в каких случаях в словах пишутся суффиксы - ик, -ек.
- Чему должны научиться?
- Должны научиться правильно писать слова с суффиксами –ик, -ек. Соотносят результат работы на уроке с целями и задачами, поставленными в начале урока.
- Все буквы пропущены в суффиксе.
- У нас получились разные варианты написания.
- Мы ещё не знаем правило, когда надо писать - ик-, а когда –ек-.
Выполняют самостоятельную работу, проверяют и оценивают её.
Подводят итог
Учащиеся на доску выводят правильные результаты. Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Коммуникативные:
- формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов).
Познавательные:
- самостоятельное решения проблем поискового характера; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ;
Регулятивные:
формирование умения
принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,
планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.
IV. Работа по теме урока.
-Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
На доске:
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путём мы пойдём?
- Почему?
- Лучше пробовать самим, чтобы лучше запомнить.
- Итак, мы пойдём вторым путём. Работаем в группе, помогая друг другу.
- Измените каждое слово так, чтобы получилось много. Запишите.
- На какие две группы мы разделили слова?
- На существительные в единственном числе и множественном числе. Слайд 5-7
- Запишите на верхней строчке первого столбца – ед.ч., второго столбца – мн.ч.
- Посмотрите внимательно на 2-ой столбик. Что интересного вы заметили?
- Когда мы изменяем форму слова, что происходит с гласной суффикса?
- Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс?
- Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик?
Дети проверяют написание каждого слова и доказывают правильность своих суждений. Слайд 8 Чтение определения на стр.125 Записывают слова, вставляя пропущенную букву в столбик. Во второй столбик- проверочное слово. Изменив форму слова во мн.ч.или применяя вспомогательное слово нет чего?
Вывод: Суффикс –ик пишется, если гласная буква при изменении формы слова сохраняется;
Суффикс –ек пишется, если гласная буква при изменении формы слова исчезает.
Закрепление новой темы - Такая же проблема встала перед Витей Перестукиным. Давайте посмотрим, как мальчик решил эту проблему.
- Витя Перестукин смог отличить –ик от –ек?
- Какое слово является помощником для изменения слов? (нет) Слайды 9,10,1,12,13 Уровневое задание Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
Регулятивные:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
8 Домашнее задание.
Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению244 с.126. по учебнику, дает конструктивные задания
Записывают задание на дом, задают вопросы. 9 Рефлексия урока
Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд!
- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока.
Мне удалось …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я порадовался за …
Я хочу поблагодарить … за …
Я могу похвалить себя за … Получают позитивный настрой от урока Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;
Личностные:
- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
- проявлять активность в деятельности.

Карта оценивания
Критерии Письмо Виктора ПерестукинаПравила Деление слов на группы Суффиксы
–ик-, -ек- Уровневое задание
1. Справились с работой
2.
Работа выполнена аккуратно 3. Выступали грамотно
Итоговая оценка