Конспект урока по самопознанию: «Человек в коллективе»

Предмет: самопознание

Класс – 11 Урок № 13

Тема. Человек в коллективе

Цель: раскрыть сущность понятия «коллектив»

Задачи:
- расширение представлений учащихся о сущности взаимоуважения, взаимопонимания;
- развитие умения проявлять уважение к окружающим людям; воспитывать дружелюбие, хорошие взаимоотношения в коллективе;
-развивать способности анализировать и оценивать различные ситуации.

Круг радости.
Мы - звонче слова в мире нет.
Мы - это песня и рассвет.
Мы - это значит ты и я.
Мы – встретились хорошие друзья.
Приветствие.
Задание: поприветствуйте друг друга и пожелайте хорошего дня без слов.
Цель: снятие напряжение, настрой на позитивную работу.
Погружение.
Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение; наклоните голову те, у кого плохое настроение; поднимите руки те, у кого в классе есть друзья; хлопайте в ладоши те, кто умеет радоваться успехам друг друга, улыбнитесь те, кому комфортно в классе, поднимите руки те, кто считает свой класс дружным.
Цель: выяснить уровень психологического комфорта каждого ученика.
3. Игровое упражнение « Найди себе подобного»
Ученики стоят в кругу. У ребят на спине отпечатки ладошек ( красного, желтого, зеленого, синего цвета).
Учитель дает задание детям: найди «себе подобного» и займите свои места за столами (группами). Разговаривать при этом нельзя.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался с ладошкой оранжевого цвета и обсуждает с ним вопрос: Как чувствует себя тот, кто остался один?
Размышляем. Давайте вспомним 10 страхов человека. Это:
Но самый большой страх у человека вызывает одиночество.
Народная мудрость этому подтверждение. Прочитайте пословицы и поговорки. Поясните, как вы их понимаете и ответьте на вопрос: «Какова роль коллектива в жизни человека».
Без коллектива и жизнь несчастлива.
В коллективе чиста нива и пышна жнива.
Глядя на людей – тянешься.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Ручьи сольются - реки, люди соединятся – сила.
Ум хорошо, а два лучше.
Что одному трудно дается, то коллективом легко берется.
Задание. Прочитайте высказывание О.Бальзака и притчу Т.Изумрудовой. Что в них общего? Можно ли двух людей назвать коллективом? Почему?
Упражнение «На льдине»
Описание упражнения. Участники делятся на команды по 5–7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя – кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15–20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по четверти от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2–3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»). Победившей считается та команда, которая продержится дольше других.
Цель: воспитание коллективизма.
Подумаем об этом. Учащиеся читают учебный материал по учебнику. Отвечают на вопросы.
Экспресс – опрос.
Что такое коллектив?
Какие коллективы вы знаете?
В чем ценность коллектива?
Назовите стадии развития коллектива.
Можно ли назвать ваш класс коллективом или нет и почему?
Какие должны быть взаимоотношения между одноклассниками, чтобы можно было назвать класс дружным коллективом?
Запомним. Отношения в коллективе – важная составляющая удовлетворенности в учебе, работе каждого человека. (страница 85)
Размышляем. В любом даже самом дружном коллективе происходят конфликты. Как вы думаете почему?
Информация о домашнем задании. Прочитайте учебный материал «Этикет конфликта», запишите правила поведения при конфликте. Помните, что «Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % – от уровня его профессионализма». Д. Карнеги
Круг «От сердца к сердцу».
Чтение стихотворения (страница 93)
15