Конспект воспитательского занятия на тему: К нам пришла зима.


Тема: К нам пришла зима.
Цель: формирование понимания детей о изменениях в живой и в не живой природе зимой.
Задачи:
Расширить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе; учить детей мыслить логично, ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Развивать речевую активность у детей, творческое воображение, наблюдательность, смекалку.
Воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.
Коррекция и развитие речи, мышления, внимательности, познавательная деятельность.
Оборудование:
Ход урока:
Организационный момент.
Определение темы урока.
Беседа по теме.
Физкультминутка.
Беседа по теме.
Рефлексия.
Организационный момент.
- Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазами пожелайте товарищу хорошего настроения и интересной работы на уроке.
- Пожалуйста, садитесь.
2. Определение темы урока.
Крыша в шапке меховой, Тёплый дым над головой
Двор в снегу, белы дома, Ночью к нам пришла …(ответы детей) (зима)
Открываем тему урока на доске. Тема нашего урока: К нам пришла зима.
- Сколько календарных месяцев будет длиться зима? (ответы детей)
- Назовите зимние месяцы.(ответы детей)
- А какие изменения в неживой природе характерные для зимы вы знаете?(ответы детей)
3. Беседа по теме.
Ребята давайте вспомним, что мы знаем о зиме. (ответы детей).Зима – самое холодное время года. Солнце на небосводе занимает самое низкое положение. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом.
- Ребята, какую одежду мы выберем для этого времени года?(ответы детей)
Сейчас я прочитаю вам виды одежды, а вы подумайте, какая одежда тут лишняя?.Кепка, валенки, ветровка, резиновые сапоги, варежки, купальник, меховая шапка, варежки, шарф, шуба, косынка (Дети оставили: меховую шапку, варежки, валенки, шубу, шарф).- Объясните, почему?(ответы детей)
Зима - царство снега, метелей, льда и холода. Поэтому переохлаждение организма вредно для здоровья человека.
- К чему оно может привести?(ответы детей) (человек себя плохо чувствует и болеет)
Люди предусмотрели и продумали, как приспособиться к зимним условиям.
А сейчас давайте посмотрим зимние изменения в жизни растений, зверей и птиц. Определим способы помощи пернатым в зимний период.
а) Изменение в жизни растений.
- Как зимуют деревья?(ответы детей) (лиственные сбрасывают листву, хвойные стоят зеленые)
- Как зимуют кустарники?(ответы детей) Кустарники сбрасывают листву, но не все (например – можжевельник).
- А травянистые растения?(ответы детей) Травы желтеют. А некоторые (клубника, копытень, озимые) уходят под снег зелеными.
- Почему они не замерзают?(ответы детей) Их укрывает снег. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы
- Прекращается ли жизнь растений зимой?(ответы детей) (ответы детей).
Подведение итога учителем. Наши растения так привыкли к морозам, что зима стала просто необходимой в их жизни. Зимой жизнь растений чуть замедленна, т. е. они находятся в стадии покоя. Но при этом именно зимой происходит дозревание почек. Особенно хорошо заметен подснежный рост у раннецветущих растений.
- А как можно зимой определить какое это дерево, если оно без листвы?(ответы детей) По стволу, по плодам, по семенам.
4. Предлагаю отдохнуть. ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками и покажем дома маме.
(дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
(потягивания – руки в сторону)
Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
(ходьба на месте, колени высоко поднимаются)
Вон зайчишка в поле скачет, словно белый мягкий мячик.
(прыжки на месте)
Ну, а мы идём, идём (ходьба на месте), и к себе приходим в дом
б) Изменение в жизни зверей.
- Ребята, вам предстоит быть внимательными слушателями и потом ответить. Как готовятся звери к зиме.
Белка: Я белка, веселый зверёк, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы,
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Ёж: Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился!
Медведь: Я в берлоге крепко сплю, и меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю, много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.
Заяц: Я заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку белую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замёрзшей,
Что под снегом заяц найдёт – всё ему впрок пойдёт.
Лиса: Я зимы не боюсь: в шубу тёплую ряжусь,
Хвост, красивый какой – он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую, или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Зима для зверей трудное время года. Как животные готовятся к зиме?(ответы детей) Меняют окраску, Впадают в спячку, Делают запасы, Добывают корм
Молодцы! Какие вы наблюдательные и внимательные. Теперь вы знаете, как звери приспособились к зиме.
в) Изменение в жизни птиц.
- Как ведут себя птицы с наступлением зимы?(ответы детей)
Некоторые птицы улетели в тёплые края. Как называют таких птиц? (ответы детей) Таких птиц называют перелётными. Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)
Другие остались зимовать с нами. Как называют этих птиц? (ответы детей)Это зимующие птицы. Назовите каких птиц вы знаете? (ответы детей)
Узнаем в игре. Предлагаю встать и поиграть с мячом. Перекидываем мяч, называя по очереди названия зимующих птиц.
- Чем питаются, где добывают корм зимой? (вывешиваю на доску картинки с кормом для птиц)
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Вывод: Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под перышками; самое ужасное – голод. Когда корма мало или во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают. Если им не помочь они могут погибнуть.
Отвечали на уроке хорошо. Предлагаю испытать себя, (за доской прикреплён рисунок) найти ошибку, допущенную художником.
6. Рефлексия.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Что узнали?
- Вам понравилось работать на уроке?
- Поделитесь своими впечатлениями.
- Мне приятно было работать с вами.
- Всем спасибо!