Проект урока русского языка на тему Написание обучающего изложения на основе прогнозирования


Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Мотивация к учебной деятельности
(орг.момент) Проверьте готовность к уроку.
Я вам предлагаю на уроке не лениться, а трудиться
Слушать внимательно, работать старательно.
Готовы, наш урок начать? Готовят рабочее место.
Да. Регулятивные:
- организация рабочего места.
2. Актуализация знаний. - Прочитайте тему нашего урока.
- Что такое изложение?
- Назовите корень у слова прогнозирование.
- Знакомо вам это слово? Где мы с ним встречаемся?
- А что такое текст?
- Изложение с прогнозированием
- Письменный пересказ текста.
- Прогноз.
- Прогноз погоды, астрологический прогноз…
Текст – это группа предложений связанных по смыслу)Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме,
- умение вступать в диалог.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия
3.Постановка учебной задачи. - Какие цели вы поставите на урок?
-Учиться передавать текст письменно, пользуясь опорными словами и планом.
Регулятивные:
- планировать свои действия.
4.Основная часть урока. - Прочитайте название текста.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
- Чтение первой части учителем.
Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось …..(летать)
- Вывешивание картинного плана.
- Чтение второй части учителем:
Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. (Почему?) Корни крепко держат его в земле.
- Вывешивание картинного плана.
Продолжение второй части. (Основной)
И вот что случилось. (А что могло случиться?) Пришёл лесоруб, срубил дерево. Но в городе дерево продолжало мечтать о полёте. Столяр наделал из него планочки и дощечки. (Что из них можно сделать?)
- Чтение заключительной части:
Ребята смастерили из них лёгкие авиамодели. И дерево взлетело.

(«Может ли дерево взлететь?» Сказка. Дж. Родари)-Мечтатель
-свободные высказывания детей.
- Свободные высказывания, догадки детей по теме каждой части текста. Познавательные:
-анализировать текст, делать выводы.
-выделять главное, проводить сравнение.
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
5.Содержательно-композиционный анализ текста. - Какое настроение вызвал текст?
- Почему грустное?
- Почему радостное?
- Существуют корабельные сосны, которые люди специально выращивают, чтобы впоследствии из них строить корабли.
- Какова основная мысль текста?
- грустное и радостное.
- дерево срубили.
- исполнилась мечта.
- Мечты сбываются. Познавательные:
-анализировать текст, делать выводы.
-выделять главное, проводить сравнение.
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию
6.Композиционно-типологический анализ текста - К какому типу относится текст?
- На сколько частей можно разделить текст?
-Это текст повествование. Он рассказывает о каком-либо событии. (Как это было?)
- Текст можно разделить на три части:
1-вступление, 2-основная часть, 3-заключение.
Познавательные:
-анализировать текст, делать выводы.
-выделять главное
- устанавливать причинно-следственные связи
7. Работа по содержанию частей текста. Работа со вступлением. Чтение первой части.
- Что узнали из первой части текста?
Осмысление основной части. Чтение второй части.
- Как относились к этой мечте старые деревья?
- Что случилось дальше?
- Кто такой лесоруб?
- Как образовано это слово?
- Где оказалось дерево?
- Забыло ли дерево о полёте?
- Что сделали из дерева?
- Кто?
- Кто такой столяр?
(Рабочий занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него, краснодеревщик)
-Молодое дерево мечтало летать
-Дерево не летает, корни крепко держат его в земле
-Пришёл лесоруб и срубил дерево.
-Человек, его профессия рубить лес
- Сложением двух основ с соединительной гласной
-В городе, на заводе, фабрике.
- Нет, оно продолжало мечтать.
- Планочки, дощечки.
- Столяр.
- Высказывания детей. Познавательные:
-анализировать текст, делать выводы.
-выделять главное, проводить сравнение.
- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию.
8. Работа в группах. Составление опоры с использованием приёма «Ромашка Блума».
(Карточки с заданиями разложены в конверты таким образом, что за время урока каждый ребёнок встаёт со своего места, подходит за карточкой, приносит её своей группе, раздаёт членам группы задания, что используется в качестве смены видов деятельности учеников или в качестве своеобразной физкультминутки).
1. Назовите главного героя текста.
2. Запишите два слова говорящих о желании героя.
3. Запишите три слова рассказывающих об отношении к мечте молодого дерева старых деревьев.
4. Запишите четыре слова рассказывающих о переменах в жизни молодого дерева.
5. Запишите пять слов рассказывающих об исполнении мечты молодого дерева.
Пример:
дерево
мечтало, летать
смеялись, не летает, корни (держат)
лесоруб, срубил, столяр, планочки (дощечки)
ребята, смастерили, авиамодели, лёгкие, взлетело
- Ребята, ваши записи и план будут вам опорой при написании изложения.
- Кто уже готов записать текст?
За время урока каждый ребёнок встаёт со своего места, подходит за карточкой, приносит её своей группе, раздаёт членам группы задания
Личностные:
- проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
Коммуникативные:
- приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в группах, контролировать свои действия.
9. Самостоятельная работа. - Опираясь на записи, план, учащиеся пишут изложение.
Для слабых учащихся раздаю карточки помощницы. (Дифференцированный подход)
Карточка – помощница:
Росло в лесу…
Старые деревья…
И вот что случилось.
Пришёл…
Ребята смастерили…
Записывают текст изложения. Личностные:
- проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия
10.Рефлексия. Зачитываем некоторые работы (по желанию).
С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Сигнальные карточки)
Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
Зачитывают изложения.
Показывают сигнал – настроение. Регулятивные:
- Оценивать правильность выполнения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. «Начальная школа» Творческое изложение на основе метода прогнозирования С.К.Тивикова №2 2004
2. «Речевое развитие младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход»
Сборник статей. Под редакцией С.К.Тивиковой
Нижегородский институт развития образования 2011 год.