Разработка к уроку самопознание 11 класс ЧЕЛОВЕК В КОЛЛЕКТИВЕ


Самопознание 11 класс
Раздел № 2 Человек и общество
Урок № 14
тема: Человек в коллективе.

Цель:
на конец урока:


У
У
Ч
А
Щ
И
Е
С
Я
РАСШИРИЛИ
представление о понятиях «коллектив», «степень личной комфортности»
ОПРЕДЕЛЯЮТ
Личную степень комфортности в коллективе
ВЛАДЕЮТ
Навыками ведения дискуссии
УМЕЮТ
Формулировать интересующие вопросы и отвечать на вопросы своего оппонента
ОРИЕНТИРОВАНЫ
на самопознание, самоанализ, объективность, саморазвитие
УМЕЮТ
Отстаивать собственную точку зрения, как в индивидуальном, так и совместном поиске решений, ориентируясь, на личный опыт и мнение, а также опыт окружающих.
ВЫРАБОТАЛИ
стратегии безконфликтного, комфортного поведения в коллективе
МОТИВИРОВАНЫ
по средствам интерактивных форм работы, активизации и внедрение различных форм диалога, коммуникаций, применения ИК-технологий.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы и приемы:
Дискуссия, основанная на открытых вопросах, сформуированных самими учащимися по интересующим их вопрсам
Элементы критического мышления (таблица «ЗХУ»)
Рефлексия
Техническое оснащение урока:
Интерактивная доска (электронная тематическая презентация)
Круг радости
Приветствие и пожелания друг другу на предстоящий день.
Ход урока:
Мы с вами продолжаем говорить о коллективе…
Его роли в жизни человека, а также роли коллектива в жизни каждого из вас…
Наш сегодняшний урок, будет носить диискуссионный характер.
Вопросы, которые сегодня будут обсуждаться, будут формулироваться вами самостоятельно и носить личную значимость для каждого из вас.
Наш урок я предлагаю начать с упражнения под названием «Собери пословицу»
Упражнение: «Собери пословицу»
без коллектива когда деревьев много
глаз народа и волк не берет
И лес шумит дружней, кто с народом советуется
согласного стада а одинокий - безногий
если вздохнуть всем народом не вымоет себя
Глядя на людей а два лучше
веника не сломишь, тянешься
Что одному трудно дается, и жизнь не счастлива
возьмется народ — Ветер будет
ручьи сольются – реки. Коллективом легко берется
одна рука и в море лучший оценщик
ум хорошо, а по пруточку весь переломаешь.
Мудр тот, реки соединятся – сила
Коллектив – локомотив даже слабые могучи
Глаз народа - лучший оценщик
Ум на ум коли наставишь — в десять раз больше достанешь
Сплотившись, озеро может выпить
Самопроверка
без коллектива и жизнь не счастлива
глаз народа лучший оценщик
И лес шумит дружней, когда деревьев много
согласного стада и волк не берет
если вздохнуть всем народом ветер будет
Глядя на людей Тянешься
веника не сломишь, а по пруточку весь переломаешь
Что одному трудно дается, коллективом легко берется
возьмется народ — озеро может выпить
ручьи сольются – реки. реки соединятся – сила
одна рука и в море не вымоет себя
ум хорошо, а два лучше
Мудр тот, кто с народом советуется
Коллектив – локомотив а одинокий- безногий
Глаз народа - лучший оценщик
Ум на ум коли наставишь — в десять раз больше достанешь
Сплотившись, даже слабые могучи
Самороверка, осуждение и анализ:
- Какие из пословиц оказались вам наиболее близки? (рассуждения…)
Анализ афоризма:
- Согласны си вы с ними?
Быть частью коллектива – значит уметь правильно воспринимать
и конструктивно критиковать ошибки другого.
Н.Д. Зелинский
Упражнение «Степень личной комфортности в коллективе»
Уставновка:
Оцените личную степень комфортности в вашем коллективе по 10 бальной шкале
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Анализ, самооценка, выводы.
Три вопроса к дискуссии:
(учащиеся самостоятельно формулируют вопросы, касаемые взаимоотношений в коллективе в целом и классном коллективе в частности)
Цель: умение формулировать вопрос, анализировать внутренние проблемы классных взаимоотношений с разных точек зрения.
Три вопроса к дискуссии
1 2 3 Примеры вопросов:
№ Суть вопроса рассуждения
1 Для какого коллектива (женского либо мужского) характерны более частые конфликтные ситуации?
Обоснуйте собственную точку зрения…
2 В чем вы видите плюсы и минусы сотрудничества в коллективе,
в котором сотрудники являются исключительно представителями противоположного вам пола? 3 Вы – молодой руководитель, пришедший в коллектив, в котором все люди разные (возраст, характер,привычки).
Как вам, как молодому руководителю сформировать здоровый микроклимат в коллективе, способствующий эффективной работе?
4 Желание стоять на своем, побеждать в споре, неумение усттупать, является особенностями вашего характера…
Продумайте перспективы вашей комфортности в новом коллективе…
5 По роду службы, вам приходится делить рабочий кабинет с человеком, который, по вашему мнению, просто невыносим (взгляды, привычки...)
Сосед по кабинету – является ценным сотрудником в коллективе. Лишних кабинетов – нет.
В чем вы видите стратегию личного сосуществования с этим человеком?
6 Работая в коллеквтиве полезно понимать, что «Вам никто ничем не обязан».
В чем вы видите пользу в такой позиции для вас, как сотрудника?
7 Вы являетесь специалистом своего дела..
Вас уважают и ценят в коллективе, главным образом за производственную дисциплину, исполнительность и безотказность, которая с некоторых пор является вашей личной проблемой.
Как вы поступите?
8 В коллективе, в котором вы трудитесь, работает человек, который время от времени провоцирует вас на конфликт (сплетничает за вашей спиной, плетет интриги) делая это так умело, что мнение коллектива о вас складывается не в вашу поьзу, принижая ваше достоинство…
- Как вы поступите? 9 - Стоит ли придавать огласке в коллективе факты о вашей личной жизни?
Обоснуйте собственную точку зрения…
10 Легко ли в коллективе дружить?
В чем вы видите плюсы и минусы такой дружбы?
11 Стоит ли придавать огласке личное мнение о том или ином сотруднике коллектива?
12 Какую лепту, на ваш взгляд, вносите вы сами, как член коллектива, в вопросе создания благоприятного психологического климата? 13 В чем, на ваш взгляд, заключаются основные причины разногласий в вашем классном коллективе? Рефлексия:
Таблица «ЗХУ» (третий столбик)
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
- Этот урок помог мне…
Благодарю всех за активную работу!!!