Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок и суффиксов (3 класс)







Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Правописание приставок и суффиксов. Суффиксы -ик, -ек
УМК «Школа России»
Провела: Осипова Анастасия Юрьевна


















Цель: помочь усвоить написание безударной гласной в приставке и суффиксе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- учащиеся должны уметь определять, где находится орфограмма;
- запомнить написание некоторых приставок и суффиксов;
- уметь проверять орфограммы по словарю;
- усвоить алгоритм написания суффиксов -ик, -ек.
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют тему и цели урока с помощью учителя, работают по предложенному плану; оценивают правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний; учатся классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Коммуникативные: учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре; учатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Личностные: имеют интерес к учебному материалу, понимают ценность труда и упорства, ориентируются на понимание причин успеха в учебе; проявляют самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль.









Орг. Момент
Акт. Знаний
(Слайд 2)
- Прочитайте пословицы. Вставьте нужные слова. Объясните смысл.
Где _______, там и густо, а в ленивом доме пусто. (р.бота)
Земля - ________: что положишь, то и возьмешь. (т.релка)
_______ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (м.роз)
- Какие буквы вставим в слова? Объясните орфограмму (непроверяемая безударная гласная в корне).
- В каких частях слов она еще может встретиться? (в приставке, суффиксе, окончании).
- Сегодня мы поговорим о безударной гласной в приставках и суффиксах.
(Слайд 3)
- Выпишите эти слова в столбик.
От слова работа образуйте однокоренное существительное при помощи суффикса, человека, который занимается работой. (работник)
У 2 слова уберите суффикс к и подставьте другой уменьшительно-ласкательный суффикс. Какое слово получилось? (тарелочка)
От 3 слова образуйте однокоренное слово при помощи приставки и суффикса. Приставку возьмите у слова заклеить, а суффикс у слова морковка, подставьте окончание как в слове очки. Какое слово получилось? (заморозки)
- Молодцы!
Правописание приставок и суффиксов.
1) (Слайд 4)
- Прочитайте части слов. Какие из данных значимых частей слов являются суффиксами, а какие – приставками? Выпишите сначала приставки, а потом суффиксы.
Проверка (Слайд 5, 6)
- Каждая пара получила карточки с заданиями на правописание приставок или суффиксов. Выпишите нужные слова, вставив пропущенные безударные гласные, пользуясь словарем и учебником, выделите часть слова, в которой она находится. Сформулируйте правило. Те, кто затрудняется в формулировке правила, воспользуйтесь словами для справок.



Карточка 1
Выпишите слова с пропущенной буквой в приставке. Вставьте нужную безударную гласную. Выделите приставку. Сформулируйте правило.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Мы работали над правописанием ___________________________. Написание _________________________не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой__________________________________________________________, надо вспомнить как пишется_______________________________ или проверить по _______________________________.


Слова для справок: суффикс, безударная гласная, приставка, словарь.

Карточка 2
Выпишите слова с пропущенной буквой в суффиксе. Вставьте нужную безударную гласную. Выделите суффикс. Сформулируйте правило.

Д.скочить, скворечн.к, обидч.вый, з.гибать, н.пильник, смел.сть, бел.нький, п.дмастерье, з.поминать, ваз.чка.

Мы работали над правописанием ___________________________. Написание _________________________не зависит от произношения. Чтобы правильно обозначить буквой__________________________________________________________, надо вспомнить как пишется_______________________________ или проверить по _______________________________.


Слова для справок: суффикс, безударная гласная, приставка, словарь.


- Прочитайте слова, которые вы выписали, какое правило сформулировали.
2) Графический диктант.
- А теперь проверим, как вы хорошо вы запомнили написание суффиксов и приставок.
- Из диктуемых слов выписать только приставки и суффиксы, обозначить. (Например, из слова помог мы выпишем приставку по, а из слова березонька – суффикс оньк.)
Позвонил, подвязал, березонька, козочка, прозевал, дороженька, засверкал, головушка.
Проверка (Слайд 7)
- Правописание этих суффиксов и приставок нужно запомнить. Но есть приставки и суффиксы, написание которых можно проверить. С некоторыми мы сегодня познакомимся.
Правописание суффиксов –ик, -ек.
- Образуйте от данных слов однокоренные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
На доске:
Ключ, замок.
Ключ – ключик
Замок – замочек
- В обоих случаях гласная в суффиксе безударная. Как не ошибиться и выбрать правильный суффикс?
(слайд 8)
- Прочитайте слова. На какие группы их можно разделить?
- Что происходит с гласной суффикса?
- Действительно, посмотрите на группу слов с гласной –и. Гласная и есть суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и суффиксе слов во мн.числе.
(Слайд 9)
- А в словах 2 группы что происходит?
- Да, гласная е есть в словах ед. числа, но исчезла в словах мн. числа.
(Слайд 10)
Правило (слайд 11, 12)
- Выберите правильную букву в суффиксе. Как проверим? (слайд 13)
- Проверим, как вы усвоили правило.
2) Работа в учебнике стр. 126, упр. 243.
- Прочитайте. Выберите нужный суффикс, подберите проверочное слово.
Закрепление.
Картинный диктант.
– Подпиши картинки так, чтобы получились слова с суффиксами –ик, -ек. Докажи правильный выбор суффикса. (слайд 14, 15, 16)


Игра «Поймай словечко»
- 1 вариант записывает слова с суффиксом –ик, 1 в. – ек.
- Какое правило будете использовать?
Билетик, ящичек, клювик, фартучек, кирпичик, внучек.
Проверка (слайд 17)
Рефлексия. (слайд 18)
- Над правописанием каких частей слова мы сегодня работали?
- Какое задание больше понравилось?