Соиально-педагогическая программа Наше будущее — в наших руках


Социально-педагогическая программа «Наше будущее - в наших руках»
На 2014-2015 учебный год
МСКОУ школа-интернат VIII вида, д. Березовка
Аргаяшского района Челябинской области
Составитель: Г.А. Сафина, социальный педагог;
Пояснительная записка
Актуальность проблемы. Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит не только передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, но и закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно велика ответственность, когда речь идет о воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла нар-котизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психоэмоциональных особенностей школьников, низкой средовой адаптации учащихся.
Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.
Основная идея программы – формирование гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам.
Цели:
 привлечь внимание учащихся к проблемам употребления психоактивных веществ (ПАВ);
 оказать помощь детям и подросткам с ОВЗ в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.
Основные задачи:
 предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
 сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
 помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ;
 способствовать раскрытию потенциала личности ребенка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы;
 оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также предоставлять семьям социальную и психологическую поддержку.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
 План мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
 Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» с приложениями.
 Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 ФЗ.
 Закон РФ от 1993 г. № 3186-1 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
 Закон РФ от 08.01.1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23.08.1999 г. № 327 «Об анонимном лечении в наркологических учреждениях (подразделениях)».
 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.12.2002 г. № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений».
 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.09.1999 г. № 287 «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ».
 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.04.1998 г. № 140 «Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных».
 Совместный приказ Министерства обороны РФ и Министерства Здравоохранения РФ от 23.05.2001 г. № 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе».
 Постановление Госкомстата России от 29.06.1999 г. № 49 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за заболеваемостью населения, профилактическими прививками и медицинской помощью женщинам и детям».
 Постановление Правительства Челябинской области от 16 ноября 2011 года № 405-П «Об областной целевой Программе профилактики преступлений и иных правонарушений в Челябинской области на 2012–2013 годы»
В работе по данной программе реализуются следующие компоненты:
1. Образовательный компонент – формирование знаний о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
Цель реализации: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация учащихся.
Цель реализации: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников.
3. Социальный компонент – оказание помощи в социальной адаптации подростка, овладение ими навыками эффективного общения.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и коммуникации.
Используемые технологии
Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников с ОВЗ, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропаган-дирующей использование ПАВ.
Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:
1) информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики; профилирующие интернет-ресурсы);
2) социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам, испытывающим трудности социальной адаптации);
3) организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у обучающихся, воспитанников с ОВЗ представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию, формирование ЗОЖ.
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ.
Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Планируемые результаты
1. Формирование у учащихся негативного отношения к психоактивным веществам.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) активная жизненная позиция учащихся в вопросах ЗОЖ;
б) конструктивное общение учащихся между собой и со взрослыми;
в) отстаивание и защита своей точки зрения;
г) осведомленность в вопросах гигиены и профилактики болезней;
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Учащиеся должны знать:
– болезни, связанные с применением ПАВ;
– причины и последствия употребления ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
– существование наркотиков легальных и нелегальных.
Учащиеся должны уметь:
– применять полученные знания на практике;
– уметь говорить «нет»;
– вести активный здоровый образ жизни.
План реализации программы
Программа состоит из двух больших разделов:
I. Учебные занятия, которые включают тематическое планирование на каждый класс по 34 урока;
II. Внеурочная деятельность по направлениям:
– профилактическая работа;
– правовое воспитание и здоровьесбережение детей и подростков;
– формирование жизненно важных навыков у подростков;
Тематическое планирование
2 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Моя малая Родина. 1
2 Правила поведения в школе. 1
3 В здоровом теле – здоровый дух, 1
4 Уборка школьного двора. 1
5 Правила дорожного движения. 1
6 У меня все в порядке – и учебник и тетрадки! 1
7 Осенняя пора. 1
8 Традиции моего дома. 1
9 Учимся разрешать конфликты. 1
10 Правила пожарной безопасности. 1
11 Культурные ценности семьи. 1
12 У природы нет плохой погоды. 1
13 Вступаем в жизнь без табака. 1
14 От чего зависит здоровье? 1
15 Познаю себя и других. 1
16 Спорт против наркотиков. 1
17 Поможем птичкам зимой. 1
18 Если хочешь быть здоров! 1
19 Дневник – лицо ученика 1
20 Будьте осторожны на дороге! 1
21 Наши мамы лучшие на свете. 1
22 Труд зимой. 1
23 Мой внешний вид. 1
24 Подарки своими руками. 1
25 Средства тушения пожара. 1
26 Поле чудес. 1
27 Весна, Весна, на улице! 1
28 Права и обязанности школьника. 1
29 Помощь взрослым. 1
30 Озера Южного Урала. 1
31 Свой путь мы выбираем сами. 1
32 Делу – время, потехе – час. 1
33 Пожар в лесу 1
3 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Моя малая Родина. 1
2 Здравствуй, осень! 1
3 Отчего прибавляется счастья. 1
4 Расти здоровым. 1
5 Хвала рукам, что пахнут хлебом. 1
6 Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. 1
7 Что такое хорошо и что такое плохо? 1
8 Во саду ли, в огороде. 1
9 Клуб внимательных пешеходов в гостях у Пети Светофора. 1
10 Зачем нам нужен светофор. 1
11 Что такое мир? 1
12 Любовь к родине начинается с любви к матери. 1
13 КВН по пожарной безопасности. 1
14 День Наума Грамотника. 1
15 Лесенка здоровья. 1
16 Вместе весело шагать! 1
17 Закон для нас. Закон внутри нас. 1
18 Люби и охраняй природу. 1
19 Пожарным можешь ты не быть. 1
20 Здоровый человек. Вредные привычки. 1
21 Слава Армии Российской! 1
22 Сударыня Масленица. 1
23 Самый дорогой человек. 1
24 Детские забавы. 1
25 Если начался пожар. 1
26 Мы труд воспеваем и славим работу. 1
27 День смеха. 1
28 Что такое алкоголь? 1
29 Когда лень – всё идёт через пень. 1
30 Мир вокруг нас. 1
31 Умей владеть собой 1
32 Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. 1
33 Кто хочет стать велосипедистом? 1
4 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Качества человека 2
2 Секрет успеха 3
3 Пагубное влияние алкоголя 2
4 О наших заблуждениях 3
5 Ложь – прибежище слабых 4
6 Основы безопасной жизнедеятельности 2
7 Интуиция и рассудок 2
8 Физическое здоровье человека 5
9 Гигиена питания 4
10 Культура здоровья 2
Итого часов 33
5 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Ты и культура здоровья 6
2 История табака. Табачная отрава: иллюзия и реальность 3
3 Что дает человеку курение 3
4 Курильщики поневоле 3
5 Оставайся некурящим 3
6 Алкоголь – враг здоровья и счастья 3
7 Еще раз о пиве 3
8 Воспитание трезвости 3
9 Хорошие и плохие вещества 5
10 Подведение итогов «Что ты знаешь о здоровом и
нездоровом образе жизни» 1
Итого часов 33
6 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Летучие отравляющие вещества 3
2 Стоп, отрава! 2
3 Как наладить отношения с родителями 3
4 Полезные и вредные привычки 3
5 Закон тебя защищает 3
6 Телевизор и компьютер 3
7 Насилие на экране телевизора 3
8 Питание для здоровых 2
9 Управление своим ростом 2
10 СПИД. Как уберечь себя? 3
11 Твой дом – твоя крепость 2
12 Хорошие и дурные поступки 3
13 Итоговое занятие 1
Итого часов 33
7 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Здоровое питание 4
2 История Серого Джинна 3
3 Физическое здоровье 4
4 Разрушающее действие табака на человека 4
5 Кратковременные и длительные последствия курения 3
6 Лучше без психотропных веществ 4
7 Почему другие употребляют психотропные вещества 3
8 Почему я не хочу употреблять психотропные вещества? 3
9 От психотропных веществ можно отказаться 4
10 Итоговое занятие «Школа – свободная от психотропных веществ» 1
Итого часов 33
8 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Закрепление тем о психотропных веществах из 7 класса 3
2 «Да здравствует чистый воздух!» 1
3 Еще раз о табачном дыме 2
4 Законодательство и табачная реклама 3
5 Что такое алкоголь? 4
6 История алкоголизации в России 3
7 История трезвеннических движений в России 3
8 Что представляют собой наиболее распространенные
алкогольные изделия и как они влияют на здоровье человека 3
9 Формирование алкогольной зависимости 4
10 Социальные беды 6
11 Итоговое занятие 1
Итого часов 33
9 класс
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
1 Что такое наркотики и наркомания? 5
2 История наркотизма 7
3 Токсикомания 6
4 Развитие зависимости 7
5 Наркотики и закон 7
6 Итоговое занятие 1
Итого часов 33

Содержание программы
2 класс
Вредные и полезные привычки, их различие. О вреде курения. Опасная привычка – пить пиво и вино. Полезные привычки: утренняя зарядка, соблюдение режима дня, уход за животными и растениями и др.
Значение общения. Различные виды общения. Использование различных средств и способов для общения. Понятие «доброе общение». Как стать более интересным для окружающих?
Домашний уют. Домашнее хозяйство. Помощь взрослым. «Душевный» уют. Всему начало – отчий дом. Домашние радости. Любовь ближних; умение отвечать любовью на любовь; хорошее настроение. Радость в твоем доме. Важная работа по дому. Неизвестное, но интересное для познания.
Дружба – взаимное чувство. Совместное преодоление трудностей, взаимопомощь. Что значит дружить с собакой, кошкой, книгой? Друзей не предают.
Растения на службе твоего здоровья. Растения – настоящая кладовая ценных и полезных для организма веществ: витаминов, минеральных веществ и многого другого.
Опасность курения. Отравляющее вещество в табаке – никотин. Сокращение жизни у людей, которые курят и употребляют спиртные напитки, из-за разрушения клеток организма. Вред курильщиков для окружающей природы.
Богатство нашей природы. Бережное отношение ко всему живому на Земле. Животные – часть нашей жизни. Положительное влияние от общения с домашними животными на подрастающее поколе-ние. Научные открытия, сделанные благодаря животным. Памятники животным. Мы в ответе за «братьев» наших меньших.
Человек – часть природы вещества, необходимые для роста и развития человека. О пользе воды. Полезная вода – вода из родников. Правила употребления воды человеком. Самый распространенный напиток в России – чай. Разнообразие чая. О пользе соков. Питательная и лечебная ценность свежевыжатых соков. О вреде алкоголя.
Лексическое значение слова здоровье, здороваться, здороветь и т. п. Что значит быть здоровым? Физическое и духовное здоровье. Полезные советы о закаливании и тренировке организма. О пользе утренней зарядки.
Игра – труд, обучение, отдых. Развитие волевых качеств в игре. Любимые игры и игрушки детей. Считалки. Игры родителей, дедушек и бабушек.
Самые распространенные имена и их значения. Фамилия и отчество человека. Что значит сохранить доброе имя и фамилию своих родителей?
3 класс
Понятия: счастье, удача, радость. Качества человека, помогающие стать счастливым. Счастье лучше богатства. Счастье всегда индивидуально.
Понятия: труд, лень. Счастье в труде, учебе, помощи окружающим. Главный труд школьника – хорошая учеба. Полезные дела в семье. Труд кормит, а лень – портит.
Понятия темы: достоинство, внимание, уважение. Счастье – стремление к совершенству, к поставленной цели, достижение ее. Писатели и философы о счастье. Как человек ощущает счастье?
Понятия темы: разум, честь, честный, познание. Что необходимо для счастья? Умный человек – счастливый человек. Способы тренировки ума. Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым.
Понятия темы: игра, игромания, развлечение. Интеллектуальные и подвижные игры. Положительные и отрицательные игры.
Игры, развивающие память, фантазию, смекалку, трудолюбие, физические возможности и др. Игры в твоей семье. Игры-зарядки.
Понятия темы: табачная соска, хартия, Государственная Дума, Федеральное Собрание. Хартия (документ общественно-политического значения) о борьбе с потреблением табака в Европе. Всемирные дни отказа от курения. Отрицательное влияние табака на здоровье человека. Санитарно-просветительская работа по пропаганде пагубного влияния курения на организм человека.
Понятия темы: добро, зло, взаимовыручка. Отрицательное влияние табака на все живое. Табак и алкоголь – это зло. Влияние табачных ядов на потомство. Антитабачные листовки.
Понятия темы: равнодушный, активный, угарный газ. Пассивное курение. Угарный газ – это яд. Отрицательное влияние табачного дыма на здоровье и работоспособность человека. Родителям о вреде курения (монтаж «Поймите нас, взрослые!»). Полезные и приятные дела.
Понятия темы: здоровье, стресс, самосовершенствование, аккуратность, доброжелательность. Признаки здоровья человека: физические и духовные. Борьба людей с безнравственностью. Взаимопонимание с одноклассниками, родителями, окружающими.
Понятия темы: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), пессимист, оптимист, оптималист. Желание человека быть здоровым. Влияние наследственности, экологии и медицины на здоровье человека. Что улучшает и ухудшает здоровье? Основное условие здоровья – здоровый образ жизни.
Понятия темы: улыбка, удовольствие, веселье. Значение улыбки в жизни человека Улыбка в твоем доме, школе, классе. Настроение и улыбка. Писатели и философы о радости и улыбки.
Понятия темы: уважение, внимательность, доброта, гнев, поведение. Основа хороших взаимоотношений – уважение к людям. Умение уважать себя, членов семьи, других людей. «Дерево» уважения. Поступок человека, достойный уважения.
Понятия темы: жизнерадостный, искренний, настойчивый, правдивый, рассудительный. Положительные и отрицательные качества человека. Положительные качества окружающих тебя людей или героев литературных произведений. Отрицательные качества человека: гордыня, зависть, ленивость.
4 класс
Понятия темы: честный, самодовольный, ошибка, жульничество. Качества, необходимые людям для установления дружественных взаимоотношений. Взаимоотношения в семье между родителями и детьми.
Понятия темы: воспитание, образование, успех. Отличие воспитания от образования. Систематические занятия – необходимое условие успеха в любом деле. Формула успеха и как ее понимать. Мудрый воспитатель – кто он такой? Воспитание человека – ответственное дело.
Понятия темы: алкоголь, этиловый спирт. Проблемы, связанные с курением и употреблением алкоголя. Этиловый спирт – сильнодействующий наркотик. Спирт – ядовитое вещество, отравляющее клетки организма.
Понятия темы: агитация, пропаганда, программирование. Деятельность людей, общественных организаций в защиту трезвого образа жизни. Пьянство в обществе. Воспитание трезвости в семье. Средства массовой информации против отравляющих наркотических веществ.
Понятия темы: обман, ложь, хитрость. Причины, приводящие человека к хитрости, лжи, обману; пути их устранения. Уважение к самому себе и окружающим – дело чести каждого человека. Доверительные отношения между друзьями. Личное здоровье и свобода от всех негативных зависимостей – основа безопасной жизни.
Понятия темы: уравновешенность, целеустремленность, открытость, общительность. Причины, факторы и поводы в потреблении алкогольной продукции. Психологическая запрограммированность на потребление алкоголя. Стресс и его преодоление. Десять «Нет!» в преодолении стресса.
Понятия темы: интуиция, рассудок, вежливость, порядочность. Отличие рассудка от интуиции. Интуиция и рассудок – твои помощники. Человек – творец своей судьбы. Принятие правильного, но трудного решения. Кто такой по-настоящему вежливый человек. Опасные предложения – непредвиденные последствия.
Понятия темы: спорт, физкультура, закаливание. Положительное влияние физических упражнений и нагрузок. Здоровье – заработанная плата за труд и пролитый пот. Спортивная секция – физическая нагрузка и преодоление собственной лени. Физическое здоровье – важнейшая составляющая пожизненного капитала человека. Закаливание и его значение. Правила закаливания. Природное чудо – холодная вода. Правила личной гигиены.
Понятия темы: витамины, углеводы, белки. Вредные и полезные продукты. Правильное и сбалансированное питание. Понятие «авитаминоз». Целебные свойства овощей и фруктов.
Понятия темы: культура здоровья, народная медицина, резервы здоровья, профилактика, вирус. Профилактика заболеваний. Рационы питания. Лечебные диеты. Фитотерапия. Аксиомы культуры здоровья (по Петленко). Опасные вирусы, вызывающие различные заболевания: простуда, грипп и др. Чистота – залог здоровья.
Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека. Рефлексия по пройденному материалу курса (заполнение таблицы). Праздник «Час здоровья».

5 класс
Что такое здоровье и для чего оно нужно человеку? Примеры долгожительства. Что может помешать человеку быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни? Культура здоровья. Народная мудрость о здоровье. Афоризмы и высказывания.
Как попал табак в Россию. Истории отравления людей табаком. Отношение к табаку и табакоотравлению в различных странах при разных правителях. Причины отравления людей табаком. Что такое табак? Поводы начала курения.
Заболевания, связанные с курением. Афоризмы и высказывания: житейская мудрость о курении. Опасность «невинной» сигареты и «легкого» облачка табачного дыма.
Причины курения взрослых людей. Жизненные поучительные истории. Разговор о «пользе» курения. Коварное единение: алкоголь + табак. Почему курящие злые и раздражительные? Еще о вреде курения. Размышления о курении тех, кто прекратил курить. Опасности подстерегают некурящих, находящихся рядом с табачниками.
Кто такие «курильщики поневоле»? Конкретными цифры, свидетельствующие о загрязнении воздуха табачниками. Преимущества жизни, свободной от курения.
Некурящие бывают разные. «Героические подвиги» начинающих курильщиков. Поучительные истории о курении. Твое отношение к курению.
Способы отвыкания от курения. Научись говорить «нет»: Как сказать «Нет!» Твои действия и аргументы (доказательства)?
Хартия борьбы с потреблением табака, одобренной государствами – членами Всемирной организации здравоохранения. Значение рекламы.
Что такое алкоголь и алкогольные изделия? Напитки или «отравилки»? Свойства алкоголя. Чем опасны алкогольные изделия? Влияние алкоголя на живой организм. Пословицы о пьянстве. Узелки на память. Мудрые мысли.
Что такое «детское пиво» и его вред для здоровья? Узелки на память. О трезвой жизни. Высказывания, афоризмы. Состав пива. Что на самом деле означает слово «пиво»? Как пиво влияет на достижения в спорте? Случай из детства писателя Джека Лондона об употреблении пива.
Что такое алкоголь? Быть трезвым – здорово. Воспоминания жены академика И. П. Павлова. Народная мудрость об алкоголе.
6 класс
Как то или иное отравляющее вещество искажает сознание? Как оберегать себя от летучих отравляющих веществ? Токсикомания, токсиканты, иллюзии, галлюцинации. Опасность наркотиков. Какой жизненный путь выбирать. Информация к размышлению: почему многие люди в России употребляют легальные и нелегальные наркотики? Почему большинство населения нашей планеты ведет полностью трезвый образ жизни?
Как противостоять отрицательному давлению. Как можно сказать «нет» не обидев своих знакомых, друзей, родных. Различные способы сказать «нет» отраве. Что такое настоящие мужчины?
Как научиться понимать непреклонную позицию родителей. Как лучше предупреждать конфликты дома. Несколько правил, как выходить из конфликта. Что такое компромисс? Как правильно выражать свои обиды.
Всѐ о безопасном поведении на улице.
О вреде жевательной резинки. Информация о вредных продуктах.
Некоторые правила культуры речи. Доброта и ее место в жизни. Пословицы и поговорки
Что такое дисциплина? Некоторые статьи Уголовного кодекса России. Когда наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений? Как правильно себя вести, если вдруг тебя остановил на улице или в общественном месте полицейский?
Хорошие и плохие стороны просмотра телепередач. Проблемы, которые могут возникнуть у тебя, если будешь играть в американские игры на компьютере.
Какой вред может принести тебе телевизор? Зомбирование, развращение, склонение к насилию через телевизионные передачи. Секреты телекодирования. Вред от игр в «ужастики» на компьютере. Страхи не всегда безобидны – они источники неврозов.
Основные правила питания. Об особенностях питания при болезнях. Что полезно и что вредно для организма? Кухня – святое место в доме.
Что же мешает твоему росту? Что помогает росту человека? Источники витаминов. Умей управлять своим ростом! Что помогает растягиванию тела? Народные средства для увеличения роста. Научись рассчитывать свой рост к 20 годам.
Что такое СПИД, ВИЧ-инфекция? Симптомы, характерные для больного ВИЧ-инфекцией. Болезни, сопутствующие СПИДу.
Твой дом – жилье, семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Что делает твой дом здоровым и уютным? Воздух в помещении. Оцени значение свежего воздуха. Значение уборки своей квартиры. Четвероногие друзья и здоровье членов семьи, если не соблюдать гигиенические требования по уходу за ними. Детская комната и требования к ней. Твоя роль в уборке квартиры.
Что такое хорошо, а что такое плохо? Какие поступки бывают? Какие поступки считаются плохими? Как быть, если у тебя постоянно возникает желание совершать плохие поступки? Почему употребление, табака, алкоголя и других наркотиков – это плохой поступок? Для чего наказывают за плохие поступки? Почему награждают за хорошие поступки? Что такое прощение? Что значит «человека простили»? Для чего необходимы раскаяние и прощение?
7 класс
Физические часы питания. Здоровая и полезная пища. Сочетание пищевых продуктов. Пища, которой следует избегать. Азбучные истины «правопитания» (рационального питания). Немного знаний о сыроедении, голодании, вегетарианстве и полезных соках. Сыроедение и его преимущество. Примерный суточный набор продуктов для детей и подростков (в граммах). Что мы едим? Минеральные вещества, витамины в нашем питании. Важнейшие источники витаминов в продуктах питания.
История развития никотинизма в мире. История приобщения европейцев к курению. Аксессуары для хранения табака. Религия против курения. Позиция правительств Европы и России по отношению к табакокурению. Вред никотина и как против него боролись в разных странах Земли. Антитабачная политика СССР и России в ХХ веке. О сложностях преодоления табачной беды.
Физическое развитие и полноценный человек. Массовая физическая культура – основа культуры здоровья, гигиены труда, быта и отдыха.
Биохимические, физиологические и психологические резервы человека. Резервные возможности человека. Закаливание. Как правильно дышать? Основные типы дыхания. Гармонично-полное дыхание. Глаз – это окно человека в мир. Кожа – орган защиты. Как предупредить кариес?
Противотравматизм при дорожно-транспортных происшествиях, падениях, ожогах, отравлениях, утоплениях, травмах в результате опасных игр и конструирования, ранениях колющими предметами. Основные меры предотвращения травм, профилактики проблем со зрением, зубами, кожей, дыханием.
Глубокое осознание понятия «ранняя профилактика курения». Наркотизм и курение. Курение – главная причина болезней и преждевременной смертности современного человека. Осмысливание проблемы, связанной с прокурительной запрограммированностью. Знакомство с новой наукой – гортоновикой. Что такое привычное курение? Как развивается привыкание к курению?
Общая информация о психотропных веществах и их воздействии на человека. Определение понятия «Психотропные вещества (ПАВ)». Классификация психотропных веществ. Незаконные наркотические вещества. Законные (легальные) психотропные вещества: алкоголь и табак. Ингалянты: растворители, клеи, лаки. Лекарства, используемые с целью опьянения. Влияние употребления психотропных веществ на здоровье и социальную жизнь. Риск употребления психотропных веществ для развития зависимости.
8 класс
Концепция культуры здоровья. Аспекты культуры здоровья: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, энергетический и духовный. Знакомство с понятием «здоровый образ жизни». Основные аспекты ЗОЖ. Отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения. Характеристика культуры здоровья (жизнь со знаком «+») и болезни (жизнь со знаком «–»). Факты о курении в России и других странах. Распространенность курения, в т. ч. ежедневного, среди выпускников общеобразовательных школ крупных городов РФ (в %). Законодательные меры против табака, предпринимаемые правительством России в последнее время. Распространение курения среди взрослого населения в различных регионах мира.
Основные рекламные приемы. Распознай ложные приемы рекламы табачников. Найди пути рекламы здорового образа жизни.
История алкоголизации России и история трезвенеческих движений.
Осознание ценностей истории в вопросах пития и трезвения. Периоды движения за здоровый и трезвый образ жизни в истории нашего Отечества. Представление о современном этапе формирования здоровой и трезвой личности.
Вспомним и расширим знания о терминах: винный спирт, алкоголизация, алкогольное опьянение, алкогольные изделия
Традиционные производства алкогольных изделий: сбраживание, перегонка. Виды алкогольных изделий. Пиво. Вино. Другие алкогольные изделия. Влияние алкоголя на организм человека. Воздействие алкоголя на сердечно-сосудистую систему, мозг, пищеварительную и половую системы человека. Кратковременные последствия воздействия алкоголя. Последствия длительного воздействия алкоголя. Обсуждение причин многих заболеваний, вызванных алкоголем.
Социальное программирование и формирование алкогольной запрограммированности. Роль СМИ. Подавление защитных реакций организма под влиянием алкогольной запрограммированности. Привычка к потреблению алкоголя. Пьянство. Алкоголизм. Изменения в личности алкоголика. Печальная статистика. Углубление понимания понятий «опьяняющие вещества» и «опьянение»; расширение своих знаний о влиянии алкоголя на женщин, детей и преступления.
Как можно решать вопросы наркотизма и формирования здорового образа жизни с людьми, наделенными властными полномочиями.
9 класс
Знакомство с историческими вехами хождения наркотиков по миру.
Что такое «наркотики»? Наркотики легальные и нелегальные. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ подростками. Этапы приобщения к наркотикам. Модели наркотизма. Последствия наркотизма: галлюцинация; деградация; деменция; депрессия; иллюзия; интоксикация; суицид.
Различные конвенции мировых организаций в отношении наркотиков: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.; Комиссия ООН по наркотическим средствам; Конвенция ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Коварная роль алкоголя и других наркотиков в решении тех или иных политических вопросов. Мониторинг наркотической ситуации. Отмывание наркоденег. Стратегия сдерживания. Управление Европола по наркотикам.
Летучие вещества наркотического действия (ЛВНД). Аналоги наркотических средств и психотропных веществ, вещества сильнодействующие Механизм действия ЛВНД на подростковый организм. Признаки опьянения ЛВНД. Три стадии отравления. Последствия действия ЛВНД. Результаты действия ЛВНД. Почему люди становятся токсикоманами? Группа риска наркотизации. Как помочь самому себе, если вы сами пристрастились к «нюхачеству»? Определи свое отношение к токсикантам. Информация к размышлению.
Механизм приобщения к токсическим веществам (из писем старшеклассников). Этапы приобщения к употреблению наркотиков. Кто виноват в том, что дети употребляют наркотики? Наиболее распространенные пути получения денег для покупки зелья.
Изготовление наркотических средств. Приобретение наркотиков. Пересылка. Переработка наркотиков. Перевозка и сбыт. Склонение к потреблению наркотиков.
Анализ законодательства России и зарубежных стран, касающегося наркопотребления и распространения наркотиков и законодательство по Российской Федерации.
Внеурочная деятельность. Профилактическая работа
Мероприятия Срок выполнения Ответственные
Методическая работа
1. Составление социального паспорта класса и школы.
2. Проведение ежегодных
профилактических медосмотров.
3. Создание картотеки методической литературы
по данной теме.
4. Рассмотрение вопросов
по профилактике вредных
привычек на заседаниях МО классных руководителей.
5. Проведение открытых
уроков и мероприятий по
данной теме.

Работа с учащимися
1. Диагностика по проблеме «Уровень здоровья
и здорового образа жизни
учащихся» (самодиагностика).
2. Анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам.
3. Анкетирование уч-ся 5–9 кл. Твое свободное время и интересы.
4. Определение уровня
воспитанности учащихся.
5. Проведение цикла бесед и классных часов «Твое здоровье».
6. Участие в общешкольных, районных мероприятиях и конкурсах.
7. Оформление уголков
здоровья в классах. Сентябрь – октябрь

В течение учебного года

В течение учебного года

Ноябрь – декабрь

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного
года (по планам воспитательной работы 1 р/мес.)
В течение учебного года

Сентябрь
Октябрь

В течение учебного года

По отдельному плану Кл. руководители,
соц. педагог
Медсестра
Руководитель МО,
кл. руководители,
библиотекарь
Руководитель МО,
кл. руководители
Зам. директора по УВР
Кл. руководители,
воспитатели,
соц.педагог,
педагог-психолог.
Кл. руководитель,
зам. директора по УВР
служба сопровождения

Кл. руководитель,
зам. директора по УВР

Кл. руководитель
Воспитатели

Библиотекарь
Медсестра
Руководители МО,
педагог-психолог
Кл. руководитель
зам. директора по УВР

Мероприятия Срок выполнения Ответственные
Внеклассные мероприятия
1. Участие в проведении «Всемирного дня здоровья»
2. Организация и проведение «Международного дня борьбы с наркотиками», подготовка памяток, листовок, обращений по профилактике вредных привычек.
3. Школьный конкурс «Самый здоровый класс».
4. Общешкольный День здоровья.
5. Проведение первенства школы по баскетболу «Мы – за здоровье!»
6. Проведение конкурса рисунков «Мы выбираем Жизнь!»
7. Встречи с инспектором ПДН «Подросток и закон».
Работа с родителями
1. Диагностика затруднений родителей в вопросах воспитания детей.
2. Привлечение родителей к работе по профилактике вредных привычек у детей.
3. Проведение лектория для родителей «Здоровье учащихся».
4. Организация пропаганды правовых знаний среди родителей.

Зам. директора по ВР,
педагог-организатор


Кл. руководители
Соц. педагог
Кл. руководители

Зам. директора по ВР,
служба сопровождения
Зам. директора по ВР,
соц. педагог,
работники КДН

Литература для педагогов:
1. «Правильный выбор»: Программа формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни / сост.:
С. М. Чечельницкая, А. А. Михеева, Д. А. Шалаева, Ю. В. Величкина. – М. : Фонд «Центр социального развития и информации», 2005.
2. Александров, А. А. Курение и его профилактика в школе / А. А. Александров, В. Ю. Александрова. – М: Издательство «Медиасфера», 1996.
3. Ананьев, В. А. Легальные и нелегальные наркотики: практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. В 2-х ч. – СПб: Институт практической психологии «ИМАТОН», 2000.
4. Ахметова И. Мой выбор: учебно-методическое пособие / И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе, П. Положевец, А. Прутченков, Г. Смирнова. – М: 2003.
5. Баева, И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб: 2002.
6. Вострокнутов, Н. В. Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов социальной практики. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 53
7. Макеева, А. Г. Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе. Пособие для работы с учащимися 7–8 классов / под ред. М. М. Безруких. – М: Просвещение, 2004.
8. Макеева, А. Г. Как уберечь ребенка от курения и знакомства с алкоголем. – М: Вентана-Граф, 2004.
9. Мартынова, М. С. и др. Социальная работа с детьми группы риска. – М: Социальный проект, 2003.
10. Предупреждение табакокурения у школьников : методическое пособие для работников образовательных учреждений / под ред. Н. К. Смирнова. – М: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
11. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков : методическое пособие / под ред. И. Соковни. – М:Просвещение, 2002.
12. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами : руководство для педагогов, психологов, социальных педагогов / под ред. Л. М. Шипицыной, Л. С. Шпилени. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
13. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации / авторы: М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, А. В. Волков, Е.Н. Корнеева и др. – Ярославль, 2005.
14. Харитонова, Н. К. Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернетсети. – М: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
Для учащихся:
1. Ахметова, И. Мой выбор : рабочая тетрадь для учеников средней школы / И. Ахметова, Т. Иванова, А. Иоффе, П. Положевец, А. Прутченков, Г. Смирнова. – М. :2003.
2. Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя : рабочая тетрадь для 2 класса / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2002.
3. Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать других : рабочая тетрадь для 3 класса / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2002.
4. Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного. Учусь общаться: рабочая тетрадь для 4 класса / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2002.
5. Макеева, А. Г. Все цвета, кроме черного. Помогая другим, помогаю себе : блокнот для учащихся 7–8 классов / под ред. М. М. Безруких. – М. : Просвещение, 2005. 54
6. Обучение жизненно важным навыкам: рабочая тетрадь для учащихся 5–7 классов / сост.: Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт / под ред. Н. П. Майоровой. – СПб. : Изд-во «Образование-Культура», 2002.
7. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я (начальная школа 1–4 кл.). – М. : Генезис, 2006.
8. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я (средняя школа 5–6 кл.). – М: Генезис, 2008.
9. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я (средняя школа 7–8 кл.). – М. : Генезис, 2007. Для родителей:
1. Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного : книга для родителей / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-Граф, 2003.
2. Валентик, Ю. В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами / Ю. В. Валентик, А. Н. Булатников. – М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.
3. Макеева, А. Г. Не допустить беды: Разумный выбор: пособие для работы с учащимися 8–9 классов / под ред. М. М. Безруких. – М: Просвещение, 2004.
4. Макеева, А. Г. Все цвета, кроме черного. Семейная профилактика наркотизма : книга для родителей / под ред. М. М. Безруких. –М: Просвещение, 2005.
5. Родительский всеобуч: социальная адаптация, воспитание стрессоустойчивости, профилактика наркомании. В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами / сост.: Г. Н. Тростанецкая, А. А. Гериш. – Новосибирск : Изд. «Эфлакс», 2003.