Конспект фронтального занятия в средней группе компенсирующей направленности по лексической теме Зима, пришла!

грамматическая тема: «Зима пришла!»
Тема: Составление простых распространённых предложений.
Коррекционно-образовательные задачи: Уточнять, активизировать, развивать словарный запас по теме «Зима». Практическое употребление в речи прилагательных, глаголов. Развивать речевое дыхание, силу голоса.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие произвольного внимания, логического мышления, общей, мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Развивать речевую активность. Упражнять в общении.
Оборудование: Картинки с изображением времени года «зима», сюжетные картинки, коробка (посылка), письмо, игрушка обезьянка, снежинки на ниточках.
Дети, сядет тот, кто услышит свое имя.
Стук в дверь.
- Дети! Посмотрите! Нам пришла посылка, а к посылке прилагается письмо!
- Давайте прочитаем, что в нем написано. Письмо пришло с небольшой задержкой.
К нам пришло письмо одно,
Очень странное оно, вместо марок - три снежинки,
А конверт - из чистой льдинки,
А письмо не на листке, а на беленьком снежке:
- Скоро, скоро к вам примчу, на метели прилечу,
Запляшу и закружу, снегом землю наряжу,
И деревья и дома
И подписано: .«Зима».
- Так от кого же пришло это письмо? (От зимы)
- Верно! Она уже наступила.
- Давайте все вместе посмотрим, что в посылке лежит? (Картинки с изображением зимы, вывешиваются на доску).
- Ребята, давайте позовем кого- нибудь к нам в гости, кто никогда не видел зимы. Например, обезьянку. Она живет в жарких странах, там всегда тепло, жарко и не бывает зимы. Она никогда не видела снега, снежинок, сосулек, льда, не каталась на лыжах, санах, коньках.

(Беседа с детьми по картинкам)

- Какое это время года? (Это время года зима).
- Что падает на землю? (На землю падает снег).
- Где лежит снег? (Снег лежит на земле).
- Какая погода зимой? (Зимой погода холодная).
- Какие деревья зимой? (Зимой деревья стоят голые).
- Во что превращается вода в лужах? (Вода в лужах превращается в лед).
- Как одеваются зимой люди (дети, взрослые)? (Зимой, люди одеваются тепло. Они надевают шапки, теплые куртки, зимние ботинки).
- Чем, можно зимой заниматься на улице?
(На улице зимой можно кататься на коньках, на лыжах. Можно построить горку и кататься с нее. Можно из снега слепить снеговика).
- Какой праздник встречают зимой? (Зимой встречают Новый год).
- Молодцы, много интересного узнала обезьянка о зиме!

- Зимой ребята часто дует холодный ветер и постепенно он усиливается, это начин
·ается вьюга.
(Логопед изображает вьюгу, дети повторяют).
- Давайте с вами изобразим вьюгу с повышением и понижением голоса. Будем тихо – громко произносить звук У.
- Дул, дул сильный ветер, и полетели в небе снежинки.
- Я превращаю вас в ветер, и предлагаю подуть на снежинки.
- Как правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.  (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимать. При выдохе щёки не надувать).
«Подул зимний ветерок, полетел снежок
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех»
(Дети дуют на снежинку.)
- А теперь давайте согреем ручки. Подуем тёплым воздухом.
(Дети «греют» ручки).

Физкультминутка:
«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять
Идут по столу указательными и средними пальчиками.

Бабу снежную лепили
«Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили
«Крошат» хлеб всеми пальчиками.

С горки мы потом катались
Ведут указательным пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись.
Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.

Все в снегу домой пришли.  
Отряхивают ладошки.

Съели суп, и спать легли.            
«Едят ложкой» суп.

Ребята, давайте продолжим рассказывать обезьянке про зиму, ей очень интересно.
- Если зимой холодно, то она какая?
(Холодная!)
- Если зимой морозно, то она какая?
(Морозная!)
- Если зимой много снега, то она какая?
(Снежная!)
Если зима продлилась долго, то она какая?
(Долгая!)
- Если снег блестит на солнце, то он какой?
(Блестящий!)
- Если снег, мягко ложится, он какой?
(Мягкий!)
- А если, снег, как пушинки? Он какой?
(Пушистый!)
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то вьюга, то мороз сильный (щеки морозит), то снегопад (снег падает). Я буду задавать вам вопрос, а вы отвечайте.
Снег зимой (что делает?) идет, летит, падает, кружится, лежит, тает, прилипает.
Мороз (что делает?) трещит, щиплет, кусает, морозит.
Дети на зимней прогулке (что делают?) гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются, бегают, прыгают, кидают.

- Что мы сегодня с вами получили? (посылку).
- От кого? (От зимы)
- Кто приходил в гости на занятие?
- О чем, вы рассказали обезьянке? (о зиме) и т.д.