Конспект урока по русскому языку на тему Образование новых слов с помощью суффиксов


Дата: 2.12.15 г.
Класс: 4 б класс
Тема: Образование новых слов с помощью суффиксов
Цель: закрепление умений учащихся образовывать новые слова при помощи суффиксов
Задачи:
Образовательная: закрепить через упражнения разного уровня умения учащихся образовывать новые слова с помощью суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель.
Развивающая: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников
Оборудование: учебник « Русский язык 4 класс, автор Климанова Л.Ф», плакаты, карточки с заданиями, тесты, изображение домов.
Ход урока:
I Организационно - мотивационный этап
-Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка проведу, у вас я, меня зовут Мария Валерьевна.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Каждый день, всегда, везде
На уроке и в труде
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
-Давайте с вами повторим, “Вспоминай, быстро хором отвечай!”.
- Без чего не может существовать слово? (без корня)
- Что такое корень? (общая часть родственных слов)
- Как найти в слове корень? (надо подобрать родственные слова)
- Часть слова без окончания это… (основа), что такое основа?
- Окончание изменяет….(форму слова), что такое окончание?
- Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)
- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием
- Откройте тетради, запишите число после образцов, образцы пропишете дома
- Запишите посередине строчке «словарный диктант»
- Я буду диктовать вам слова, а вы их записывайте, в строчку.
Апельсин, бетон, гардероб, гостиница, женщина, здание, здоровье, корабль, фонарь, халат, хоккей, чувство.- Поставьте ударение в словах и подчертите орфограмму.
- Давайте проверим, ваши диктанты, поменяйтесь с соседом тетрадкой
- На доске весит плакат с правильными словами, проверти, так ли у вашего соседа, если нет, исправьте и поставьте рядом минус.
- Поставьте оценку 5 если нет ни одной ошибки, 4 если 2-3 ошибки, 3 если 3-4 ошибки, 2 если более 4 ошибок.
II Операционально-исполнительский этап
После корня он стоит
Перед окончанием.
Если я его сменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю «СУФФИКСОМ»
- Правильно, ребята тема сегодняшнего урока образование новых слов с помощью суффиксов. Сегодня мы с вами продолжим работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.
-Ребята давайте, вспомним, что такое суффикс?
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов.
- Откройте учебники на странице 100, найдите упражнение 165
- Прочтите его. Кто нам прочтет? Читайте задание внимательно. Запишите в тетради слова, которые у вас получились и выделите в словах суффиксы.
Образуйте от данных имен существительных новые слова с помощью суффиксов -енье- , -енок- , -ик. Выделите суффиксы.
- Назовите, существительные, которые вы нашли?
- Утенок, тигренок, домик.
- С помощью этих суффиксов, какие получились слова (ласковые) 
Уменьшительно-ласкательные значения слов образуются с помощью суффиксов -енье, -енок, -ик.
Обратите внимание на доску, придумайте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-Найдите упражнение 166
- Прочтите его. Кто нам прочтет? Запишите предложения в тетрадь, кто выйдет к доске и запишет?
Спишите предложения. Выпишите пары слов, которые передают разную оценку предметов. Какая часть слова помогает это сделать? Подберите и запишите другие слова с этими же суффиксами. Выделите суффиксы.
1. Глазищами-ножищами (суф.- ищ., ножище, волчище)
2. Глазки-ножки(суф.-к, рожки, сапожки)
3. Хвостик- хвостище(суф.- ик.,ище, ключик, замочек)
Обратите внимание на последнее предложение.
У кого больше хвост?
Как вы это поняли? (Хвостик- хвостище)
Увеличительные оттенки существительных также обозначаются при помощи суффиксов, посмотрите на доску (домик-дом-домище), приведите свои примеры
-Давайте, с вами немного отдохнем
Физминутка
Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)
- Найдите упражнение 167
- Прочтите его. Кто нам прочтет? Кто пойдет к доске?
От данных слов образуйте новые слова при помощи суффиксов еньк -, -очк-, -ок-, -ик-, -чик-, образовывайте новые слова только от существительных.
Курносый нос. Зеленая ель. Белый кот. Молодой петух. Маленький шкаф. Шерстяная кофта. (Носик, ёлочка, котик, петушок, шкафчик, кофточка)
- Разберите получение слова по составу, остальные 3 запишите самостоятельно
- Давайте, с вами поиграем в игру «Переведи», я буду говорить вам предложения, а должны назвать это одним словам.
1.Преврати большой дом в маленький. (Домик)
2.Преврати большую табуретку в маленькую. (табуреточка)
3. Назови глупого человека ласково. (глупенький)
4. Преврати слово «трактор» в человека. (тракторист)
5. Преврати слово «стол» в комнату. (столовая)
6. Преврати слово «рыба» в человека. (рыбак)
7. Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)
- Найдите упражнение 168
- Прочтите его. Кто нам прочтет?
Образуйте с помощью суффиксов слова - название разных профессий и специальностей. Запишите эти слова. Выделите суффиксы.
- Как вы думаете, какие суффиксы мы будем использовать
(Вертолет-вертолетчик, скрипка- скрипач, двор- дворник, пианино- пианист, учить- учитель, химия- химик, барабанить- барабанщик)
- Какой частью речи являются эти слова?
Название лица по характерному для него действию образуется при помощи суффиксов (резать - резчик, носить -носильщик, )
Название лица по предмету, характерному для его деятельности, профессии, образуется при помощи суффиксов
- Найдите упражнение 169
- Прочтите его. Кто нам прочтет?
Выпишите слова с суффиксами, которые указывают на ласковые отношение к героям сказки. Выделите суффиксы.
- Какие слова вы записали?
III Рефлексивно-оценочный этап
- Наш урок подходит, к концу давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, решим, маленький тестик, у вас на столах лежат листочки с тестами нужно прочитать и выбрать, подчеркнуть один правильный ответ
Имя:
Фамилия:
1.Суффикс- это
А) это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием
Б) это часть слова, которая образует форму слова и служит для связи
В) это общая часть родственных слов
2. Как обозначают суффикс?
А)¬
Б)^
В)
3.Найдите уменьшительно-ласкательные суффиксы
А) –ище, ищБ)-тель,-чик, щикВ) -енье, -енок, -ик.
4.Найдите увеличительные суффиксы?
А)-очк,-чикБ) –ище, ищВ)- ак,-ник5. Найдите лишнее
А) петь - певец
Б) танцевать - танцор
В) готовить - повар
Давайте проверим, ваши тесты, поменяйтесь с соседом
-Я буду говорить правильный ответ, если у вашего соседа правильно ставьте плюсик, если нет то минус.
- Поставьте оценку 5, если нет ни одной ошибки, 4, если 1 ошибка, 3, если 2 ошибки, 2, если более 3 ошибок.
– С какой частью слова мы сегодня работали?– Что же такое суффикс?– Для чего служит? Где стоит?– Какие суффиксы помогают образовать ласковые слова и слова, обозначающие маленькие предметы?
- Запишите домашние задание страница 101, упражнение 171– Спасибо, ребята. Сегодня все хорошо поработали.
Учитель: Методист: